Революция в Йемене может отразиться на стоимости нефти

Революция в Йемене может отразиться на стоимости нефтиСобытия последних дней в республике Йемен включали в себя громкие теракты от «Аль-Каиды, нападение на посла США, штурм президентского дворца и захват столицы вооруженными отрядами. В четверг пришла новость, что президент Абд Раббо Мансур Хади подал в отставку, но парламент отклонил его просьбу. Стоит разобраться, с чем связаны все эти события и как они повлияют на цены не нефть. Пока внимание мирового сообщество было приковано к Ираку и Сирии (точнее, к безжалостному наступлению ИГИЛ), на берегах Красного моря и Аденского залива происходили не менее важные события. Повстанческие силы имама аль-Хауси (они же аль-Хути), позднее переименованные в Ансарулла (“Партизаны Бога”), захватили столицу Йемена — Сану и другие ключевые города страны, причем, без серьезных боестолкновений и без особых фанфар. Еще по дороге к столице «Партизаны Бога» подавили сопротивление йеменской армии и формирований ваххабитов, в том числе мощного движения аль-Ислах (причем, ряд военных экспертов отметили, что этот разгром прошел без особой борьбы).

Тут важно понимать, что большая часть саудовской нефти экспортируется через порты западного побережья королевства, и танкера идут вдоль длинного йеменского побережья. Это не говоря о том, что большинство стивидоров исторически предпочитали (по ряду чисто экономических причин) на южном выходе Суэцкого канала бункероваться не в египетском Суэце, а в йеменском Адене. И смена власти в Сане и Адене может сильно повлиять и на цены на нефть, и на торговые связи Европы с Китаем и Индией.

В западных СМИ в рамках обсуждения йеменских событий традиционно отмечается наличие в стране как суннитов, так и шиитов-зейдитов, которые и составляют костяк аль-Хауси. Среди многочисленных ответвлений шиизма зейдизм считается наиболее близким к суннизму, а среди высоколобых востоковедов подчеркивается (хоть и вызывает оправданные сомнения) приверженность зейдитов исторически знаменитому философскому рационалистическому течению в Исламе — муатазилизму. Считается, что зейдиты составляют 45% 25-миллионного населения Йемена.

Когда после первой мировой войны вдохновленные проповедями Мухаммеда абд аль Ваххаба саудовские эмиры Неджда при поддержке англичан захватили Хиджаз и почти весь аравийский полуостров, именно гордые зейдитские воины смогли остановить их экспансию на юг. Йеменская правящая династия была зейдитской, но свергшую их революцию 1962 года тоже возглавляли зейдиты, и в последовавшей кровопролитной гражданской войне саудовцы поддерживали монархистов, а египтяне Гамаля абдель Насера — республиканцев. В итоге Йеменская арабская республика (ЙАР) восторжествовала.

Англичанам между тем удалось захватить ключ к южному выходу из Суэцкого канала — порт Аден и прилегающие к нему Хадрамаут и Абъян. Только в 1967 году повстанцы одолели британцев и провозгласили Народно-демократическую республику Йемен (Южный Йемен) и начали строить социализм. Однако мирное развитие НДРЙ постоянно прерывалось кровопролитными конфликтами, и в 1990 году НДРЙ и ЙАР объединились в одно государство, с тем, чтобы уже в 1994 году сепаратисты Южного Йемена восстали, но в итоге потерпели поражение.

«Партизаны бога» живут на севере Йемена, свое название они ведут от Хусейна Бадр-ад-Дина аль-Хауси, который возглавлял первое восстание зейдитов в 2004 году, и был убит в йеменскими военными в том же году. С тех пор члены его семьи занимают руководящие посты в движении, поднявшемся на защиту зейдитских ценностей и материальных святынь от разрушения ваххабитскими суннитскими группами, которые на саудовские деньги добились огромного влияния (а откровенно говоря, власти) во многих районах страны.

Свергнутый в ходе «арабской весны» президент Йемена Али Абдулла Салех, правящий страной больше 20 лет, был сам зейдитом. И хотя именно он подавил восстание аль-Хауси в 2004 году, поговаривают, что сейчас Салех втайне поддерживает «Партизан Бога», чтобы свести счеты со старыми друзьями (теперь уже — врагами), которые и были заказчиками отставки президента с должности. В конце сентября силы аль-Хауси уже вынудили уйти в отставку «неэффективного» премьер-министра Мохаммеда Салема Бассиндву, которого многие считали креатурой Саудовской Аравии.

В январе прошлого года в Йемене прошел т.н. «Всеобщий национальный диалог» (ВНД) между властями и частью оппозиции. Суть «итоговых договоренностей» состоит в решении всех накопившихся политических проблем страны путем преобразования ее в федеративное государство с децентрализованной трехуровневой системой управления. На 2015 год были запланированы выборы парламенты и президента, и принятие новой конституции. Но, по мнению аль-Хауси, — это вело к гибели страны.

Движение заявляет, что его войска будут выведены из столицы после формирование «новой технократической власти», объединения северной части страны в одну административную единицу, а также восстановления госсубсидий на бензин и солярку (то есть, есть подозрение, что в связи с падением мировых цен на нефть ожесточенность зейдитов может снизиться). Также важно понимать, что новое административное деление страны было результатом компромисса в попытке избежать гражданской войны, и вполне может оказаться неразумным и нецелесообразным на практике (в настоящее время страна разделена на три административные единицы).

Движение аль-Хауси в своей идеологии является откровенно антизападным, и в Европе говорят о его тесных связях с Тегераном. Северные горные районы Йемена — очень бедный регион, и с 1995 года зейдиты подняли уже шесть восстаний, каждое из которых заканчивалось компромиссом, ведущим к усилению политического влияния аль Хауси. Причем «Партизаны Бога» сражались не только против йеменской армии, но и противостояли военной интервенции Саудовской Аравии, которая также считает зейдитов союзниками ненавистного им Тегерана. Говорят, что удары саудовских военно-воздушных сил погубили много зейдитов и нанесли стране значительный материальный ущерб.

Теперь ситуация в корне изменилась. После захвата повстанцами столицы йеменская армия пришла в полное расстройство, многие бойцы, бросая тяжелое вооружение (включая танки), просто расходятся по домам. Йеменцы вообще очень не любят стрелять по согражданам.

К слову, движение аль Хауси играло значимую роль и в массовых протестах, которые привели к концу долгого правления президента Салеха. Всплеск же их популярности был связан с началом народных выступлений против коррупции и особенно усилился после решения временного президента (пользующегося поддержкой США и саудовцев) отменить субсидии на нефтепродукты.

Главный (а может, и единственный серьезный) враг аль Хауси — это аль Каида. Смертники уже убили десятки зейдитов самоподрывами рядом с мечетями. Параллельно саудовцы, исторически финансировавшие ваххабитских террористов, развернули пиар-кампанию против зейдитов. Упор шел, опять же, на связи с Тегераном, и хотя никаких доказательств предоставлено не было, их пропаганде многие поверили. В том числе, в ЕС.

Сейчас страна находится на развилке и имеет все шансы на то, чтобы окончательно скатиться в кровавый хаос. При всем при этом шансы «Партизан Бога» выглядят предпочтительнее. Но это, конечно, напрямую зависит от того, какие меры против них готов применить Запад. Как сам, так и через Саудовскую Аравию.

Кстати, несколько месяцев назад Барак Обама говорил об успехах борьбы против терроризма в Йемене. Сейчас он про это не говорит.

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: