Единый государственный технологический брокер в оборонной сфере

technodoc_2014_290914_2

Технологический брокер

 

В отечественной литературе пока не сформировалось чёткого определения термина «технологический брокер». В зарубежной литературе первым описал этот термин Эндрю Харгадон, профессор калифорнийского университета в области управления технологическими проектами, в конце 80-х начале 90-х гг. XX века. Эндрю Харгадон предлагает следующее определение термина. Технологический брокер призван охватить, с одной стороны, системные сложноструктурные, а с другой стороны, разрозненные отрасли промышленности, чтобы понять, как существующие технологии могли бы быть использованы для создания прорывных инноваций в других нишах рынка (1).

 

В процессе чего формируются четыре задачи:

  1. собирать хорошие идеи;
  2. поддерживать хорошие идеи;
  3. генерировать новые возможности использования старых идей;
  4. производить анализ перспективных концепций.

 

Эндрю Харгадон описывает этот термин для коммерческого применения в условиях гражданского открытого рынка. Так как нас более интересует оборонное его приложение, то было бы интересно рассмотреть определение этого термина, данное Европейским космическим агентством (ESA) (2) – в задачу технологического брокера входит оценка потребностей рынка в тех областях, где существует потенциал для применения технологий, также брокер владеет и ведёт базу данных всех технологий, имеющихся на рынке, и сравнивает их с технологиями, которые требует рынок, кроме того, брокеры также поддерживают процесс передачи технологий между всеми участниками рынка.

 

Специалист в области оборонных инноваций Л.В. Панкова упоминает о них в следующем контексте. Технологические брокеры предлагают широкий спектр услуг, в том числе по предоставлению баз данных о потенциальных партнёрах и возможностях рынка наукоёмких технологий, консалтингу, проведению маркетинговых исследований, а в отдельных случаях – по организации НИОКР, связанных с доработкой продукции; тем самым развивается активный информационный обмен, и формируются устойчивые сетевые структуры в рамках инновационной составляющей наукоемких отраслей промышленности (3).

 

Европейский центр оборонных исследований. The European Defense Research Center (EDRC)

 

Общеевропейская стратегия развития оборонных научных исследований отражена во всех стратегических документах Европейского союза и является основой для развития кооперационных мер. Одним из первых шагов в развитии сотрудничества страны-участницы признали более адекватное понимание территориального распределения европейских научно-исследовательских возможностей. Целью также признавалось создание надёжного механизма сбора и хранения информации о компетенциях в сфере оборонных научных исследований. В апреле 2008 г. при поддержке Германии и Франции была предпринята попытка создать Европейский центр по оборонным исследованиям (ЕЦОИ). Исходя из общих интересов, государства-члены Евросоюза согласились поддержать проект, который отражал бы общую картину по совокупности имеющихся ноу-хау в оборонных технологиях, и решили развивать базу данных, ориентированную на определённый круг задач. Реализацию данной инициативы было решено возложить на научный отдел Европейского оборонного агентства (ЕОА) (4). Общеевропейский центр оборонных исследований является, по сути, единым наднациональным технологическим брокером Европейского союза.

 

В апреле 2009 г. был запущен интернет-сайт и в сентябре 2009 г. все страны-участницы были приглашены пополнять эту базу данных. База данных Европейского центра оборонных исследований рассматривается как инструмент для сбора информации о наличии тех или иных знаний и навыков в сфере оборонных исследований и, как следствие, является попыткой организовать сотрудничество между, сначала, оборонными научными организациями, а потом уже и остальными научно-исследовательскими учреждениями. Такой европейский центр может также оказаться полезным механизмом для Европейского оборонного агентства, в случаях, когда может понадобиться экспертная оценка по научным исследованиям. Изначально основной целью центра было представление в его базе данных информации обо всех оборонных научно-исследовательских учреждениях. Позже была рассмотрена возможность включения в базу данных информации о научных коллективах, работающих в статусе предприятий малого и среднего бизнеса. Другие отделы ЕОА вместе с некоторыми странами-участницами предлагают добавить в базу данных информацию об испытательных центрах и полигонах. В 2010 г. польскими специалистами был проведён анализ недостатков веб-сайта, на основе которого была проведена его доработка. В 2011 г. общеевропейский веб-портал был официально открыт.

 

Веб-сайт также даёт возможность формировать бизнес-предложения и их публичное размещение. А именно:

  • предоставляет географическое отображение, имеющихся в распоряжении научных институтов по оборонным исследованиям и идентифицирует их область интересов и владение технологиями, где данные, в свою очередь, классифицируются на основе двух программ – «Систематика технологий Европейского оборонного агентства» (5) и «Развитие перспективных оборонных технологий» (6);
  • содействует идентификации экспертов и баз знаний в различных сферах и областях, где возможна кооперация и предполагается инновационное развитие;
  • функционирует как надёжная поисковая система для организации внутреннего и внешнего партнёрства и/или выступает в качестве эксперта для стран-членов ЕС и Европейского оборонного агентства в целом.

 

База данных Европейского центра по оборонным исследованиям призвана обеспечить взаимодействие между странами-членами ЕС, в лице правительств и промышленности, европейских оборонных агентств и исследовательских учреждений.

 

Возможность применения в России

 

А.Ю. Кравченко, С.С. Смирнов, Р.В. Реулов и Д.Г. Хованов (7), описывая инновационные процессы, упоминают, что в преддверии формирования Государственной программы вооружения на 2016–2025 гг., а также новых редакций федеральных целевых программ технологической направленности целесообразно реализовать комплекс мер, ориентированных на обеспечение научно-техническим заделом отечественных разработчиков и производителей ВВСТ. Такой комплекс мер включает: совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей ответственность федеральных органов исполнительной власти за создание научно-технического задела для перспективного вооружения; создание единой информационной базы НИОКР, результатов интеллектуальной деятельности и технологий военного, специального и двойного назначения для их использования при создании инновационной продукции различного назначения, содержащей банк данных новых технических решений, физических эффектов и явлений, которые могут быть использованы при проведении прикладных НИОКР по созданию образцов ВВСТ.

 

И. Коротченко в статье о Фонде перспективных исследований (8) отмечает, что в качестве основных механизмов и методов межведомственной и надведомственной координации работ в области развития военных и двойных технологий можно выделить: организацию информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и научных организаций по использованию достижений науки и технологий в интересах разработки перспективного ВВСТ и техники гражданского назначения.

 

Одним из путей реализации указанного механизма может стать создание единой информационной базы НИОКР, результатов интеллектуальной деятельности и технологий военного, специального и двойного назначения, выработка единых организационных и научно-методических подходов.

 

По сути, названные авторы описывают создание структуры подобной технологическим брокерам, имеющимся в Европейском союзе и США.

 

Создание единого государственного технологического брокера в оборонной сфере может оказать существенную поддержку Военно-промышленной комиссии и Фонду перспективных исследований в координации и организации процесса создания отечественной инновационной системы. В задачу единого государственного технологического брокера может также входить сбор и обмен данными между другими частными, корпоративными и промышленными технологическими брокерами или национальной и/или международной сетью технологических брокеров. Наличие такой единой государственной информационной системы может также выявлять области, где может быть востребована поддержка научным исследованиям на самых сложных и уязвимых этапах инновационного цикла, на этапах перехода от фундаментальных исследований к новым технологиям, в так называемые периоды довенчурного сопровождения инноваций.

 

Автор: Корощупов В.О. – мл. науч. сотр. ИМЭМО РАН

 

Список литературы:

  1. Hargadon A. Retooling R&D: Technology brokering and the pursuit of innovation // Ivey Business Journal. 2003. – November/DecemberHargadon A. The Best Practices of Technology Brokers;Hargadon A. Sutton R. Technology brokering and innovation in a product development firm // Administrative Science Quarterly. 1997. – Vol. 42, N 4, December.
  2. Программа Европейского космического агентства Technology Transfer Broker Network.
  3. Приложение ИМЭМО к русскому изданию ежегодника СИПРИ 2013, раздел «Технологический трансфер в современной инновационной системе России», с.733.
  4. В Европейском оборонном агентстве состоят 27 стран Европейского Союза, все члены ЕС кроме Дании. Также заключены соглашения с Норвегией (2006 г.), Швейцарией (2012 г.) и Республикой Сербия (2013 г.).
  5. «Систематика технологий Европейского оборонного агентства» – документ, где систематизированы стратегические приоритетные технологии, по которым имеется договорённость в рамках 27 стран-членов ЕС входящих в Европейское оборонное агентство.
  6. Так называемые специализированные рабочие группы в составе научного отдела Европейского оборонного агентства, отвечающие за развитие перспективных оборонных технологий.
  7. Кравченко А.Ю., Смирнов С.С., Реулов Р.В., Хованов Д.Г. Роль научно-технического задела в инновационных процессах создания перспективного вооружения: проблемы и пути решения // Вооружение и экономика. 2012. – № 4(20).
  8. Коротченко И. Фонд перспективных исследований в структуре внешнего окружения.

источник