Распад иллюзий: федеративная, но единая

c4ff332b07f23f1eaf2a656e392f4969Тема распада Российской Федерации по образцу СССР или Югославии давно является одной из пугающих тем внутреннего российского дискурса.

И патриоты, и люди, называющие себя либералами, часто поднимают данную тему по тому или иному поводу. Дескать, не изменится российская компрадорская власть — страна обязательно развалится, либо наоборот, мол, если не будут проведены правильные «либеральные» реформы, то Россия обязательно развалится. Необходимо в общих чертах обозреть данную проблему, дабы понять, имеют ли под собой подобные опасения какие-либо основания.

a13687c9e6ba42204ff58c247b5b00a2Карта национальных республик Российской Федерации.

Одной из угроз территориальной целостности российской государственности считается сепаратизм национальных регионов страны. Российские национальные республики, наследие советской национальной политики, рассматриваются как свидетельство угрозы территориальному единству России. Суть данной аргументации состоит в том, что при сильном ослаблении центральных властей либо неприемлемой  для национальных республик политики Москвы они могут пойти по пути сецессии — выхода из состава государства.

Неадекватность данной аргументации состоит в том, что большинство национальных республик России, даже потенциально, не могут стать национальными государствами. В таких республиках как Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия и Хакасия этнические россияне составляют крупнейшие группы населения, в таких республиках как Якутия, Калмыкия, Татарстан, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия и Чувашия этнические россияне составляют вторые по численности этнические группы. Действительно, специфическими являются те русские регионы, где численность этнических россиян значительно меньше — это Чечня, Ингушетия, Дагестан и Тыва.

d6d0ad32cad9a372abf23c01bd01136aРоссийские войска в Чечне, 2000-е.

 Первые две группы республик можно смело сбрасывать со счетов, так как они образуют отдельные острова на карте России и не имеют нормальных границ. Кроме того, их этнический состав ставит крест на любой попытке построения национального государства. Независимый Татарстан, элиты которого действительно в своё время делали подобные попытки, является совершенным оксюмороном — со всех сторон он граничит с Россией и его экономические перспективы находятся где-то в районе нуля. Наличие очень большой группы этнических россиян попросту означает невозможность превращения Татарстана в татарское национальное государство. А вот третья группа республик, теоретически, могла бы осуществить такой проект. Однако, из их списка нам придётся сразу отчислить Тыву, так как специфика этой труднодоступной и нежизнеспособной без связи с Россией территории имеет своим продолжением невозможность создания на базе республики независимого национального государства.

Ингушетия, Дагестан и Чечня вполне могут воплотить в себе угрозу сепаратизма. Кавказские сепаратистские движения представляют вполне реальную угрозу, с которой постоянно борются ФСБ и МВД РФ. Тем не менее, силовой потенциал кавказского сепаратизма недостаточен и центральные власти могут держать ситуацию под контролем даже в кризисных условиях.

Таким образом, из основных очагов российского этнического сепаратизма можно выделить лишь три республики северного Кавказа, причем угроза отделения представляется весьма слабой в силу тесных экономических, политических и иных связей между этими республиками и федеральным центром. Российская Республика устроена отличным от СССР образом, она не может развалиться на «суверенные республики» — в худшем случае, на карте появится еще одно «Приднестровье», однако и этот сценарий представляется маловероятным в силу значительности силовых и экономических ресурсов центра.

949dfff07f84349e68a22558b6fea72aСовременная Российская Армия обладает куда большим реальным потенциалом по борьбе с сепаратизмом, чем большая, не слабо эффективная армия РФ в 1990-е.

 Региональный сепаратизм в России крайне слаб. Хотя, наличествуют небольшие группы сибирских, уральских, ингрийских и иных «националистов», однако, их идеи далеки от жизни большинства граждан их регионов. Небольшие секты «местных националистов» представляют скорее предмет осмеяния, нежели весомые политические организации. Нельзя исключать, что значительная часть данных структур во многом состоит из агентуры российских спецслужб — вроде того, как значительную часть американской коммунистической партии в годы Холодной Войны составляли агенты ФБР и АНБ.

Теоретически, тема сепаратизма могла бы быть использована для ослабления федерального центра и для увязывания его в различных внутренних конфликтах. Этот сценарий действительно можно рассматривать как возможный. Распад России никому не нужен, а вот её дестабилизация и ослабление — вполне искомая цель для некоторых государств. Ослабление власти центра и вспышки межэтнического насилия в национальных республиках вполне могут оказаться действительно ощутимой опасностью для стабильности государства. Другой реальной угрозой для России является религиозный фундаментализм, который может стать серьезной проблемой в мусульманских регионах Российской Федерации.

Таким образом, России просто не на что разваливаться. Существует угроза потенциальной сецессии Северного Кавказа, однако она маловероятна. Национальные республики РФ являются в чистом виде фикциями, так как по своему этническую составу они попросту не соответствуют своим названиям. Кроме того, в структуре населения Российской Федерации численность этнических россиян среди всех русских составляет свыше 77%. Кроме того, необходимо учитывать и то, что этнические россияне и остальные русские обладают высокой социально-культурной комплементарностью.

Василий Нкот