Россия берет курс на улучшение имиджа с помощью внутреннего туризма

Мудрость заключается в том, чтобы научиться извлекать для себя пользу из любой сложной ситуации. И нынешнею девальвацию рубля можно обернуть во благо. И речь идет не только о том, что слабый рубль полезен для российского бюджета. Как раз сейчас назрел момент для того, чтобы всеми силами развивать въездной туризм в нашу страну, тем более и предпосылки есть к этому все.

Россия берет курс на улучшение имиджа с помощью внутреннего туризма
С одной стороны, рекордно низко упавший рубль привел к тому, что россияне стали меньше выезжать за рубеж: выездной туризм в целом снизился на 15-20%, а снижение спроса на европейских направлениях вообще составило 50%. Но, с другой стороны, девальвация рубля повысила привлекательность России для иностранных туристов. Ну а в вопросе, что выгоднее для российской экономики – когда россияне выезжают за рубеж и тратят деньги там или, когда иностранцы приезжают в Россию и оставляют свои евро здесь – правильный ответ лежит на поверхности.

Уже сейчас увеличился поток финских туристов в Россию. Как говорит исполнительный директор турагентства Saimaa Travel Кирсти Лайне: «Люди заметно оживились и поняли, что сейчас стоит ехать в Россию». Естественно, что основная причина повышенного внимания к российскому туристическому направлению связана с возможностью совершить здесь покупки по ценам, которые сейчас заметно ниже европейских. По словам все того же Кирсти Лайне: «Цены на косметику побили уже цены tax free, а ужин из трех блюд можно найти за 5-10 евро».

Финских туристов также привлекают цены на топливо, которые в последнее время можно назвать смехотворными, в сравнении с финскими. К примеру, полный бак бензина на 55 литров стоит около 29 евро, если расплачиваться в рублях.

Очень важно, что российские компании, предоставляющие услуги иностранным туристам, осознав повышенный спрос, не стали взвинчивать цены, а предлагают сейчас турпутевки по умеренной цене и даже такие специальные предложения, как три ночи в гостинице по цене двух. В этом вопросе, действительно нужно мыслить стратегически и на перспективу. Можно конечно и сейчас на волне растущего спроса поднять цены, чтобы побольше «навариться», но это в перспективе не приведет к серьезному повышению интереса иностранцев к России и превращению России в популярное направление. А вот если держать цены, а еще и параллельно инфраструктуру под иностранцев затачивать, то есть у нас все шансы убить двух зайцев одним выстрелом. Во-первых, рост входящего турпотока позитивно скажется на нашей экономике. И тут не только евро и доллары, которые иностранцы потратят в России, но и перспектива создания новых гостиниц и других туристических объектов, которые означают новые рабочие места. Во-вторых, это способствует развенчанию многих мифов о России, существующих в воображении западных людей. И, чем больше иностранцев увидят Россию изнутри, тем позитивнее это скажется на нашем имидже.

Именно с этой целью при Ростуризме в 2015 году будет создано Национальное маркетинговое агентство VisitRussia, которое займется продвижением туристических поездок в Россию, а также улучшением образа страны за рубежом.

Сегодня, надо признать, у нашей страны, по словам советника врио главы Ростуризма Александра Горохова «имидж не очень хороший: слишком много негатива в информационном пространстве». «Конечно, государство решает этот вопрос. Но туристическая отрасль может это сделать быстрее и на своем уровне, так, как это делается во всем мире», – считает Горохов.

Вообще. Надо отметить, что общее количество иностранцев, приехавших в Россию не только с целью туризма, в январе – сентябре 2014 года составило 24,9 млн человек, что почти на 11% больше, чем в январе-сентябре 2013 года. А, если брать поездки исключительно с целью туризма, то по данным Ростуризма чаще всего в январе — сентябре 2014 года Россию посещали туристы из Китая и Германии. За девять месяцев в стране побывали 358,2 тыс. путешественников из КНР и почти 319 тыс. туристов из Германии. На третьем месте граждане США (150,6 тыс.), на четвертом — граждане Великобритании (120,9 тыс.). В первую десятку также попали туристы из Турции, Италии, Израиля, Франции, Республики Корея и Финляндии.

Сейчас тот самый момент, который предоставляет прекрасную возможность создать действительно привлекательный образ России в качестве популярного туристического направления.

Главное при этом не скатится к исключительно потребительской стратегии, направленной только на «выкачку» денег из туристов. Наша задача не просто воспользоваться ростом спроса, а создать все предпосылки для того, чтобы этот спрос оставался стабильным в долгосрочной перспективе. 

Ирина Островская