В курганах IX-XII вв. археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором.В XIV-XVII вв. вышивка в костюме находит еще большее применение. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотные вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата. Цветными шелками и золотными нитями украшались и тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца и ширинки (небольшие платки). Позднее, несмотря на резкое изменение быта и увлечение иностранной модой, традиции вышивального искусства Древней Руси не были забыты.В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье как близ городов, так и в далеких глухих селениях.В русских деревнях и селах с пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах и плести кружева.К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой.Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.
+



Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе – жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах – крестному, попу, дьякону и т. д.Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.
В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая ее. Вот почему по цвету, орнаменту и фактуре вышивки всегда можно определить, где она была выполнена и когда применялась.
Старинный двусторонний шов роспись, состоящий из мелких цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой.
Лебеди у сельских жителей являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома и были символом плодородия, голуби значились символом супружеской верности и залогом счастливой семьи и т. д.
Позднее древняя символика многих изобразительных мотивов была забыта. Однако, по традиции, их включали в узор свадебных рубах и полотенец как необходимый символический элемент, являвшийся залогом благополучия новой семьи.
Образ величавой женской фигуры, считавшийся у древних славян символом плодородия, к девятнадцатому столетию стал основой для изображения народных праздников и обрядов.

Народная фантазия создала бесконечное количество вариантов сюжетных вышивок. И все они отличаются необыкновенной красотой и поэтичностью.
Кроме цветочного узора, в тамбурных вышивках Каргополья встречается изображение сказочной птицы – павы, издавна являвшейся у русского народа символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переивались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

Основой вышитого орнамента, как и тканого, на юге служил ромб или квадрат. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам (репей), пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями (репей кудрявый) и т. д.

Ромбы в узорах южных вышивок располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой. Красота вышивки создавалась тонко разработанным ритмом форм и линий, где промежутки фона между фигурами также приобретали вид узора. Такое построение орнамента не выделяло отдельные элементы узора, они сливались в едином переливе цвета, очень сложном и многообразном.

Кроме геометрического орнамента, в цветной перевити Тульской и Калужской областей, как и на Севере, встречается изображение грациозных птичек с пышным оперением, величавых женских фигур в широких юбках, которых местные жители называют “куколками”, всадников на сказочных горделивых конях и царственных барсов с закрученными на спину хвостами. Все эти образы были связаны теперь с благополучием новой семьи и являлись символом любви, верности и согласия между мужем и женой или залогом богатой жизни. Поэтому изображение птиц, зверей и домашних животных встречается на свадебных и праздничных полотенцах, которыми украшалась крестьянская изба, или на одежде жениха и невесты.






Такие вышивки в народном костюме дополнялись сверкающими парчовыми тканями на сарафанах. Наибольшей известностью пользовались мастерицы Каргополья, Олонецка, Торопца, Пскова, Городца, Лыскова, Арзамаса и Торжка. Во многих районах России народный костюм дополнялся золотошвейным платком из ярких шелковых тканей. Наиболее распространенными мотивами здесь были виноградные гроздья, многолепестковые цветочные розетки, ветки розы с цветами, букетами и листьями. Основной узор украшался завитками, усиками, блестками и различными сетками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.

Источник: http://needl…
(Продолжение следует)