Ульченко: Антироссийские выпады властей Турции помогли победить на выборах

Ульченко: Антироссийские выпады властей Турции помогли победить на выборах

 

На досрочных выборах в турецкий парламент, которые прошли после неудачной попытки партии власти сформировать правительство большинства, она одержала убедительную победу. Федеральное агентство новостей выяснило, как это повлияет на отношения с Россией и позицию Турцию по Сирии.

По результатам прошедших 1 ноября выборов, Партия справедливости и развития (ПСР), основанная президентом Реджепом Эрдоганом и возглавляемая премьер-министром Ахметом Давутоглу, набрала 49,5% против 40,1% в начале июня. Хотя по процентам голосов она не получила абсолютного большинства, в парламенте она получила таковое за счет того, что в него не прошли партии, которые не преодолели 10%-ный барьер. Поэтому если раньше у ПСР было 258 мест из 550 (46,9%), то теперь – аж 317 мест (57,6%). Теперь она смело может формировать однопартийное правительство без оглядки на всех остальных.

Понять, какое это значение имеет для отношений с нашей страной, ФАН помогла руководитель сектора Турции Института востоковедения РАН Наталья Ульченко.

– Наталья Юрьевна, некоторые эксперты прогнозировали менее удачные результаты партии президента Эрдогана. Почему он так убедительно победил и к чему это приведет?

– Я не была согласна с такими прогнозами. Основная часть экспертов все-таки склонялась к такому мнению, что партия Эрдогана наберет несколько больше, чем на предыдущих выборах, хотя и недостаточно для формирования однопартийного правительства. Так что результат в любом случае оказался неожиданным. С точки зрения его комментирования самым правильным будет посмотреть результат июньских выборов и сравнить его с нынешним: становится понятно, за счет голосов каких партий правящая Партия справедливости и развития сумела улучшить свое положение. Это, в общем, вполне ожидаемо – за счет Партии националистического движения и Демократической партии народов.

Ужесточение позиции ПСР по курдскому вопросу, отказ от переговорного процесса позволил мобилизовать голоса националистов, которые придерживаются антикурдских взглядов. Второе – попытка, хотя и довольно грубая, приписать теракт в Анкаре (произошедший 11 октября этого года. – Прим. ФАН) курдам сумела несколько ослабить позиции прокурдской Демократической партии народов (ДПН). То, что националисты частично переориентируются на ПСР, – это было прогнозируемо, об этом большинство говорило. Но казалось очень сомнительным, что удастся перетянуть часть голосов ДПН. Как видите, удался двойной эффект. За счет этого они и смогли показать более удачные результаты на вчерашних выборах.

– Как теперь это может сказаться на взаимоотношениях с Россией?

– Я думаю, что теперь, когда предвыборные страсти более-менее улеглись, это должно способствовать возвращению отношений в их спокойное русло. Те настораживающие заявления, мне кажется, были во многом продиктованы предвыборной обстановкой. Сейчас ситуация, видимо, будет успокаиваться. Конечно, остается вопрос Сирии, по которому позиции сторон не сходятся. Но дело в том, что несходство позиций наблюдалось и во времена сближения России и Турции. Наверное, и в дальнейшем это не будет служить яблоком раздора. Поэтому здесь перспектива достаточно благополучная.

– И как раз по поводу Сирии. Изменится ли позиция Турции относительно этого конфликта, а также в этом контексте – относительно турецких и сирийских курдов? Будет ли она столь же жесткой, будут ли какие-то силовые решения осуществляться? Или, наоборот, раз партия Эрдогана выиграла выборы, можно теперь оставить их в покое?

– С точки зрения стратегии, то, что ПСР заняла жесткую позицию по отношению к курдам, не очень перспективно. Этот вопрос надо урегулировать – нужен какой-то компромисс, нужен какой-то статус турецких курдов, который будет устраивать обе стороны. Как тактическое наступление это себя в полной мере оправдало, как стратегическое – придется все же что-то менять, пользуясь запасом времени до следующих парламентских выборов. Я думаю, их действительно частично оставят в покое. Что касается сирийских курдов, здесь вряд ли будут какие-то изменения. Эрдоган четко дал понять, что его не устраивает перспектива автономии на севере Сирии, и здесь он как раз проявит жесткость.

Ульченко: Антироссийские выпады властей Турции помогли победить на выборах

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: