Невидимый заслон с воздуха дронами.

Юрий Маевский, заместитель генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), в сентябре 2016 года в интервью ТАСС сообщил, что в ближайшие полтора года в России появятся беспилотные летательные аппараты для ведения радиоэлектронной борьбы.

Причиной, по которой корпорация задумалась о создании универсальных летательных устройств, стало то, что многие террористические организации в последнее время активно используют беспилотники.

Это не может, конечно, не вызывать резонных опасений. Более того, подобные технологии сникали военную славу в целом ряде стран. Так что, повода не начать отечественные разработки не находится:

«Сейчас армии многих стран мира применяют беспилотники, причем для разных целей. Как правило, они используются в качестве разведчиков или ударных средств, – сказал он. – В частности, применение беспилотникам находят и различные террористические организации. Учитывая все эти факторы, мы рассматриваем как весьма актуальный вопрос создания средств противодействия беспилотным летательным аппаратам»

По заявлению Маевского, первые плоды КРЭТ планировалось представить уже через год-полтора. Как отмечал заместитель генерального директора, работу начали вести как над системами защиты от средств противовоздушной обороны, так и над целыми беспилотными комплексами. А их особенность заключается в сменной многоцелевой нагрузке РЭБ. Как известно, оба указанных направления были взяты во внимание. Очевидно, что для эффективной защиты необходимо прибегнуть к более маневренным средствам. Беспилотники сами по себе как инновация давно не в диковинку в отечественном производстве. Но если все созданные ранее аппараты были запрограммированы только для ведения боя с наземными объектами, то теперь речь конкретно шла о радиоэлектронной борьбе. В связи с нарастающей внешней угрозой это кажется более, чем уместным. Устройства противника должны быть выведены из строя, просто навсего «ослеплены».

Как тогда подчеркнул в своей речи заместитель гендиректора КРЭТ, комплексы радиоэлектронной борьбы призваны оказывать содействие в защите от воздушно-космического нападения. Он напомнил, что в России уже начались испытания новейших технологий, нацеленных на отражение опасности из космоса. Разместись систему РЭБ планировалось как на наземных, так и морских, и воздушных носителях.

БПЛА (беспилотные летательные аппараты) станут гарантом безопасности.

Ведь они могут функционировать в роли разведчиков, но также ударных средств. Что же до сегодняшнего дня, то на данный момент российская армия располагает вертолетами Ми-8МТПР-1 для ведения радиоэлектронной борьбы. Подобный летательный аппарат способен защитить целую группу авиационной или наземной техники.

В западных СМИ уже активно поднимался вопрос касательно российских РЭБ.

Зарубежные издания активно обсуждали «Рычаг-АВ», который собственно и устанавливается на Ми-8МПТР-1. Кстати, вес системы составляет ни много ни мало 1.5 тонны. Причем, большую обеспокоенность вызывает не текущая система, а вообще интерес России к подобным разработкам. Как сообщается, «Рычаг-ПРО», который должен прийти на смену нынешнему аналогу, будет значительно превосходить по техническим характеристикам.

В июле 2016 года РОСТЕХ выпустил пресс-релиз, в котором было сказано о возможном экспорте «Рычага-АВ». Правда, «вывозимый» вариант будет несколько отличен от российского рядом ключевых характеристик. Но спрос достаточно велик. Как заявлял первый заместитель главы КРЭТ Владимир Михеев, готовилось несколько контрактов на подписание, а с некоторыми еще налаживается диалог о закупке. Очевидно, что снискавший славу «Рычаг-АВ» у иностранных партнеров, высоко ценится и в России. К примеру, замминистра обороны РФ Юрий Борисов назвал «Рычаг» надежным средством.

Что же до новых беспилотников, то совсем недавно, в августе 2016 года, главный конструктор «Группы Кронштадт» Николай Долженков рассказал, что многие самолетные системы не учитывают специфику БПЛА, так что инженеры проделывают работу с самого начала. Поэтому была создана противообледенительная система, которая успешно прошла все испытания в аэрогидродинамическом институте имени Жуковского. Это, как подчеркнул Долженков, поспособствует тому, что отечественные беспилотники будут летать при любых погодных условиях.

Из всего вышеуказанного сам собой напрашивается вывод, что Россия находится на правильной стадии разработок, которые стратегически вписываются в нынешнюю внешне- и внутригосударственную концепцию.

США назвали самое грозное оружие России.

Российские разработки не остались без внимания и со стороны американских экспертов. Так издание Breaking Defense со ссылкой на доклад эксперта Центра военно-морских исследований (Center for Naval Analyses, CNA) Сэмюэля Бендетта сообщило, что американской армии стоит всерьез опасаться российских беспилотников, оснащенных средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), так как США в этом компоненте значительно отстали.

Совсем не удивительно, что американцы боятся наши БПЛА, они могут доставить массу проблем на полях сражений, заявил корреспонденту Федерального агентства новостей военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

По словам представителя CNA, наиболее мощные российские БПЛА по дальности полета и полезной нагрузке не превосходят западные аналоги и наиболее мощные российские беспилотники по дальности полета и полезной нагрузке – во многом еще зависят от импортных комплектующих. А это не очень удобно для российского ВПК. Поэтому в России  разрабатываются отечественные дроны и полностью отечественные дроны пока, как правило, меньше и могут действовать на относительно небольших расстояниях, но это является и их преимуществом. Такие аппараты проще доставлять в нужное место, для управления ими не нужен большой штат, а неприхотливость в обслуживании позволяет обучить обращению с ними большее число военных.

«Такие аппараты проще доставлять в нужное место, для управления ими не нужен большой штат, а неприхотливость в обслуживании позволяет обучить обращению с ними большее число военных», — утверждает Бендетт.

К примеру, беспилотник “Орлан-10” может легко поднять один человек, аппарат несет около шести килограммов полезной нагрузки. Он используется не только для разведки и корректировки огня, но и как средство РЭБ. Комплекс из трех “Орланов” может создать помехи связи на внушительной площади, отключать сотовую связь и даже выборочно воздействовать на определенные телефоны, в том числе передавая обманные или деморализующие текстовые сообщения.

«Действительно, для них это проблема. Дело в том, что в России разработки по направлению радиоэлектронной борьбы и подавлению не прекращались с 90-х годов, даже несмотря на то, в каком кризисе находилась российская военная промышленность. То, чем мы сейчас располагаем, весь имеющийся спектр средств РЭБ — заслуга людей, которые продолжали верить в военную мощь нашей страны. И вот сейчас наши комплексы могут работать по средствам связи, по различной электронной аппаратуре, по оптико-электронной аппаратуре вероятного противника. Они могут ставить помехи и могут подавлять, поэтому неудивительно, что американцы их боятся. Российские БПЛА с комплексами РЭБ могут деморализовать армию США», — поясняет ситуацию эксперт.

Аналитик подчеркивает, что средства радиоэлектронной борьбы различаются по типоразмеру. Существует всего три класса: комплексы, работающие по дальним средствам разведки противника (ДРЛО, спутники связи, спутники разведки — прим. ред.), комплексы, действующие в оперативно-тактической зоне по средствам наведения высокоточного оружия, а также средства РЭБ, заставляющие сбиваться высокоточное вооружение противника, не дающие ему подрывать боеприпас во время его приближения к цели.

«Действительно, такие комплексы могут действовать против мин и систем залпового огня, имеющих радиовзрыватели. Понятное дело, что типоразмер таких устройств различен, есть стационарные и есть небольшие средства РЭБ, которые проходят сейчас испытания в войсках. Некоторые из них уже прошли опробование в Сирийской арабской республике. К слову, там войска США второй раз столкнулись с нашими системами радиоэлектронной борьбы. Они поняли, что вся их аппаратура, которая ранее считалась максимально защищенной, на деле таковой не является. Американцы не любят воевать в той среде, которая не дает им чувства защищенности. Выразительным примером может служить ситуация с американским эсминцем «Дональд Кук», 17 человек из экипажа которого после инцидента в Черном море написали рапорт об увольнении», — продолжает аналитик .

Эксперт центра военно-морских исследований Бендетт отмечает, что комплекс из трех российских «Орланов» создавать помехи связи на на внушительно большой площади, отключать мобильную связь и даже выборочно воздействовать на определенные телефоны, в том числе передавая обманные или деморализующие текстовые сообщения.

«Если позволяет типоразмер, комплексы РЭБ могут быть помещены даже на малые БПЛА. Такие работы ведутся очень активно, потому что развитие беспилотников для Минобороны стало одним из перспективных направлений деятельности. У нас это направление долгое время было в запустении, но сейчас мы семимильными шагами наверстываем упущенное. Причем не просто догоняем, мы идем своим путем и в некоторых областях даже идем на опережение. Поэтому установка комплексов РЭБ на БЛА — логическое продолжение развития технологий», — заключил Леонков.

Как подчеркивает автор материала издания Breaking Defense, после распада Советского Союза армия США всерьез не занималась технологиями ведения электронной войны, из-за чего неожиданно для самой себя отстала от России.


Специально для «Русской силы» по материалам RG.ru, ТАСС и ФАН подготовил Макс Елев
Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: