Общее дело Владимира Путина


Общее дело Владимира ПутинаСплотиться, чтобы спасти от гибели Россию-Евразию Владимир Путин сделал достаточно важное заявление. Многие, наверное, рассмотрят его как популизм, однако есть надежда на то, что все намного серьезней, ведь после Крыма наша элита в известном смысле перешла Рубикон, прошла точку невозврата: экономическая война против России идет полным ходом, выживание страны и ее элиты зависит от смены уклада, от создания великого проекта, от мобилизации – в том числе и экономической.

Индивидуализму необходимо противопоставить солидарность и соборность. Отношения бизнеса и государства в России должны строиться на философии общего дела, на партнерстве и равноправном диалоге – заявил президент России Владимир Путин в ходе обращения к Федеральному собранию. Итак, Путин обратился к тематике Философии Общего Дела. Это обращение не случайно, и если за ним последуют реальные действия, они могут привести к смене экономического вектора в России. Конечно, всегда стоит помнить о “цезаризме” Путина, однако такая серьезная апелляция к философской идее заслуживает пристального внимания. Что же такое общее дело?

Философию Общего дела развивал великий русский философ Н. Ф. Фёдоров, его относят к основоположникам русского космизма. Мысль Федорова  многогранна – так, Бердяев называл его приёмником славянофилов. Федоров влиял в разное время на Соловьева, Достоевского и других великих деятелей русской литературы и философии. Главный вопрос Федоровского учения – преодоление смерти. Оно мыслится через “активное христианство” – построение Царствия Божия на земле.

Главным путем к этому Федоров видит синтез науки и религии и единение сословий в единую семью. Безусловен некий утопизм идей Федорова, однако нельзя не отметить их влиятельности на последователей не только среди русского космизма, но и вообще в русской философской мысли. Многие установки советского государственного строительства неявно исходили из идей Философии Общего дела, об этом в своих работах пишут С.Г Кара-Мурза и Александр Проханов. И Флоренский, и Сергий Булгаков были в какой-то степени русскими космистами. Они в чем то продолжали линию Федорова, отбросив, однако, утопизм. На идеях Павла Флоренского стоит остановиться подробнее.

Отец Павел Флоренский был одновременно богословом и ученым. Он говорил о себе как о противнике ренессанса и стороннике средневекового мышленья, он черпал вдохновение в православной вере и участвовал в работе ГОЭЛРО. Он провозгласил Новое Средневековье и сделал ряд научно-технических открытий. Русский космист и знаток средневековой русской иконописи, Павел Флоренский написал удивительные работы, проясняющие отношения традиционного сознания и творчества. Наследие Флоренского, оставленное им после трагической гибели, велико и многогранно, притом удивительно цельно.

Флоренского можно назвать провозвестником нового общества, где техническое развитие (органопроекция) будет сочетаться с глубокой духовностью и традиционными ценностями. В каком-то смысле, Павел Флоренский – один из тех, кто начертил “дорожную карту” общественного развития. СССР при всем своем прогрессизме сохранил традиционное общество, это отмечал в своих работах С. Кара-Мурза; однако отсутствие углубленного знания традиции, наносной атеизм Советов принесли много негативных аспектов в идеальное, за вычетом вышесказанного, общество.

Этот фактор был одной из причин гибели СССР. Будущее лежит за архаическим футуризмом, за синтезом высоких технологий и традиции, причем важно чтобы техносфера была подчинена ноосфере. Техника как средство должна подчиниться духу. Это иной путь, нежели путь бездушной технофилии запада, или технофобии, которую мы можем наблюдать, например, в анархо-примитивизме, это узкая тропа, однако мне она представляется единственно верной.

Сочетание Традиции и технического развития возможно, мы видим примеры этого в обществах прошлого, важно лишь правильно соблюсти баланс между техническим развитием и вечными истинами и не допускать понимания технического развития как сугубо западного пути; мы видим технику и в цивилизациях Древнего Египта, Китая, Индии и Византии – все эти общества были традиционными, что не мешало их техническому развитию. Таким образом, имеется возможность, следуя за Павлом Флоренским, по-иному взглянуть на вопросы технического развития и традиционного общества: вместо антагонизма при определенном раскладе возможен синтез.

На мой взгляд, философия общего дела, имевшей огромный вклад в развитие русской философской мысли и культуры, имеет определенную актуальность и сегодня, если, конечно, отбросить некоторый ее утопизм. Либеральная модель для русской экономики губительна, но невозможно и механическое воссоздание советской экономической модели. Поиск новой русской экономики может лежать в рамках Четвертой Политической Теории. Мы должны утверждать свою традиционную евразийскую культуру.

Создать то, что Павел Флоренский называл пневматосферой, а Владимир Вернадский – ноосферой. Это будет культурное поле, в котором традиция и современное знание начнут вести диалог. Сложная система, которую из себя представляет Россия-Евразия как Макрокосм, должна найти свой отклик в каждом человеке как в микрокосме. Такое единство и будет соборностью, цветущей сложностью. В обустройстве хозяйства России нужен новый социализм, но не социализм Маркса и Энгельса, а социализм Сергия Булгакова с его Философией Хозяйства.

Русский социализм – не утопия, его культурные предпосылки скрыты в русском коде, в глубине русской истории, а идейными выразителями стали русские философы, многие из которых, так или иначе, были знакомы с фёдоровской Философией общего дела. Речь может идти не столько о преодолении смерти биологической, сколько о преодолении антисистемных установок, ведущих к прижизненной смерти духовной.

Мы должны сплотиться, чтобы спасти от гибели Россию-Евразию – это и станет общим делом каждого. Русский социализм станет ответвлением общего дела в экономике, он даст необходимую нам мобилизационную хозяйственность, которая поможет нам преодолеть вражеские удары в сферах экономики и культуры и построить хозяйство большого пространства, не зависящее от нашего геополитического противника; это даст мощный толчок к развитию цивилизации. Таким образом, в сфере идей Владимир Путин намекнул на определенный вектор хода событий, теперь остается перейти к практике.

Антон Брюков