В 25-ю годовщину распада СССР все чаще говорят о том, что еще одним союзом может стать меньше. Распад Европейского союза не несет ничего хорошего ни странам-участницам, ни странам ЕАЭС. Но у ЕС, при всех накопившихся проблемах, еще есть шанс на спасение.
Хотят ли европейцы жить в ЕС?

Брексит объединяет getthebrexitfacts.wordpress.com
Этот вопрос все чаще задают на фоне растущей популярности евроскептиков в ЕС.
По данным соцопроса, который в августе провел фонд Бертельсмана, Брексит подействовал на европейцев отрезвляюще. В августе 62 процента опрошенных высказались за сохранения членства их страны в ЕС (в марте, до Брексита сторонников ЕС было 57%). Причем, даже в Великобритании сторонников евроинтеграции в августе было 56%, до Брексит их было лишь 49 процентов.
Наиболее проевропейской странй остается Польша – там за сохранение членства в Евросоюзе высказались 77 процентов опрошенных.
Количество евроскептиков к августу снизилось на 4 процента. Теперь лишь 26% опрошеных хотели бы, чтобы их страна вышла из ЕС. Больше всего выхода из ЕС хотят в Италии — там за выход из состава Евросоюза высказался 41 процент опрошенных, на втором месте французы с 31 процентом желающих выхода из ЕС, 21 процент опрошенных жителей ФРГ высказался за выход их страны из Евросоюза [1].
Итак, после Брексит европейцы не очень-то хотят выхода их стран из ЕС. Хотя, в последнее время политическая реальность все чаще противоречит данным соцопросов. Победа Трампа тому — яркий пример.
Сценарий для расколотой Европы
Представим, что евроскептики вдруг взяли верх в большинстве стран ЕС и в ближайшие три-четыре года в ЕС начался «парад суверенитетов», совсем как в последние дни существования СССР. Как этот процесс отразится на судьбе Евразии?
- Часть стран вроде Молдовы, Болгарии и других стран, где победят евроскептики, могут выразить желание примкнуть к ЕАЭС. Только сможет ли ЕАЭС эффективно выстраивать отношения с европейскими партнерами? Ведь сейчас экономический союз всего пяти государств регулярно потрясают торговые войны, упреки в низком качестве продукции и протекционистские «рогатки» на пути следования товаров стран-участниц союза.
- Польша и страны Прибалтики, в условиях распада ЕС, начнут еще более тесное сотрудничество с США, как в экономической, так и в военной сфере. Можно сказать, что пока что взвешенная позиция «старых» членов ЕС вроде Германии и Франции сдерживает конфликт между Востоком и Западом. В доктрине НАТО уже определено место наиболее вероятного столкновения блока и России — это Сувалкский коридор, 65-километровая полоска земли вдоль польско-литовской границы [2].

Сувалкский коридор. Изображение: upnorth.eu
- Дональд Трамп недавно заявил о планах по наращиванию военных расходов и отмене всех ограничений, препятствующие развитию добычи сланцевой нефти и природного газа [3]. В среднесрочной перспективе это может означать новый виток гонки вооружений и падение мировых цен на нефть. И вот тут надо вспомнить обстоятельства распада СССР. По словам российского политолога В.Крашенинниковой, распад СССР произошел после опускания мировых цен на нефть до 9-10 долларов за баррель и втягивания Советского Союза в гонку вооружений [4].
- В условиях падения нефтяных котировок и необходимости усиливать военные расходы из-за активизации НАТО в Польше и Прибалтики, в экономике России и стран ЕАЭС могут усилиться кризисные тенденции. В условиях кризиса в ЕАЭС могут усилиться центробежные тенденции и стремление защитить «свой» рынок и «родных» производителей от конкурентов из стран-участниц ЕАЭС. В итоге это может привести к кризису Евразийской экономической интеграции.
- Разделенная Европа также окажется не лучшим партнером для Китая при реализации проекта Нового Шелкового пути, особенно в условиях нарастающей военной напряженности между НАТО и ЕС.
Шаг назад для спасения…и сопряжения
Может ли ЕС сохраниться? В существующих границах и формате — вряд ли. И дело тут не в мигрантах, а в том, что сам «Европейский дом» был построен на зыбком фундаменте. Как известно, интеграция бывает экономической и политической и, как правило, экономическая предшествует политической. Но после распада СССР в Евросоюз успели принять страны, которые сильно отличаются по экономическим показателям от, к примеру, учредителей «Союза угля и стали». Также не было достигнуто должного уровня интеграции среди «старых» членов ЕС и на этом фоне начался прием новых участников. Попытка одновременно «расширить и углубить», как говаривал последний Президент СССР Михаил Горбачев, для ЕС оказалась непосильной.
Федерализация и создание Соединенных Штатов Европы со столицей в Брюсселе или Берлине сейчас маловероятна. Для сохранения ЕС наиболее вероятным способом спасения является шаг назад, возврат на этап Европейского экономического союза.
При таком сценарии политические и экономические полномочия будут разделены. Экономику по-прежнему будет регулировать Центр, а политические вопросы, например, миграционная политика будет всецело в руках национальных правительств. В таком «рыхлом» Евросоюзе не будет экономических санкций по политическим мотивам или попыток экономическими методами навязать партнерам «правильные» ценности.
Сопряжение ЕАЭС и ЕС пока что осложняется тем, что интеграционные проекты находятся на разных уровнях развития. Ведь ЕАЭС еще делает первые шаги. Поэтому возможный возврат ЕС на шаг назад может стать и шансом для сближения двух интеграционных проектов и и создания Большой Евразии.
Источники:
Brexit Boosts EU Survey Results
В НАТО определили возможную точку начала войны с Россией
Трамп пообещал укрепить армию и отменить ограничения на добычу сланцевой нефти
Политолог Вероника Крашенинникова: План по развалу России утвержден и запущен!
Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда