Случайная неслучайность. О афганском направлении войны против России

BHvYp4F2LmQ

За сирийскими, турецкими и украинскими проблемами произошел еще ряд не менее важных для постсоветского пространства событий, одним из которых стало «несвоевременное» ранение, а то и смерть лидера талибов Муллы Ахтара Мохаммада Мансура и вероятное из-за этого обострение в Средней Азии тогда, когда это России меньше всего нужно.

Попутчики

Мансур не был пророссийским, он не любил шурави, но есть одно но, которое делало нас попутчиками – Мансур вел войну с ИГИЛ и ему менее всего нужен удар с севера, особенно после ухода США. В стране, где оккупационная власть ни любима и не контролирует ничего, каждый хозяин долины пишет свои законы и вступает в тот или иной союз, в зависимости от надобности, Мансур и его талибы могли стать той основой, на которой возродиться Афганистан – это его мечта.

Вот только в эту мечту внезапно вторгся конкурент – не менее жесткий, с огромными мешками денег и четкой идеей, гораздо более глобальной, нежели Талибан на месте Афганистана.

Тут бы Мансуру не выпендриваться, а поклониться и возглавить местное отделение ДАИШ, но он оказался слишком талиб, тогда, когда быть им уже было нельзя. Ровно также как некогда заклятый враг талибов, Ахмад Шах Масуд, лев Панджера, оказался слишком афганцем.

В итоге Мансур продолжил конфронтацию с вновь прибывшими, невольно стал не союзником, а попутчиком России, прикрыв ее со стратегического – среднеазиатского направления.

Вряд ли долго проживет

Об угрозе жизни Мансура, с публицистом и писателем Львом Вершининым мы говорили больше месяца назад.

«С месяц назад, готовя этот материал, Руслан проконсультировался со мной. По ходу дела обсудили то, обсудили сё, поговорили о концентрации войск помойки у рубежей Донбасса, об очень схожей ситуации близ ПМР, о развертывании американской техники в Польше и Прибалтике.

Вот про Турцию, не буду врать, не говорили, зато, коснувшись Афганистана, сошлись на том, что этот самый Мулла Мансур слишком уж жестко прет против генеральной линии, предполагающей, когда старт будет дан, удар еще и по Средней Азии. А стало быть, вряд ли долго проживет» – пишет Лев Рэмович.

Примечательно – источники в самом движении «Талибан» подтвердили информацию о ранении Муллы Мансура, сообщив, что перестрелка произошла 1 декабря в 25 км от Кветта в доме Абдуллы Сархади. Во время встречи афганских полевых командиров споры переросли в перебранку, исход которой решало уже автоматическое оружие. Перестрелка унесла жизни пяти крупных командиров талибов, еще более 10 человек, присутствовавших на мероприятии, были ранены. Мулла Ахтар Мансур получил четыре пулевых ранения, оказавшись под автоматным огнем.

Случайность?

Казалось бы, простая разборка, но кто же такой Абдулла Сархади, в доме которого напали на Мансура?

Напомним, очень скромное сообщение от 2012 года: «Пакистанские власти в понедельник выпустили из тюрьмы одного из бывших руководителей радикального движения “Талибан” Абдуллу Сархади ради содействия процессу национального примирения в Афганистане, сообщило информационное агентство Пажвак.

В январе во Франции состоится конференция по внутриафганскому урегулированию, в которой согласились принять участие представители талибов из штаб-квартиры движения в Дохе.

Абдулла Сархади, после американского вторжения в Афганистан в 2001 году и отстранения режима талибов от власти военным путем, был арестован и отправлен в тюрьму для особо опасных преступников Гуантанамо на Кубе. После освобождения в 2005 году из Гуантанамо Сархади приехал в Пакистан.

После 2005 «договорник от лица всех Талибов» на переговорах, где талибы отказались участвовать, вновь становиться полевым командиром и внезапно именно в его доме происходит «ссора» в результате которой гибнет свет повстанческого движения, а вождь, оказывается, тяжело раненным.

И это в тот момент, когда на талибов идет полномасштабное наступление ДАИШ.

То есть, США 10 лет назад выпускают одного из лидеров воюющего с ними талибана под честное благородное слово, тот отсидев еще и в пакистанской тюрьме, заново собирает банду и валит главную мешающую США в регионе фигуру. Случайность?

Война всех против всех

В этом месте я понял, что могу уйти далеко и попросил рассказать о нынешнем положении в этой стране одно из лучших российских экспертов по Афганистану, востоковеда, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждара Ашировича Куртова:

– В Афганистане сейчас происходят сложные процессы: идет перегруппировка антиправительственных сил. Дело в том, что Талибы никогда не являлись единственной антиправительственной силой, которая пыталась с оружием в руках захватить власть в этой стране. Было несколько крупных формирований, а если туда добавить местных сепаратистов и просто бандитов, то счет будет идти на десятки.

Но с появлением ИГИЛ или как его теперь называют ДАИШ, ситуация стала меняться. Дело в том, что у ДАИШ, как и Коминтерна в свое время прекрасно отработана практика посылки финансовых средств, а афганцы всегда отличались тем, что с удовольствием получали «братскую помощь» и отрабатывали свои обязательства, в том числе и связанные с действиями вооруженного характера. Поэтому полевые командиры, которые не подчинялись как Кабулу, так и Талибам, воспользовались ситуацией и заявили, что готовы воевать под черными знаменами «Исламского государства».

Талибы вступили с ними в острый конфликт, были неоднократные боестолкновения, с разными результатами и ни одна из сторон так и не добилась существенного перевеса.

Попытка убить очередного лидера Талибов произошла тогда, когда в самом движении происходил раскол. Не все с самого начала поддержали нового лидера, были полевые командиры, которые считали, что на этот пост нужно избрать другого человека и по-другому строить всю политику организации, убийство Мансура эту смуту только усилит.

Все эти обстоятельства приведут к одному – в Афганистане начнется война уже в самом антиправительственном лагере, притом по принципу все против всех. Правда, говорить о том, что правительственные войска воспользуются ситуацией и смогут навести какой-то порядок в стране, думаю, нельзя.

Регулярные войска там тоже находятся в упадке и те поражения, в том числе и по пропаганде – талибы стали сейчас распространять свое влияние и на север страны, притом достаточно успешно, и уже вышли к границам бывшего СССР, говорят сами за себя. Это связанно и с развалом Северного Альянса в свое время и рядом других обстоятельств.

Самое худшее, что может произойти сейчас – это развал движения талибов и не под ударами правительственных войск, а из-за смуты и когда большая часть талибов перейдет на сторону ИГИЛ.

Вот тогда ситуация начнет меняться в нехорошую сторону как для России, так и для всех окружающих Афганистан стран, потому что экспансионизм у ДАИШ стоит на первом месте в отличие от тех же талибов. Если это произойдет, то они могут распространять свою деятельность и на севере Афганистана с выходом на постсоветские республики».

Разговор с Аждаром Ашировичем был перед самым началом массированного наступления ИГИЛ на Афганистан в результате которого около 1600 присягнувших ДАИШ боевиков подчинили себе значительную часть четырех районов, расположенных к югу от Джелалабада. Присягали, в том числе и вчерашние талибы.

Из тех, кто «всегда отличались тем, что с удовольствием получали «братскую помощь» и отрабатывали свои обязательства», а идейные подвинутся, да и пойди теперь, найди такого идейного – Северный Альянс смерть Льва так и не пережил…

Еще один фронт

Чем это все грозит России? Только тем, что ИГИЛ очень скоро, под громкое возмущение всего «прогрессивного человечества» возьмет немалую часть Афганистана и пойдет дальше. А дальше Таджикистан, где стоит российская 201 база и Киргизия, которая входит в ОДКБ и ее придется защищать России, потому что иначе ДАИШ возьмет и их, вторгаясь дальше на север.

Защищать тогда, когда Россия воюет в Сирии, имеет конфликт с Турцией и геморрой в виде Украины. Конечно, Россию они не победят, но свое дело сделаю – крови попьют изрядно. Тем паче, что это не все шавки – пазл Третьей мировой еще продолжает складываться, но об этом в следующем материале.

Руслан Ляпин, редактор отдела публикаций ИА «Новороссия»

Источник

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: