Определились основные бенефициары продовольственных антисанкций – российские предприятия увеличили выпуск сливочного масла за 10 месяцев на 19%, сыров – на 14%. На очереди – другие отрасли АПК
Вводя в августе запрет на импорт ряда продовольственных товаров из стран Западной Европы, США и Австралии, российские власти, помимо прочего, надеялись, что это поможет стимулированию внутреннего производства. И эти надежды отчасти уже оправдались, считают в аналитическом центре «СовЭкон». Косвенно оценить это можно на основе того, как изменилось производство мясной и молочной продукции, попавших под влияние продовольственных санкций, по итогам 10 месяцев 2014 года.
По данным аналитиков, в производстве мяса в целом сохраняются высокие темпы роста – 11% к аналогичному периоду прошлого года. Однако по сравнению с показателями 2013-го темпы ниже. Это связано, в первую очередь, с серьезным снижением темпов роста в свиноводстве, а также сокращением производства говядины. Если говорить о положительном влиянии на выпуск мяса запрета на импорт продовольствия, в лучшем случае эффект проявится в следующем году, да и то только в птицеводстве, прогнозируют в «СовЭконе».
Вполне ожидаемо сократился выпуск рыбы и рыбных продуктов, что в «СовЭконе» связывают с запретом на поставку импортного сырья. Однако, по мнению руководителя департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит»
Дмитрия Трофимова, проблема скорее в логистике. «В стране добывается достаточно рыбы, она идет даже на экспорт. Но обеспечить внутренний спрос мешают транспортные проблемы, отсутствие складов и холодильников. Не случайно Российский фонд прямых инвестиций объявил недавно о планах инвестировать в развитие объектов логистической инфраструктуры в Московской области с целью повлиять на ценообразование и конкурентоспособность российских компаний», – замечает он.
Пока что основными бенефициарами продовольственного эмбарго оказались российские производители сливочного масла и сыров. После негативной динамики в 2013 году эти индустрии показывают стремительный рост. Выпуск сливочного масла увеличился за 10 месяцев на 19% (год к году), сыров – на 14%, творога – на 2%. Вместе с тем, выпуск цельномолочной продукции пока демонстрирует отрицательную динамику, что можно связать с обострением конкуренции за сырье.
Переработка уверенно растет, считает Дмитрий Трофимов. «Конечно, чтобы наладить отечественное производство качественных твердых сыров потребуется больше времени, но по полутвердым и творожным сырам процесс импортозамещения идет полным ходом. К тому же сейчас растут отрасли, смежные с пищевой, в частности активно развивается упаковка», – замечает он.
Вопрос – проявится ли в перспективе эффект от введения российских продовольственных санкций в других отраслях остается открытым, полагают аналитики «СовЭкона», напоминая, что действие санкций заканчивается в августе 2015 года, а риторика российских властей по этому вопросу становится все мягче. Принципиального влияния на отрасль контрсанкции не окажут, считает Андрей Сизов. «Тем более, что эффект от них нивелируется более существенным для сельхозпроизводителей фактором – стоимостью заимствования. Если в начале года кредиты на инвестпроекты в АПК выдавались под 12% годовых, сейчас ставка поднялась до 16%. На это накладывается и неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура. Однако индустрия, включая мясную отрасль, имеют шанс сделать рывок отчасти и благодаря эмбарго, повысившему маржинальность таких проектов. Не исключаю, что в среднесрочной перспективе свиноводство придет к показателям, достигнутым по птице, то есть зависимость от импорта будет снижена до 10%», – говорит он.
Премьер-министр Дмитрий Медведев уверен, что через несколько лет Россия полностью обеспечит себя собственным продовольствием по позициям, которые способна производить, и ей не будут нужны иностранные продукты. «Мы способны в среднесрочной перспективе полностью уйти от ненужного импорта», – заявил он сегодня в интервью ведущим телеканалам. «Мы люди серьезные и никогда не говорили, что, вводя ответные ограничительные меры, мы на следующий день получим российскую продукцию по всем наименованиям номенклатуры сельскохозяйственной продукции. Мы говорили, что пора этим заниматься», – сообщил глава правительства и напомнил, что цель была в том, чтобы российские товары, наконец, появились на полках. «Санкции дали нам повод подумать, что пора заниматься импортозамещением, даже не просто импортозамещением, но создавать качественные конкурентоспособные товары. Это вызов, на который мы обязаны ответить», – подчеркнул он.
Эффект от контрсанкций в принципе уже заметен – выросли цены на многие продовольственные товары на внутреннем рынке, иронизирует аналитик ИК «РУСС-ИНВЕСТ» Мария Шишкина. «Особенно подорожали мясные изделия (почти на 20%) и молочные (на 25%). С одной стороны, это, конечно, не очень хорошо, поскольку бьет по карманам потребителей и увеличивает инфляционные ожидания, но с другой стороны – увеличивает маржинальность производства продовольственных товаров. Поэтому в среднесрочной перспективе такой подход создает определенные условия ля того, чтобы внутреннее производство все же выросло. Однако для реализации такого сценария необходимо, чтобы государство активно стимулировало развитие сельского хозяйства и производства продовольствия. В частности, предоставляло субсидии на топливо и компенсировало процентные ставки по кредитам (в особенности инвестиционным), снижало административные барьеры для бизнеса и т.д. В противном случае реализовать все возможные позитивные эффекты от продовольственного эмбарго будет невозможно», – полагает она.
Эффект пока слабый, но в перспективе будет увеличиваться, успокаивает аналитик «Альпари» Анна Кокорева. «Уже сегодня в магазинах можно найти отечественную продукцию региональных производителей, которые раньше не доходили до столичных прилавков. Для пищевой промышленности это стимул к развитию. Прежде многие производители жаловались на сильную конкуренцию со стороны иностранной продукции, сейчас эти конкуренты устранены государством. Если предприятия и фермеры найдут средства для расширения производств, эффект от санкций будет очень мощный. Серьезные проблемы есть в области скотоводства и производства молочной продукции, это те направления, которые нужно поднимать в первую очередь. Необходимо увеличивать поголовье скота, особенного рогатого, что одновременно решит проблему с дефицитом отечественного мяса и молочной продукции. Деньги государство обещало выделить, так что будем надеяться, что жизнь наладится», – заключает она.