Речь пойдет о международной системе оценок знаний и умении их применять на практике.
Позавчера Кисилёв в вечернем выпуске “порадовал” нас тем, что московские школьники успешно справляются с тестами PISA. Это международный критерий оценки успешности даваемых знаний в разных странах.
Наша страна принимала участие в тестировании с начала 2000-х годов, и всегда болталась где-то по серединке, уступая ведущим “мозгам” мира.
Каким то чудным образом этот тест приняли как лакмусовую бумажку и стали выводить рейтинги престижа образования. Соответственно напрашивается вопрос: что это за тест? Так ли он хорош, чтобы им оценивать образование во всех странах мира одной гребенкой?
Как у любого физика может возникнуть вопрос: а как вы мерите и чем, что получаете такие результаты?
Кто успел ввести PISA в абсолют и пытается под него подстроить нашу систему образования? А самое главное: нужно ли?
Я не поленилась и почитала https://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf
Автор очень хорошо описал систему мониторинга по странам системой PISA, дает прекрасное описание терминов: читательская грамотность, функциональность текста, умение использовать текст в ситуации и т.д. и т.п. И с его слов вроде все так замечательно в системе PISA. НО!
Когда я дошла до приложения, где рассматривалось три примера по тесту, у меня волосы зашевелились на голове.
На сколько плоские вопросы и плоские ответы. При чем по каждому вопросу, по логике вещей можно выбрать два или три ответа. И я по каждому ответу могу обосновать правильность его выбора. Дайте мне только живого оппонента. Но нет же, строгая система не даёт возможности маневра. Т.е. я могу сделать вывод, что она сужает мышление.
Все должны подстроиться под логику мышления составителя текста! Айайай, как не субъективно. И они нас еще чему-то учат..
Давайте скажем прямо: страны, лидеры по системе PISA, это страны с узким мышлением. Торговля – да, юриспруденция – да, оператор на конвейерной линии – да, ну и все. А для кого еще? На кого еще рассчитана эта система?
Посмотрите сами!
Вот вопрос: что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем, как поднялся занавес?
Ответ:
Ответ принимается (оценка – один балл) Упоминается ужин или шампанское. Может содержаться пересказ или прямое цитирование текста. Они только что поужинали и выпили шампанское. “Мы только что покинули обеденный зал, где изумительно поужинали”. [прямое цитирование] “изумительный ужин и выпили две бутылки шампанского”. [прямое цитирование] Ужин и вино. Ужин. Пили шампанское. Ужинали и пили. Они были в обеденном зале.
Это все равно что спросить у прочитавшего “Войну и Мир” только один вопрос: сколько сражений описывал автор?
Представьте прочитать все четыре тома для того, чтобы посчитать количество описанных сражений.
Или в какое время суток Катерина произнесла: “Почему люди не летают как птицы?” Да какая разница? Суть и функция текста не в этом!!!
И это понимается функциональность текста? Моему возмущению нет предела! А как же смысл, суть? А умение понимать между строк? Уловить настроение автора. Что автор хотел сказать? Чему учит данный текст?
PISA тест не настроен на то, чтобы определить, понял ли читатель сути написанного. Там идёт тупое ковыряние в словах, в декодировании. Приехали. Без сути, без смысла, без эмоций.
Подчеркну ТУПОЕ! Примитивное до ужаса, до паники..
Любой психолог, преподаватель, обычная мать вам скажет, что когнитивное восприятие лучше развивается в параллель с эмоциональным. Чем больше переживаний (сочувствие, сострадание, сопереживание), тем ярче умение запоминать и пользоваться знаниями. Где в тесте PISA эмоции? Их нет!
Кто у нас не переживал в школе за Герасима и Муму? Самый отъявленный двоечник и то знал, что собачку жалко, но Герасим не подлец! В PISE нет этого!!!! Нет там человеческого..
Вспомните, как мы функционально пользовались текстами на литературе, да мы сочинения в пол тетради писали, отвечая на один вопрос, цитируя и автора и его критиков. А в тут: выберите один из четырех ответов, хаха..
БЕЗОПАСНОСТЬ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ Взгляните в таблицу, озаглавленную «Если вы пользуетесь мобильным телефоном…» Какую идею пытается донести до вас эта таблица?
A. Использование мобильных телефонов не представляет опасности.
B. Доказан риск использования мобильных телефонов.
C. Есть такой риск или нет, а меры предосторожности не помешают.
D. Есть такой риск или нет, а пользоваться мобильным телефоном не стоит, пока мы не знаем этого наверняка.
E. Инструкции в колонке «Советуем» адресованы тем, кто всерьез опасается, а колонка «Не советуем» адресована всем остальным.
Я не знаю, как устроенны мозги составителя этого теста. Но они явно ущербны, потому что я под каждым из этих ответов могу дать сочинение на пол тетради с обоснованиями, что до меня хочет “донести” таблица.
Ну если у них таблицы доносят.. о чем можно вообще говорить?
Я одного понять не могу, у нас не кому составить международный критерий оценки знаний?
Наверное мне придётся, раз больше некому.
Любовь Николаевна специально для Русской Силы.