Салатом общим не измерить

Happy_Index_640

Индекс оливье, борща, айфона и еще пять показателей, которые объясняют экономику России на простых вещах

Средняя стоимость новогоднего стола в России составила 4528 рублей, что на 11,8% больше, чем год назад (4050 рублей). Об этом сообщил журналистам заместитель главы Росстата Георгий Оксенойт, передает ТАСС.

Она рассчитывалась на семью из трех взрослых и одного ребенка. В Москве затраты на праздничный ужин в среднем составили 5559 рублей (рост на 11,3% по сравнению с предыдущим годом), а в Санкт-Петербурге — 4537 рублей (рост на 12,4%).

Новый год традиционно встречают с теми продуктами, поставки которых были ограничены в Россию контрсанкциями. В этом одна из причин подорожания, объяснил Оксенойт. Стоимость помидоров выросла за год на 37%, лимонов — на 31%, кур — 27%, яблок — 21%, коньяка и рыбных деликатесов — 19%, сыра — 18%, картошки — 15%, а моркови — на 14%.

Индексы оливье и селедки под шубой

Новый год — это единственное время в году, когда Росстат говорит на человеческом языке. ВВП, торговый баланс и даже индекс потребительских цен, обычно называемый инфляцией — это все слишком абстрактно и специально. Но любой россиянин, даже если он не изучал статистику с экономикой, знает, что такое оливье и сельдь под шубой. Поэтому официальный статистический орган перед зимними праздниками сообщает индексы этих двух блюд или другими словами — насколько они подорожали за год.

Индекс оливье составил 5,9%, то есть стоимость набора продуктов для приготовления этого салата за 2014 год увеличилась с 242 до 257 рублей. Из его ингредиентов в процентах сильнее всего подорожали репчатый лук, картофель и морковь, а слабее всего — вареная колбаса.

Индекс селедки под шубой за 2014 год — 7,8%. Стоимость набора продуктов для ее приготовления увеличилась с 107 до 116 рублей.

Портал Agro2b.ru        подсчитал стоимость оливье по российским регионам. С рецептом и полным рейтингом можно ознакомиться на портале. Самый дешевый салат, по его расчетам, получился в Калмыкии — 159,42 рубля. Самый дорогой — в Чукотском автономном округе (457,44 рубля). В Московской области порция салата по методике портала стоит 216,96 рублей, а в Ленинградской — 211,31 рублей.

Салат «Оливье». Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Украинский клуб аграрного бизнеса вычислил индекс оливье для Украины — 18,7%. Набор продуктов для салата сейчас обойдется в 61 гривну, передает РИА Новости Украина.

Индексы борща и бесбармака

Борщ в России, видимо, не такое культовое блюдо, как оливье, потому что индекса борща почти никто не подсчитывает. РИА Омскинформ вычислило, что в Омске набор продуктов для приготовления борща в апреле стоил 165 рублей, в июне — 187,60, в августе — 198,80, в октябре — 166,50, а в декабре — 191 рубль. Получается, что индекс с апреля по декабрь вырос на 15,7%. Если бы инфляция в целом росла такими же темпами, как стоимость борща в Омске, то за год она бы достигла 25%.

Но омская дороговизна меркнет перед ситуацией на Украине. По подсчетам Института аграрной экономики не за год, а только за один ноябрь борщевой набор подорожал на 23,6% — до 17,95 гривен.

В Казахстане не так любят борщ, как бесбармак — национальное блюдо из лапши с мясом. Телеграфное агентство КазТАГ вычисляет индекс бесбармака — среднюю зарплату делит на стоимость всех компонентов блюда. Одна порция на семью из четырех человек включает в себя 2 килограмма баранины и конины, полкило муки, яйцо, 300 грамм лука и полкило картошки.

Индекс бесбармака вырос с 39 в марте 2014 года до 41 — в декабре. Средний житель казахстанской столицы может позволить себе в месяц 43 бесбармака, сообщает сайт zakon.kz.

Индекс «Кофе с молоком»

Исследовательская компания «Ромир» сводит данные о покупках 10 тысяч россиян из 32 городов страны. Индекс «Кофе с Молоком» — это деньги, потраченные за месяц средней семьей на кофе, молоко, воду в бутылках и шоколад.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Они не являются продуктами первой необходимости, убеждены в «Ромире». Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Динамика Индекса «Кофе с Молоком», Январь 2010 – ноябрь 2014. Истчник: Ромир

«Таким образом, ингредиенты индекса являются, по сути, элементарным набором “простых удовольствий”. Примечательно, что ценовой показатель “Кофе с Молоком” в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс “Кофе с Молоком” является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян», — делают вывод в «Ромире».

Если аналитики правы, то пока россияне уверены в будущем своей экономики. В ноябре 2014 года индекс вырос на 3% по сравнению с октябрем 2014 года и на 15% по сравнению с ноябрем 2013–го.

Индекс IKEA

Кроме множества индикаторов, которые ожидаемо росли вместе с подорожанием соответствующих продуктов, есть, как ни странно, вещи, которые дешевели по сравнению с остальным миром.

Деловой портал Slon.ru, начиная с 2010 года, каждые пару лет считает индекс IKEA для 28 стран. Он берет стандартный набор товаров (нож «Слитбар», кастрюлю «Фаворит», кресло «Аген», журнальный стол «Лакк», форму для выпечки «Дроммар», софит «Лагра» и набор стаканов «Реко»), смотрит его стоимость в долларах в разных государствах, а потом среднюю стоимость по всем странам принимает за единицу. В 2012 году российский индекс IKEA составил 1,21, то есть стоимость стандартного набора мебели и предметов для дома была на 21% выше средней. Россия входила в тройку по дороговизне «икеевского» набора вместе с Австралией и Японией. В 2014 году индекс ИКЕА в Российской Федерации упал до 0,99, то есть российский набор оказался на 1% дешевле среднемирового. Россия заняла в мировом рейтинге 13 место — утварь в нашей стране оказалась дешевле, чем в Северной Европе, Израиле, Австралии, Японии и Китае.

Ситуация в магазинах IKEA перед Новым годом. Фото: Юрий Кочетков / EPA / ТАСС

Идея рейтинга в том, что мебельный гигант в каждой стране устанавливает цены, не подгоняя их под платежеспособность населения, а выжимая из поставщиков и организации продаж минимальные расценки. Поскольку сами товары и материалы для них во всех странах одинаковые, то с некоторой степенью точности можно считать: положение в рейтинге ИКЕА отражает деловой климат — то есть, насколько дешево и просто вести бизнес в том или ином государстве.

В октябре 2013 года Россия поднялась в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business, рассчитываемом Всемирным банком, со 112–го на 92–е место. В апреле 2014-го Россия опустилась в рейтинге ИКЕА (то есть условия ведения бизнеса облегчились)  с 3–го на 13–е.

Поскольку в октябре 2014-го наша страна снова поднялась в Doing Business, то можно рассчитывать, что в следующем рейтинге ИКЕА стоимость мебельного набора в России опять снизится относительно других стран.

Индекс айфона

Продукты компании Apple часто становится героями рейтингов — они всем нужны и одинаковы по всему миру. Их цена отражает помимо себестоимости еще цену доставки (поэтому в странах, граничащих с Тихим океаном, они часто дешевле). Также иногда вмешиваются другие факторы вроде местных налогов. И, конечно, скачки курсов валют.

Весь 2014 год валюты многих развивающихся стран ослаблялись, а рубль вообще обвалился. Это привело к тому, что Apple не успевала вовремя изменять российские ценники, поэтому на несколько недель российские айфоны стали одними из самых дешевых в мире.

По подсчетам агентства «Интеррейтинг», 30 октября верхушка рейтинга самых дешевых iPhone 6 Plus выглядела так:

1. США — 31752,66 рублей (местные цены пересчитывались в валюту РФ)

2. Канада — 32421,58 рублей

3. Япония — 33847,20 рублей

4. Россия — 36990,00 рублей

5. Сингапур — 37746,24 рублей

Последние три места выглядели так:

22. Украина — 44285,67 рублей

23. Италия — 45196,34 рублей

24. Турция — 50388,22 рублей

Затем Apple скорректировала цены, и Россия откатилась на уровень Западной Европы. Журнал «Большой город» подсчитал индекс айфона в американских долларах на 23 декабря 2014 года, правда, не для 24 крупных экономик мира, а только для семи:

1. Бразилия — $1200

2. Италия — $998

3. Франция — $971

4. Россия — $954

5. Китай — $850

6. США — $649

7. Япония — $631

Индекс бигмака

Самый известный из нестандартных экономических индексов и зачинатель моды на экономические показатели, привязанные к еде (так называемая бургерономика) — индекс бигмака, придуманный журналом Economist. Его идея проста: бигмак во всех странах делается по одинаковому рецепту из местных продуктов. В идеальном мире его цена в пересчете на доллары была бы одной и той же для всех стран. Но в реальности люди по разным неэкономическим причинам могут переоценивать или недооценивать какую-либо валюту. Например, они могут считать, что страна стоит на грани краха и, соответственно, ее валюта должна стоить дешево, хотя на самом деле ее положение устойчиво. Поэтому биржевые курсы валют могут прыгать в разные стороны, в результате чего абсолютно одинаковые бигмаки стоят по-разному.

Отсюда следует простой практический вывод: если российский бигмак дешевле американского, то в перспективе их цены должны сравняться или за счет того, что доллар подешевеет относительно рубля, или за счет того, что рублевая цена бигмака вырастет.

Журнал Economist обновляет индекс раз в полгода (последний раз — в июле). Поэтому в промежутках его пытаются посчитать другие исследователи. Например, портал «Интеррейтинг» опубликовал индекс бигмака на 17 декабря:

Россия — $1,52

Украина — $1,63

Индия — $1,75

ЮАР — $2,33

Египет — $2,37

Малайзия — $2,41

Гонконг — $2,43

Индонезия — $2,43

Аргентина — $2,57

Тайвань — $2,63

Шри–Ланка — $2,69

Китай — $2,73

Вьетнам — $2,83

Саудовская Аравия — $2,93

Польша — $3,00

Пакистан — $3,04

Таиланд — $3,12

Мексика — $3,25

Чехия — $3,46

Литва — $3,49

Перу — $3,59

Япония — $3,64

Филиппины — $3,70

Чили — $3,72

Венгрия — $3,77

Сингапур — $3,80

Эстония — $3,90

Коста–Рика — $4,00

Южная Корея — $4,00

Португалия — $4,04

Греция — $4,11

Турция — $4,42

Австрия — $4,56

Нидерланды — $4,64

Колумбия — $4,65

Ирландия — $4,70

США — $4,80

Австралия — $4,81

Испания — $4,91

Уругвай — $4,92

Великобритания — $4,93

Германия — $4,94

Новая Зеландия — $4,94

Бельгия — $4,98

Израиль — $5,13

Италия — $5,18

Франция — $5,25

Канада — $5,25

Финляндия — $5,52

Бразилия — $5,86

Швеция — $5,95

Венесуэла — $6,82

Швейцария — $6,83

Норвегия — $7,76

Если верить бигмаку, то или рубль ждет сильное укрепление, или бигмак ждет сильное подорожание, поскольку в России этот бутерброд стоит намного дешевле, чем в Америке — $1,52 против $4,80.

Но можно ли ему верить? Отчасти. Рубль может немного укрепиться, а бигмак — подорожать, но вряд ли радикально. Дело в том, что у индекса много недостатков. Вот пара очевиднейших. Во-первых, на самом деле рецепты немного отличаются от страны к стране. Во-вторых, в стоимости бигмака учитывается небольшое количество товаров — в основном, продовольствие. А стоимость валюты должна учитывать всю экономику страны.

Потребительский индекс Иванова

Аналитики инвестиционного подразделения Сбербанка раз в квартал подсчитывают индекс Иванова. Показатель назвали в честь самой распространенной российской фамилии, а гипотетический Иванов символизирует весь средний класс страны.

Сбербанк спрашивает представителей этого слоя, положительно или отрицательно они оценивают изменение своего личного благосостояния и благосостояния страны за последние 12 месяцев, а также на будущие 12 месяцев. Еще один вопрос — о том, подходящее ли сейчас время для крупных покупок. От доли оптимистов (в процентах) отнимают долю пессимистов (тоже в процентах). Например, если 44% опрошенных полагают, что теперь время для крупных покупок удачное, а 56% — наоборот, то при вычитании второго из первого получается показатель — 12%. Это значит, что пессимистов по этому вопросу больше, чем оптимистов. Затем все пять показателей (изменение личного и национального благосостояния за последние 12 месяцев и на будущие 12 месяцев, а также время для покупок) усредняются и получается индекс Иванова.

Чем выше индекс, тем лучше чувствует себя средний класс.

С марта по сентябрь 2013 года индекс Иванова составлял 8%, то есть пессимизма в целом было немного больше. На рубеже 2013 и 2014 годов он провалился до 11 — 13%, но во втором квартале 2014–го вновь подрос до —6%. По последним данным на третий квартал 2014 года он снизился до —7%. Из всех составляющих индекса сильнее всего в третьем квартале изменилась оценка личного благосостояния на грядущий год. Если сначала она составляла 10%, то есть оптимистов в этом вопросе было явно больше, то потом пессимисты перевесили, и оценка личного благосостояния на грядущий год упала до -9%.

Подробнееhttp://rusplt.ru/society/salatom-obschim-ne-izmerit-15098.html

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: