Артюс-Бертран: Исход беженцев — только начало, скоро они заполонят Францию

Артюс-Бертран: Исход беженцев — только начало, скоро они заполонят Францию

Санкт-Петербург, 27 сентября. В рамках 25-го кинофестиваля «Послание к человеку» со своим новым документальным фильмом «Человек» в Петербург приехал известный французский фотограф и режиссер Ян Артюс-Бертран.

Ян Артюс-Бертран — фигура легендарная. Кино именитый фотограф начал снимать в 2009 году. Многие пользователи Интернета знают его по фильму «Дом. История путешествия», где поднимаются серьезные вопросы, касающиеся состояния экологии нашей планеты. Кино увидели больше 600 миллионов человек.

Фильм «Человек», премьера которого с триумфом прошла в Петербурге, снимался три года. Фильм представляет собой истории о жизни, а в некоторых случаях — выживания, очень разных людей по всему миру. Для этого съемочная группа побывала более, чем в 70 странах, взяла 2000 интервью и сделала более 500 съемок с воздуха. Такой режиссер уж точно знает о проблемах человечества не понаслышке, корреспондент ФАН задал ему несколько злободневных вопросов.

– Вы говорите, что ваши фильмы — это ваша политическая позиция. А как вы смотрите на проблему беженцев в Европе?

– Я думаю, что это только начало. Страны заполнят мигранты из Африки. Мы живем в шестой по богатству стране мира, и много людей, лишенных благ, мечтают о такой жизни, где есть бесплатное образование, медицина, страховка, нет безработицы. А когда у тебя ничего нет, конечно, ты об этом мечтаешь. У меня нет ответа на этот вопрос, но я часто думаю о том, сможем ли мы свою гуманность поднять выше экономических вопросов. Нам как журналистам легко занять такую позицию, потому что мы хорошо зарабатываем, потому что мы знаем об этом изнутри и мы открыты миру. Когда ты работаешь на заводе, у тебя мизерная зарплата, когда ты боишься все завтра потерять — я могу понять страх человека, оказавшегося в таких условиях.

– А что думаете по поводу конфликта на Украине?

– Я очень удивлен тем, что происходит на Украине, при том, что там цивилизованная страна и образованные люди. Для меня национализм — это нечто, чего я не понимаю. Я чувствую себя французом, но я никогда не смог бы убить человека из-за этого. Украину я не понимаю. (Переводчик и ассистент режиссера Анастасия Микова поясняет, что режиссер придерживается мнения того, что на Украине идет гражданская война — прим. ФАН.)

– Вы говорили, что искусство фотографии на сегодняшний момент находится в упадке. Не кажется ли Вам, что многие, в частности, военные фотографы, спекулируют на теме страдания и боли людей?

– Военные фотографы очень важны. Но сегодня любой может стать фотографом: боец, участвующий в войнах, любой свидетель событий. И тут уже речь не идет об уровне и качестве снимка. Фактически самые трешевые фото — очень часто непрофессиональные фотографии. Но спрос на такие фотографии есть — вот в чем вопрос. Интернет все изменил, полностью трансформировал понятие фотографии. Хорошо бы проанализировать, почему общество пришло к такому положению дел. Для меня настоящие фотографы — это такие люди как Сальгадо (Себастьян Сальгадо — известный бразильский фотограф — прим. ФАН), рассматривая фотографии которых, ты очень хорошо начинаешь понимать, что такое война.

– Какова, на ваш взгляд, главная черта русского человека?

– Здесь у людей есть своя специфика. Какая-то меланхолия и романтизм. Сила воли, которые на уровне размеров этой страны. Много сердечности. Это неведомый мир для меня. Это что-то очень далекое от того, каким человеком являюсь я, но мне очень хочется понять это до конца.

Артюс-Бертран: Исход беженцев — только начало, скоро они заполонят Францию

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: