Наступление в никуда — часть I

Замыслу штаба АТО не суждено было осуществиться по многим причинам

Одновременно с наступлением на юге силами сектора Д штаб АТО, возглавляемый генерал-лейтенантом Виктором Муженко, начал планирование удара частями и подразделениями развернутого в середине мая оперативного командования «Север» (сектор А) на Луганск и Краснодон. Начало операции было запланировано на 12 июня.

В марте штабу ОК были подчинены две батальонные тактические группы 80-й аэромобильной бригады, а также одна ротная тактическая группа 25-й воздушно-десантной бригады. В начале мая военно-транспортной авиацией ВВС Украины в Луганский аэропорт были переброшены две РТГ из состава 80-й аэромобильной и 25-й воздушно-десантной бригад, позже также переданные под командование ОК «Север». На него была возложена еще одна задача – на западе после захвата Славянска и ликвидации ополченцев Стрелкова совместными действиями с оперативной группой АТО захватить представляющие собой сплошную городскую агломерацию Лисичанск и Северодонецк.

“ Бои в Счастье выявили полное отсутствие взаимодействия добровольцев батальона «Айдар» и регулярной армии ”

Для выполнения поставленных задач ОК «Север» было усилено отрядом СпН из состава 8-го полка СпН, батальонной тактической группой 1-й отдельной танковой бригады и, по некоторым данным, одной БТГ из состава 128-й горно-пехотной бригады. Занимающую Луганский аэропорт РТГ 25 вдбр планировалось пополнить личным составом и техникой до батальонной тактической группы. В распоряжение штаба ОК был также передан ставший позже печально знаменитым 24-й батальон территориальной обороны «Айдар».

Есть данные, что предварительные распоряжения на наступление штаб АТО направил командованию «Севера» в середине мая. Замысел в отличие от наступления на юге был достаточно простой. Но успех на северо-востоке зоны АТО зависел от успешного форсирования реки Северский Донец.

На первом этапе планировалось силами БТГ 80 аэмбр при поддержке танков 1 тбр захватить Счастье и важный автомобильный мост через Северский Донец. Одновременно РТГ 80 аэмбр и разведывательные группы 8-го полка СпН захватывают два моста западнее Счастья – в поселках Трехизбенка и Светличное и выходят на дорогу Т1303, позже ставшую известной как Бахмутская трасса.

На втором этапе наступления действовавшая в этом районе группа должна была захватить Славяносербск, тем самым отрезав Луганск с запада и не допустив возможную переброску резервов ополченцев в Северодонецк и Лисичанск.

Наступавшая со стороны Счастья группа должна была выйти к поселку Металлист в пригороде Луганска, решительным маневром соединиться с группой, занимавшей аэропорт, и полностью блокировать город. В воздушную гавань намечалась переброска военно-транспортной авиацией еще и дополнительных подразделений 25 вдбр.

Стоит отметить, что, как и на юге, штаб ОК «Север» планировал размещать блокпосты на Бахмутской трассе в районе Трехизбенки, а также на дороге Н21, идущей из Луганска к Счастью, для установления контроля за перемещением ополченцев.

Конец «Айдара»

Наступление частей и подразделений ОК «Север» началось 12 июня, и если группа, действовавшая в районе Бахмутской трассы, практически не встретила сопротивления, то Счастье «Айдару» и БТГ 80 аэмбр пришлось захватывать в упорном бою.

Руководство ополчения Луганской народной республики смогло частично разгадать украинские планы. Но у ЛНР не было достаточно сил, чтобы организовать оборону города как со стороны Счастья, так и со стороны Славяносербска. Поэтому сосредоточить основные усилия решили на северном направлении, используя дорогу Н21.

04-02В начале июня достаточно большие силы ополченцев были направлены для удержания не только самого Счастья, но и автомобильного моста. Правда, эти отряды были слабо вооружены и практически не имели противотанковых средств, а система обороны состояла из нескольких блокпостов, построенных из подручных средств.

Но украинским десантникам и добровольцам взять город с ходу 12 июня не удалось. Поэтому 13 июня для уничтожения блокпостов бойцов Луганской республики командование ОК «Север» задействовало артиллерию и ударные вертолеты, благодаря поддержке которых подразделения сил АТО смогли-таки выбить ополченцев. Обе стороны потеряли несколько десятков человек убитыми и ранеными.

Бои в Счастье выявили полное отсутствие взаимодействия добровольцев батальона «Айдар» и регулярной армии. Несмотря на то, что к штабу 24-го БТО были прикомандированы несколько офицеров 80 аэмбр и ОК «Север», командование батальона предпочитало действовать самостоятельно. Примечательно, что на тот момент в батальоне почти все офицерские должности занимали участники так называемой самообороны майдана.

Действовавшие со стороны Бахмутской трассы украинские части и подразделения выполнили все поставленные задачи, не встретив сопротивления. Славяносербск был захвачен фактически без боя.

14 июня воздушный мост с частями и подразделениями, удерживавшими Луганский аэропорт, был прерван после того, как ополченцы сбили Ил-76 25-й транспортной бригады ВВС Украины с 49 военнослужащими 25 вдбр на борту. Авиационное командование из-за угрозы со стороны средств ПВО противника приняло решение временно приостановить полеты в Луганск, что сорвало все планы штаба ОК «Север» накопить достаточно сил и средств для удара навстречу группе, наступавшей из Счастья.

К исходу дня 15 июня части и подразделения АТО, действовавшие вдоль трассы Н21, вышли в район Светлое. 16–17 июня они пытались взять Металлист, но столкнувшись с упорным сопротивлением, вынужденно остановились.

Штаб ОК «Север» планировал использовать «Айдар» для зачистки населенных пунктов, проведения адресных проверок и несения службы на блокпостах позади наступавшей на Луганск БТГ 80 аэмбр, усиленной танками 1 тбр. Но командование батальона и личный состав зачастую игнорировали вышестоящие приказы и пытались самостоятельно атаковать позиции ополченцев. Так произошло и 18 июня, когда командир «Айдара» Сергей Мельничук, нарушив приказ штаба АТО и командования ОК «Север», попытался самостоятельно прорваться по трассе Н21 и выйти в Каменнобродский район Луганска. Но так как добровольцы использовали открытые каналы связи и не соблюдали режим секретности, то их ждала засада.

Примечательно, что командир БТГ 80 аэмбр узнал о том, что 24-й БТО обошел его подразделения и начал самостоятельно наступать, только тогда, когда «Айдар» уже попал в засаду. И хотя десантники смогли прорваться к месту боя, «Айдар» понес очень чувствительные потери, а часть личного состава просто разбежалась. Воспользовавшись замешательством украинских частей и подразделений, отряды ополченцев к вечеру 18 июня вышли в район Счастья и по одной версии – попытались его отбить, а по другой – провели рейд. В бою погибли 18 военнослужащих 80-й аэромобильной и 128-й горно-пехотной бригад ВСУ.

Замена на поле боя

В сложившейся ситуации штаб ОК «Север» принял решение отвести подразделения, выдвигавшиеся по Н21 к Луганску, обратно к Счастью, а также передать командование наступавшей с севера группой штабу 1-й танковой бригады (в боях 12–20 июня эта задача была возложена на штаб 80 аэмбр). Штаб 80-й бригады продолжал руководить действиями украинских частей и подразделений, действовавших в районе Бахмутской трассы.

20 июня президент Украины Петр Порошенко объявил перемирие на юго-востоке на семь дней. Но если на юге наступление сектора Д продолжалось, то оперативное командование «Север» использовало это время для перегруппировки. В частности, в район Счастья была переброшена одна БТГ 1-й отдельной танковой бригады, а 24-й БТО «Айдар» вывели для переформирования.

Штаб 1 тбр отказался от быстрого и решительного прорыва к Луганску в пользу планомерного неспешного продвижения. Украинские части и подразделения должны были закрепиться на каждом занятом рубеже, осуществить фортификационное оборудование позиций и только потом продолжить наступление.

Части и подразделения 80-й аэромобильной и 25-й воздушно-десантной бригад в Луганском аэропорту хоть и продолжали удерживать свои позиции, но оказать помощь наступающей со стороны Счастья группе не могли. Поэтому еще одной задачей, поставленной ОК «Север» штабу 1-й танковой бригады, было прорваться к аэродрому, совместно с десантниками завершить окружение Луганска, после чего с частями и подразделениями сектора Д захватить Краснодон и погранпереход Изварино.

В то же время из района Бахмутской трассы были выведены часть подразделений 80 аэмбр и разведывательные группы 8-го полка СпН. На самой трассе развернули несколько блокпостов.

Бои возобновились 1 июля, но помимо наступления на Луганск штаб ОК «Север» по приказу командования АТО начал наносить удары силами двух БТГ 30 мехбр, переброшенных под Лисичанск во время перемирия, с целью оказать помощь действовавшим под Славянском частям и подразделениям оперативной группы АТО. Однако уже 5 июля группа Стрелкова смогла с минимальными потерями выйти из окружения.

1 июля украинские части и подразделения перешли в наступление со стороны Счастья. Одновременно части и подразделения 1 тбр и 80 аэмбр начали наступать с северо-востока по дороге Р22 с целью занять станицу Луганская и два расположенных там моста через реку Северский Донец. После захвата станицы украинские части и подразделения должны были форсировать реку, взять Николаевку, Вергунку и выйти к Октябрьскому району города. 2 июля украинская авиация нанесла удар по станице Луганская.

В то же время отряды ополченцев начали обстреливать украинские подразделения, удерживавшие Луганский аэропорт. В начале июля украинское командование было вынуждено попытаться повторно организовать воздушный мост для заблокированных в воздушной гавани подразделений 25 вдбр и 80 аэмбр. Для доставки грузов, боеприпасов и эвакуации раненых штабом ОК «Север» привлекались вертолеты армейской авиации. По некоторым данным, по крайней мере один раз украинским военным удалось посадить в аэропорту Луганска самолет.

К 12 июля украинские части и подразделения смогли оттеснить ополченцев к Металлисту и занять станицу Луганская. Начались массированные артиллерийские обстрелы не только позиций ополченцев, но и всего города. К 14 июля украинские части и подразделения, наступавшие с северо-востока, используя захваченные мосты, переправились на западный берег, вышли в район Вергунки и заняли Николаевку.

Счастьенская группа оттеснила ополченцев к Каменнобродскому району города и перехватила дорогу Т1303 и трассу М4, но прорваться к аэропорту не удалось. Однако и силы самообороны ЛНР, несмотря на постоянные контратаки, не смогли выбить украинских военных с занятых позиций, так как наступавшие на Луганск части и подразделения отказались от привычных блокпостов и на занятых рубежах сразу осуществляли фортификационное оборудование позиций в полном объеме. Для этих работ даже привлекалась строительная техника.

По замыслу штаба ОК «Север» наступавшие с севера части и подразделения 1 тбр и 80 аэмбр должны были из района Александровки нанести удар по оси Юбилейное – Роскошное и выйти к Георгиевке, Лутугину и Луганскому аэропорту. Для реализации этого плана штаб ОК «Север» перебросил одну из БТГ 30 мехбр из района Лисичанска к Металлисту. А в район Лисичанска была переброшена рота 24-го БТО «Айдар», который прошел реорганизацию после понесенных в июне потерь.

14 июля РТГ 1-й танковой бригады смогла выдавить ополченцев из Роскошного и прорваться к Луганскому аэропорту, усилив его защитников. Но уже 15 июля ополченцы выбили подразделения противника из Александровска и Роскошного, оттеснив их к поселку Металлист, а потом и оттуда. В тот же день доставка грузов заблокированным в Луганском аэропорту частям и подразделениям после уничтожения ополченцами транспортного Ан-26 ВВС Украины была в очередной раз прекращена.

16 июля вновь прибывшая из-под Лисичанска БТГ 30 мехбр сразу начала наносить удары с целью вернуть Металлист.

Падение позиций

17 июля оперативное командование «Север» приостановило наступление на Луганск, сконцентрировав усилия на Северодонецке и Лисичанске, с целью оказать помощь действовавшей там оперативной группе АТО. 20 июля украинским подразделениям удалось занять Рубежное (в штурме участвовала рота БТО «Айдар», понесшая большие потери), а 21 июля – Попасное, фактически завершив окружение ополченцев в районе Лисичанска – Северодонецка. 24 июля отряды ЛНР с боями покинули эти населенные пункты, отступив в сторону Алчевска и Стаханова.

С 17 до 21 июля украинские части и подразделения в районе Луганска проводили разведку боем с целью вскрыть позиции ополченцев и разблокировать Луганский аэропорт, где после прекращения доставки грузов в очередной раз возникли проблемы с запасами материально-технических средств, продовольствия, боеприпасов и ГСМ.

19 июля украинское командование нанесло удар одной РТГ со стороны Славяносербска на Белое с целью перерезать трассу М4 и в последующем выйти на Юбилейное. Это оказалось во многом неожиданным для ополченцев ЛНР, и Белое было занято украинскими подразделениями, но последовавшая контратака заставила силовиков отойти.

21 июля украинские части и подразделения обошли Александровск и Юбилейное, вышли в район Белого, Белореченска и Челюскинцев, попытались ударить на Георгиевку – ближайший к аэропорту населенный пункт. Одновременно штаб оперативного командования поставил перед «Айдаром» задачу взять Лутугино. Выйдя в район Георгиевки к исходу 21 июля, подразделения 1 тбр и 80 аэмбр, не справившись с обороной ополченцев, вынуждены были отступить. «Айдар» вновь понес значительные потери при штурме Лутугино, но так и не преодолел сопротивление ополченцев.

Правда, неудачные бои 21 июня позволили украинскому командованию вскрыть оборонительные позиции сил самообороны и уже 22 июля в результате повторного удара Георгиевка была захвачена. 23 июля штаб ОК «Север» приказал действовавшей в районе Металлиста БТГ 30 мехбр возобновить наступление на Александровск, Юбилейное и Роскошное. Одновременно прорвавшаяся в Георгиевку группа попыталась отвлечь силы ополченцев, нанося удары с юга.

Штаб ОК «Север» понимал, что действовавшими в районе Александровска, Юбилейного, Металлиста и дороги Н21 частями и подразделениями 1 тбр, 30 мехбр и 80 аэмбр в силу их малочисленности разблокировать аэропорт и взять под контроль населенные пункты не получится. Но после падения Лисичанска и Северодонецка 24 июля штаб АТО решил перебросить под Луганск дополнительные части и подразделения из состава 28 и 93 мехбр (по одной БТГ) и 95 аэмбр (две БТГ).

Уже 27 июля первые подразделения начали прибывать под Луганск. Несмотря на то, что наступление группы Д закончилось разгромом и окружением участвовавших в нем частей и подразделений, украинское командование приняло решение нанести удар на Новосветловку, как предусматривалось первоначальным планом, тем самым замкнув кольцо вокруг Луганска и отрезав его от Краснодона и погранперехода Изварино. Но для реализации этого плана требовалось разблокировать аэродром.

Бои за Александровск, Юбилейное, Роскошное и Георгиевку начались 28 июля. В этот же день десантники 80 аэмбр и бойцы 30 мехбр и 1 тбр при поддержке батальона «Айдар» смогли взять Лутугино.

Но только к 3 августа украинским военным удалось занять все эти населенные пункты, разблокировать аэропорт и перекрыть трассу М4. Была перерезана последняя дорога, связывавшая Луганск с Новороссией и Россией. Город оказался в полном окружении.

5 августа украинские части и подразделения возобновили наступление на Новосветловку, которая была занята 14 августа. 15 августа пало Хрящеватое.

Продолжение следует.

Алексей Рамм

Опубликовано в выпуске № 6 (572) за 18 февраля 2015 года

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: