Ответ на этот вопрос не понравится США и Европе
Окончание. Начало
«ВПК» завершает публикацию доклада Российского союза инженеров, посвященного расследованию причин катастрофы рейса MH-17 в небе над Донецком.
На 17 июля район Шахтерска, над которым произошла гибель Boeing 777, находился под контролем сил самообороны ДНР. Вооруженные силы республики на тот момент были оснащены легким вооружением, артиллерийскими системами, танками и БТР, точное количество которых не установлено. Из зенитного ракетного вооружения имелись ПЗРК «Игла». Продолжаем публикацию доклада Российского союза инженеров.
Как сообщил 7 июля министр обороны Луганской народной республики Игорь Плотницкий, представители народного ополчения ЛНР захватили военный самолет украинских ВВС. Речь шла о штурмовике Су-25, который «проходит ремонт и вскоре сможет послужить ополченцам республики». Других сообщений о данном самолете и возможности его боевого применения не поступало. Также отсутствовала информация о наличии авиации у сил ДНР, тем более о ее применении.
Не нашли подтверждения сообщения украинской стороны о том, что ополчение имеет ЗРК «Бук-М1», способные уничтожать воздушные цели в диапазоне высот и скоростей, аналогичных Boeing 777. От обвинений в том, что лайнер мог быть сбит захваченным ополченцами в Авдеевке ЗРК, отказались даже сами украинские власти.
В первые часы после катастрофы советник министра внутренних дел Антон Геращенко заявлял, что власти зафиксировали наличие у ополченцев установки «Бук», которая передвигалась «в районе городов Торез и Снежное». Однако тем же вечером источник в руководстве АТО заявил, что у повстанцев на юго-востоке Украины нет оружия, способного сбить самолет на высоте свыше 10 километров.
Гибель Boeing 777 в результате применения авиационного вооружения могла последовать только от вооруженных сил стороны конфликта, имеющей в наличии боевые самолеты, аэродромно-техническую сеть и навигационное оборудование, а также подготовленный персонал. Необходимо отметить, что силы ДНР не обладали ни тем, ни другим, ни третьим.
Оценка механизма принятия управленческих военно-политических решений, повлекших уничтожение гражданского самолета, и структуры управления войсками в зоне проведения антитеррористической операции (АТО) властями Украины (по данным theinsider.ua)
Закон Украины от 31 мая 2005 года № 2600-IV (с изменениями и дополнениями) «О борьбе с терроризмом» основывается, в частности, на принципе единоначалия в руководстве силами и средствами, которые привлекаются для проведения антитеррористических операций. Главным по АТО согласно закону является первый заместитель главы СБУ, он же по должности начальник Антитеррористического центра спецслужбы. Именно под его команду переходят все подразделения других силовых структур, имеющие в своем составе части по борьбе с террористами: МВД, Госпогранслужба, Минобороны, Управление госохраны, а также уполномоченные лица МИДа и других органов центральной власти, которых для координации усилий делегируют в штаб антитеррора.
Информация о деятельности штаба АТО, которая проводится в Донбассе, относится к категории государственной тайны. Любой интерес со стороны журналистов или общественности к руководству АТО вызывает крайне болезненную реакцию со стороны АТО и компетентных органов.
Координацию действий всех силовых и гражданских ведомств, задействованных в АТО, осуществляет Антитеррористический центр (АТЦ) при СБУ. В составе АТЦ есть свой штаб, который в момент гибели Boeing руководил боевыми действиями в Донбассе, и Межведомственная координационная комиссия (МКК) АТЦ, согласующая мероприятия в зоне АТО.
Для непосредственного повседневного руководства АТО и контроля обстановки в зоне ее проведения действует оперативный штаб АТО, ключевая роль в котором принадлежит СБУ, Минобороны и МВД.
Первым руководителем АТЦ в условиях реального вооруженного конфликта в Донбассе и паралича органов власти был и. о. начальника этой структуры Виталий Цыганок, назначенный на должность 1 марта. 7 июля Петр Порошенко назначил на должность главы АТЦ Василия Грицака. Возможно, это назначение означало отказ руководства СБУ от претензий на фактическое руководство боевыми действиями в зоне АТО. С этого момента главная ответственность за их проведение окончательно легла на военных, а именно на Генеральный штаб вооруженных сил и его начальника Виктора Муженко. Начиная с июня роль МКК как координационного органа значительно снизилась, при этом одновременно возросла роль «малого штаба» – оперативного штаба АТО, в котором главную роль играют Виктор Муженко, Василий Грицак, Сергей Яровой и командующий национальной гвардией Степан Полторак.
Каждый из них опирается на разветвленный аппарат своих ведомств, при необходимости пользуясь прямой поддержкой министров. Например, за оснащение техникой и вооружением подразделений нацгвардии в зоне АТО отвечает заместитель Полторака Николай Балан, ранее занимавший должность начальника Управления крымского территориального командования внутренних войск МВД. При этом постоянный контроль над деятельностью нацгвардии в зоне АТО осуществляет лично глава МВД Арсен Аваков. Таким образом, при отсутствии четкой регламентации компетенций структур управления и принятия решений на боевые действия в зоне АТО имеются признаки «управляемого хаоса» и стремления уйти от персональной ответственности за отданные приказы.
Вместе с тем в вооруженных силах любого государства существует четкая система служебной иерархии принятия решений и отдачи боевых приказов. Тем более если в зоне ведения боевых действий задействованы части и подразделения различных видов ВС.
В данном случае применялись как наземные части ПВО, обеспечивающие ведение воздушной разведки и выдачу информации на командные пункты, так и авиационные части, включающие не только боевые самолеты и их экипажи, но и большая численность наземного персонала, в том числе штурманы наведения, корректировщики огня, персонал аэродромного обеспечения и пр.
Логично полагать, что решение на боевое применение различных видов военной силы, особенно при ведении боевых действий подразделениями различных силовых ведомств, правомочно принять исключительно должностное лицо, обладающее властными полномочиями по отношению к подчиненным ему войскам и вооруженным формированиям. То есть высшее руководство АТО.
Анализируя последствия гибели Boeing 777, необходимо ответить на вопрос: кто получил выгоду в данной ситуации и какая сторона понесла потери?
Что касается потерпевших, то ими являются ДНР, Российская Федерация и, как ни странно, Малайзия. Последней, помимо реальных человеческих жертв, нанесен экономический урон – акции «Малайзийских авиалиний» упали 18 июля на 11,1 процента. Malaysia Airlines работала в минус уже несколько лет, с начала 2011 года убытки превысили 4,5 миллиарда ринггитов (1,4 млрд долл.). За последние девять месяцев ее рыночная стоимость снизилась более чем на 40 процентов.
“ Похожий сценарий американские спецслужбы уже разыграли с южнокорейским «Боингом», сбитым советским истребителем в 1983 году ”
Компания и соответственно страна-владелец понесли существенные репутационные потери в плане привлекательности их сервиса для туристов. Заявления малайзийской стороны об имеющихся разведданых о причинах гибели Boeing 777 и необходимости проведения объективного расследования не находят должного отклика у мирового сообщества. Малайзию никто не слышит.
ДНР стала основным виновником в катастрофе в глазах мировой общественности, осуждение республики коснулось и России как «пособника террористов».
В то же время очевидно, что гибель Boeing 777 принесла огромную пользу новым властям в Киеве, которым были необходимы международная финансовая и военно-техническая помощь, политическая и информационная поддержка, чтобы переломить неблагоприятную оперативную обстановку в Донбассе и удержаться у руля. Больше всего выгод получила и продолжает получать украинская «партия войны», включающая:
- высокопоставленных военных и представителей силовых структур, участвующих в АТО и заинтересованных в продолжении боевых действий из-за желания нажиться на снабжении войск;
- националистически настроенных депутатов, которые играют на чувствах малообразованного электората, пример тому Олег Ляшко;
- олигархов, ярким представителем которых является глава Днепропетровской области миллиардер Игорь Коломойский – один из наиболее мощных предводителей «партии войны».
Нагнетание напряженности позволяет олигархам Украины активно перераспределять собственность, принадлежащую недружественному им клану «донецкой группировки».
За долгие месяцы кровопролитного противостояния на востоке Украины олигархические круги в лице Коломойского и других заняли прочные позиции и стремятся к их укреплению.
Одна из задач «партии войны» – остановить продвижение социальных протестов в глубь Украины. Главная цель – деньги. У многих олигархов есть свои экономические интересы в военной сфере.
В Донецкой области, наиболее промышленно развитом регионе, являвшемся на протяжении 20 лет донором бюджета Украины, превалируют активы, принадлежащие Ринату Ахметову, которого еще недавно называли «хозяином Донбасса». Кто сможет быстро захватить активы на Донбасе и Луганщине – тот и будет истинным хозяином этих регионов.
Игорь Коломойский заявил: «Государство сегодня просто обязано провести конфискацию имущества, заводов, акций сторонников сепаратизма. Всех, кто финансировал и продолжает финансировать террор в стране». Это и есть главная задача Коломойского.
Конфискованное имущество он предлагает передавать в специальное ОАО, в котором акционерами будут участники АТО, ветераны, родственники погибших. По сообщению Forbes, благодаря финансовой поддержке Коломойского область создала четыре собственных вооруженных формирования: два батальона спецназа «Днепр-1» и «Днепр-2», а также два батальона территориальной обороны. Платят добровольцам от 1260 долларов в месяц. Для сравнения: средняя зарплата на Украине – 272 доллара (по данным Госстата страны за апрель 2014 года), примерно столько же получает рядовой контрактник, служащий в рядах ВСУ.
О бойцах Коломойского уважительно отзываются даже их противники. «Я бы не назвал их («Днепр») бандой. Их можно назвать частной армией. Они не стесняются афишировать свою принадлежность. Они неплохо вооружены. Они самые организованные, самые мотивированные и самые агрессивные» (из интервью Романа Лягина, председателя ЦИК Донецкой народной республики). Бывший премьер ДНР Александр Бородай утверждал, что республика «находится в состоянии войны с группировкой и войсками Коломойского». Именно эти войска сыграли важную психологическую роль: в самом начале АТО, когда украинская армия разваливалась на глазах, батальон «Днепр» выглядел единственной реальной силой, противостоящей ДНР.
В 2014 году Коломойский разыграл беспроигрышную партию: он первым начал создание добровольческих батальонов, пообещал награды за головы сепаратистов, начал преследовать их в своей области и за каких-то пару месяцев в глазах обывателей превратился в главного защитника Украины, который теперь может себе позволить выступать с обвинениями в адрес других олигархов и предлагать экспроприировать их собственность. Для сравнения: назначенный одновременно с Коломойским олигарх Сергей Тарута, которому досталась проблемная Донецкая область, не проявил себя никак. Он не собрал свой батальон, не объявил войну сепаратистам, не назначил награду за голову полевого командира ДНР Александра Можаева, известного под кличкой Бабай. В итоге был отправлен в отставку. Чем дольше тянется АТО, тем больше разочаровываются в новом президенте украинцы, тем больше растет влиятельность Коломойского.
Его деятельность в день гибели Boeing 777 и в предыдущие должна стать предметом самого пристального внимания. Об этом заявил вице-спикер Госдумы, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов: «Целесообразно вспомнить тот факт, что олигарху Игорю Коломойскому принадлежит ряд украинских авиакомпаний: «Международные авиалинии Украины», «Днеправиа», «Аэросвит», но что еще более интересно – им полностью финансируется деятельность диспетчерских служб Днепропетровска, ответственных за проводку трагического рейса, а также в значительной степени техническое обеспечение диспетчерских служб по всей Украине». В октябре 2014 года Независимая нидерландская политическая партия обратилась в Международный уголовный суд в Гааге с целью возбуждения уголовного дела против Коломойского.
Еще одним выгодоприобретателем является Североатлантический альянс, для руководства которого как в лице прежнего генерального секретаря Андерса Фог Расмуссена, так и сменившего его Йенса Столтенберга гибель Boeing 777 явилась одним из поводов проведения политики расширения НАТО на восток. В интервью французскому изданию Midi Libre Расмуссен назвал авиакатастрофу, произошедшую 17 июля на востоке Украины, человеческой трагедией, которая является также военным преступлением, и заявил, что у альянса есть многочисленные данные, указывающие на то, что в ней виновны сепаратисты, которых поддерживает Россия. Однако натовские руководители предпочитают уклоняться от приведения фактов, подтверждающих их заявления.
Основную выгоду из последствий гибели Boeing 777 извлекла администрация Барака Обамы, которая повлияла на позицию глав европейских государств и ЕС применить очередные санкции против России, введение которых буксовало в течение нескольких месяцев. 26 июля Барак Обама заявил в эфире телекомпании CNBC: «Как это ни прискорбно, катастрофа самолета «Малайзийских авиалиний», который, вполне возможно, был сбит представителями негосударственных структур, получавшими от российского правительства чрезвычайно мощные вооружения, может привести к тому, что наши европейские партнеры ужесточат свою позицию».
Как известно, от экономических санкций пострадали и РФ, и ЕС.
Главным результатом гибели Boeing стали изменение отношения к России на мировой арене и дальнейшая изоляция страны. С другой стороны, Киев негласно потребовал защиты от столь «агрессивного» соседа, поэтому ЕС и США ускорили ее интеграцию в западное пространство.
Технология, которую успешно используют США в подобных случаях, – это сетевые и бесконтактные войны, обеспечивающие захват территории, установление контроля над ней без использования обычных, классических вооружений, а по возможности вообще без прямой агрессии. Похожий сценарий американские спецслужбы уже разыграли с южнокорейским Boeing, сбитым советским истребителем в 1983 году. Тогда это усилило изоляцию СССР от мирового сообщества и способствовало распаду Советского Союза.
По мнению экспертов аналитической группы РСИ, главным выгодоприобретателем от гибели Boeing 777 является англосаксонский мир: США и Великобритания.
При этом Соединенными Штатами выгода уже получена независимо от того, к каким результатам придет комиссия по расследованию. Выгода заключается в экономическом давлении на РФ и на европейские страны, ощущающие ответные российские санкции. В результате ослабления экономического потенциала Старого Света, создания там очередного очага напряженности США увеличивают свое влияние на мировое сообщество.
Итоговые выводы
До гибели Boeing 777 информация о ситуации на Украине сошла с первых полос международных СМИ. Киевские власти терпели военное и политическое поражение в связи с неспособностью подавить сопротивление ополчения ДНР и ЛНР, западные страны все больше задерживались с принятием важных решений по этому конфликту. Финансовая и военно-техническая помощь Украине задерживалась, начали постепенно формироваться перспективы ее получения на сложных условиях.
Катастрофа Boeing 777 и возложение ответственности за нее на ДНР и Россию явились мощным информационным поводом для нового витка эскалации конфликта и поводом для обращения Украины к западной помощи.
Гибель Boeing 777 является спланированной военно-политической акцией. Выбор самолета не случайно пал на Малайзию, находящуюся далеко от места происшествия, слабую в военно-политическом отношении, неспособную отстаивать свои интересы. Страну, которая не так давно перестала быть колонией Великобритании (1957) и до сих пор находится под ее огромным влиянием. Расследование ЧП существенно отличается по всем параметрам от аналогичных, имевших место в прошлые времена.
Катастрофа способствовала введению секторальных санкций в отношении РФ и созданию в международном информационном пространстве образа России и ее лидера как пособников терроризма.
Ситуация с гибелью Boeing 777 привела к созданию информационной завесы, отвлекающей внимание от действий украинского олигархата, прежде всего Игоря Коломойского, по захвату и переделу собственности на юго-востоке.
Прямую юридическую ответственность за гибель Boeing, по мнению экспертов аналитической группы, несут высшие руководители АТО.
Гибель Boeing 777 – спланированная акция, носящая геополитический характер. Она вписывается в общую концепцию политики администрации США, целью которой являются достижение однополярного мира и эскалация агрессии в отношении Российской Федерации, снижение экономического потенциала страны, остановка роста ее влияния в мире.