Поведение детей в чрезвычайных ситуациях. Рекомендации израильской службы тыла

qtxKZ-QjpvYМногие родители беспокоятся относительно реакции детей на чрезвычайные ситуации и задают вопрос, как они могут им помочь. Действительно, при возникновении ЧП, в большинстве случаев мы становимся свидетелями отклонений от обычного поведения детей. Важно отметить, что в большинстве случаев – это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.

Характерная реакция детей:

Возраст от 0 до 2-х лет
Младенцы не могут выразить свои чувства словами. В то же время, они способны воспринимать окружающую действительность и запоминать на подсознательном уровне свои ощущения. Как следствие, зачастую малыши могут стать более раздражительными, больше плакать и требовать от вас больше любви и ласки.
Как действовать: в большинстве случаев детям в этом возрасте лучше всего помогут ваша преданность, ваша любовь и ласка.

Возраст от 3 до 5 лет
В большинстве случаев дети в этом возрасте могут остро ощущать свою слабость и беспомощность по отношению к происходящему. У малышей пока что нет достаточно знаний и словарного запаса для того что бы правильно реагировать на ситуацию. Данная возрастная группа очень чувствительна к родительской реакции.
Характерное поведение: недержание, боязнь темноты, кошмары, тяга к родителям, заикание, потеря аппетита, боязнь одиночества, рассеянность.
Как действовать: поощряйте выражение чувств с помощью игры, поддержите ребенка душевно и физически, проявите внимание и участие по отношению к детям, и, в случае необходимости, позвольте детям спать в вашей комнате.

Возраст от 6 до 11 лет
В этом возрасте дети уже способны осознавать смысл таких серьезных изменений в жизни, как горе и утраты. Особенно ярко в их поведении прослеживаются чувства опасности и тревоги. Некоторые дети могут быть подвержены воображаемым страхам, которые, на первый взгляд, никак не связаны с происходящим. Ещё одним проявлением реакции на события может быть чрезмерная заинтересованность происходящим.
Характерное поведение: сосание пальца, вспыльчивость, зависимость, агрессивность, боязнь темноты, нежелание посещать друзей и/или школу, головные боли и т. д.
Как действовать: проявите терпение, играйте и разговаривайте с детьми, поощряйте общение детей со сверстниками, соблюдайте режим дня ребенка, обсудите и потренируйте с детьми меры, которые следует предпринять в экстренной ситуации, будьте менее требовательны. Важно проявить ответственность и стойкость в рамках данной ситуации.

Возраст от 12 до 14 лет
На данном этапе дети сильно зависят от реакции своих друзей. Ребёнок должен знать, что его боязни и страхи преследуют не только его, но и его товарищей, и что он не одинок в своих тревогах. Важно обратить особое внимание на снижение уровня стресса у подростка и уменьшение чувств вины и тревоги.
Характерное поведение: бессонница, потеря аппетита, бунт, проблемы с учёбой, боли, депрессия, нежелание общаться с друзьями.
Как действовать: очень важно пробудить в ребенке желание участвовать в коллективных занятиях с детьми его возраста, поощряйте общение с друзьми. Следите за режимом дня ребенка. Обсудите и потренируйте с детьми меры, которые следует предпринять в экстренной ситуации, будьте менее требовательны. Важно проявить ответственность и стойкость в рамках данной ситуации.

Возраст от 15 до 18 лет
Чрезвычайная ситуация может привести к страху потери в семье и страху смерти. Стремление к сплочению семьи может повредить, в той или иной степени, естественной склонности к самостоятельности. Как правило, реакция будет походить на реакцию взрослых. Иногда подросткам в этом возрасте сложно выразить свои чувства и мысли и поделиться ими с родителями.
Характерное поведение: головные боли, депрессия, проблемы с концентрацией, апатия, агрессивность, снижение уровня самоконтроля и инстинкта самосохранения, снижение мотивации в учёбе и занятиях, ухудшение успехов, уменьшение ссор с родителями.
Как действовать: поощряйте участие подростка в добровольной работе и общественной деятельности, поощряйте общение с друзьями и обсуждение сложившейся ситуации. Будьте менее требовательны по отношению к детям. Поощряйте (но не заставляйте) обсуждение чрезвычайного положения в семье. Важно проявить ответственность и стойкость в рамках данной ситуации.

Общие принципы по уходу за детьми в чрезвычайных ситуациях:
Подготовьте ваших детей, насколько это возможно, к возможной экстренной ситуации. Поупражняйтесь с ними в использовании средств защиты, назначьте им обязанности в соответствии с их возрастом. Составьте “Программу действий семьи в чрезвычайных ситуациях”, в которой будет указано, как действовать при сигналах тревоги, как оказать первую помощь в случае необходимости, как связаться с членами семьи, распределение обязанностей между членами семьи и т. д.
Сохраняйте по возможности привычный ритм жизни.
В экстренной ситуации у ваших детей возникают особые нужды. Позвольте им быть более зависимыми, если это поможет им чувствовать себя более защищенными.
Постарайтесь уменьшить тот объём негативной информации, который дети (особенно маленькие) получают через СМИ.
Дети выражают свои чувства по-разному, будьте внимательны к ним. Проявите участие, успокойте ребенка, ни в коем случае не пренебрегайте его переживаниями. Важно, чтобы общий настрой был “вместе мы справимся”.
Поговорите с детьми о том, что происходит: прислушивайтесь к их ощущениям, давайте короткие, ясные и прямые ответы на их специфические вопросы. Используйте слова и выражения, понятные им. Важно укрепить уверенность ваших детей в своих силах и настроить их на оптимистичный лад.
Организуйте досуг ваших детей, позаботьтесь о том, чтобы у них была возможность общаться с их сверстниками. Как правило, по прошествии нескольких недель после ЧП, дети возвращаются к своему обычному поведению.
В том случае, если вы сталкиваетесь с неадекватным поведением ваших детей во время ЧП или после него, обратитесь за профессиональной помощью в местные органы власти.