Письмо в телевизор. Хватит нас разводить, мы и так чемпионы по разводам

Уважаемые читатели! Если вам кто-то скажет, что в России нет пропаганды, так как она запрещена законом, то не верьте. Она есть и гнездится в самом уязвимом органе общественного организма — массовой культуре.

Письмо в телевизорВ прошлом году законодательно удалось вычистить оттуда пропаганду курения, ведутся дебаты о запрете демонстрации алкоголя в кинолентах, но это цветочки. Борьба с самым агрессивным типом пропаганды пока что даже не обсуждается — я имею в виду пропаганду, простите, б***ства. И что примечательно, при всей возвышенной риторике о необходимости укрепления института семьи, главным пропагандистом этого порока продолжает оставаться Первый канал. Я поясню.

Вчера в выпуске новостей по Первому каналу долго и пафосно рассказывали о надвигающемся на зрителей новом сериале (в последнее время это у них такое правило — рассказывать в новостях про новые сериалы). Сериал, как водится, про советскую жизнь (это тоже новый тренд — его разберём отдельно) и нелёгкую судьбу известного кинорежиссёра, которого партийное начальство принуждает снять ленту про «увеличение удоев», а он хочет экранизировать Достоевского. Пережив муки борьбы с собственной совестью, режиссёр всё же, зажав привычную фигу в кармане, соглашается снимать про удои. Но такой великолепный сюжет просто не может существовать без любовной линии. Она в том, что на главную роль напрашивается жена режиссёра (с которой он последнее время не в ладах), но он уже пообещал отдать эту роль своей любовнице. Возникает драма, по итогам которой режиссёр влюбляется в простую доярку. Остальное смотрите «на Первом».

И так почти в каждом сериале, уважаемые читатели.

Центральное место отводится мукам женатых и замужних людей, шастающих направо и налево. Впрочем, если вам поднадоели сериалы, смотрите на Первом одну из бесчисленных и проникновенных передач про судьбы знаменитых актёров театра и кино. Если свалить их в один котёл, хорошенько перемешать, а потом зачерпнуть не глядя, то выловится какая-нибудь усреднённая знаменитость, которая в молодости вышла замуж за молодого сокурсника, родила от него девочку, но потом в неё по уши влюбился известный режиссёр, и, потерзавшись для приличия, она ушла к нему. Но режиссёр быстро сделался старым и никуда не годным, а потому актрису закружил бурный роман с коллегой по съёмочной площадке, от которого вскоре забеременела очаровательным мальчиком и вышла замуж. Прошли годы, и теперь она живёт с успешным бизнесменом (который не любит публичности), но с теплотой и уважением отзывается обо всех своих бывших мужьях.

Скажу как на духу, я из-за вот этих всех слезливых историй давно предубеждён к артистам театра и кино и их «тонкой душевной организации и увлекающейся натуре». Почему-то, если водительница трамвая сменит трёх мужей, то в народе её называют, сами знаете как, а если то же самое сделает какая-нибудь прима, то это не иначе как «душевные порывы». Плеваться хочется. Нет, не подумайте, тут нет места ханжеству. Морально-волевые качества знаменитостей — их личная ответственность, но только до тех пор, пока их не выволакивают на свет и не начинают демонстрировать нам в качестве примера для подражания. А это именно пример, потому что человеку свойственно осознанно и неосознанно копировать своих кумиров. Если уж даже такие знаменитости не могут удержаться, то чего уж спрашивать с меня, простого человека — вот единственное, что крепко остаётся в голове у зрителя. И ещё раз — речь идёт о продукции самого популярного и массового телеканала в стране, который несёт полную ответственность за морально-нравственное воспитание аудитории. Даже если он это не признаёт публично.

Конечно, тут мне возразят, что это самое непотребство было в той или иной степени на телевидении и в кино всегда, даже многие советские ленты этим грешат, так чего я вдруг нагнетаю. Я объясню.

Во-первых, после ввода в наш обиход термина «духовные скрепы» и провозглашения с высоких трибун курса на восстановление нравственного стержня страны я расцениваю вещательную политику телевизора как государственный саботаж.

Во-вторых, меня коробит, когда в выпуске новостей сначала показывают трупы детей Донбасса, а следующим кадром улыбчиво рекламируют очередной телешлак о жизни перекрёстно опыляющихся богатых&знаменитых и ужасах «совка».

В-третьих, и это главное, я покопался в статистике и выяснил, что Россия занимает прочное мировое лидерство по количеству разводов. А количество это ужасает — распадается сегодня каждая вторая семья. Причём, согласно опросам ВЦИОМ, наиболее частая причина разводов — это супружеская неверность.

Если вы думаете, что это шуточки и фантики, то нет. Так изнашивается сам институт брака. И дело не только в кино, я вижу это вокруг в реальной жизни. Брак теряет сакральность, сейчас отношение к супругу/супруге как к новому смартфону — выбирают модный, но уже с прицелом, что сменят его на новый, как только тот поступит в продажу. А чо такого? Все так делают! Центральное ТВ врать не будет.

Тут отмечу, что тот же Первый канал делает массу полезного и нужного для страны. Одна трансляция Олимпиады в Сочи чего стоит. Но тем самым лишь усугубляется несоответствие, какая-то шизофрения в пропорциях благого и дурного в телевизоре. Хуже того, открыто демонстрирующаяся Первым патриотическая и прогосударственная позиция лишь усиливает негативный эффект от пропаганды разврата, так как окрашивает в позитивные, приемлемые цвета и его тоже.

Я далёк от мысли, что разоблачаю какой-то чудовищный заговор по развращению нас. Нет, скорее всего, как обычно, всё прозаичнее — каналам нужно зарабатывать деньги, а потому они производят низкосортную, но массовую и рентабельную продукцию, откликаясь на запросы зрителя. В конце концов, это коммерческие предприятия. Поэтому мой вопль в первую очередь направлен не к К. Эрнсту, О. Добродееву и тем более Кулистикову, а к нам с вами.

Мы должны против этого всего восстать, решительно заявить, что мы это не приемлем, нам это уже давно не интересно. Даже если вы и не смотрите телевизор вообще — не забывайте, что его смотрит подавляющее большинство соотечественников. И только если наш солидарный протест обретёт необходимую силу, то только тогда поменяется и культурная политика телевидения. Причём переживать за судьбы продюсеров и режиссёров не стоит — им вообще не важно, что снимать, лишь бы угодить нашим вкусам и на том заработать. Так что, как ни крути, а ломать отжившие своё стереотипы придётся нам с вами.

P.S. Виктора Мараховского

Сказанное коллегой хотелось бы слегка дополнить.

Несомненно, в России действуют те же дурные медиа- и социальные процессы, что и в остальном мире. Но наше первое место (вернее, оно общее у России, Украины, Белоруссии и Молдавии — страна-то одна, пусть и государства разные) по разводам означает лишь одно: у нас чаще и проще женятся.

Если же посмотреть процент взрослых граждан, живущих в одиночестве, — то у нас он по европейским цивилизованным меркам ещё вполне травоядный: всего 25%. Для сравнения: Италия — 30%, США — 29%, Япония — 31%, Швеция — 47%.

А культура одиночества — это отдельная тема, и о ней мы поговорим отдельно на днях.

 

Евгений Супер

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: