Дебальцево: бой за мир

Ополченцы Донецкой и Луганской народных республик взяли под свой контроль бóльшую часть города Дебальцева.

noch_odinochki_stalker_tuchi_pripyat_2793x1599

Как считает директор Центра либерально-консервативной политики им. П. Столыпина и П. Струве Александр Казаков, Дебальцево может перейти к ополченцам уже в течение нескольких часов. «По моим данным, фактически ополченцы находятся в городе, причём уже в его центре. Это означает, что вопрос взятия под полный контроль Дебальцево — вопрос часов», — заявил политолог в беседе с «Актуальными комментариями». При этом эксперт добавил, что взятие города «ещё не означает ликвидацию “дебальцевского котла”, потому что он больше, чем городская черта Дебальцева».

По его мнению, взятие Дебальцева «скажется на минском процессе плохо, потому что все обвинят ополченцев в том, что они не остановились». В то же время, как считает Казаков, как раз после решения проблемы «дебальцевского котла» минский процесс начнёт функционировать. «Потому что самая главная “мина” под ним — это “дебальцевский котёл”, — пояснил эксперт. — Если ополченцы сейчас “котёл” ликвидируют, то проблема “дебальцевского котла” переквалифицируется в проблему обмена пленными. И нет проблемы — можно заниматься остальными пунктами минского договора».

Как подчеркнул 17 февраля глава ЛНР Игорь Плотницкий, в настоящее время «дебальцевский котел» полностью закрыт ополчением. Поэтому, по его словам, все боевые действия, которые там ведутся, происходят на внутренней территории ДНР и ЛНР, сообщает «Интерфакс».

Кроме того, Плотницкий заявил о начале отвода ополченцами тяжелых вооружений от линии разграничения на Донбассе. Глава ЛНР отметил, что ждет аналогичных действий от Киева.

В настоящее время в Дебальцеве идут уличные бои. «По последним данным, большая часть Дебальцева под нашим контролем, украинские силовики контролируют только западную часть города. Территория занята нами вследствие того, что украинские военные активно и добровольно сдаются в плен и оставляют свои позиции», — заявили в минобороны ДНР, сообщает Донецкое агентство новостей.

Кроме того, из Дебальцева ополченцы эвакуируют мирных жителей, которые последние несколько месяцев вынуждены были скрываться от обстрелов и боевых действий в подвалах, передает МИА «Россия сегодня».

Ранее агентство со ссылкой на представителя минобороны ДНР сообщало, что в плен в Дебальцеве сдались уже около 120 украинских военных. В то же время, по оценкам информационной бригады отряда ЛНР «Призрак», в городе ещё остаются от нескольких сотен до нескольких тысяч силовиков.

В январе под Дебальцево попала в окружение крупная группировка украинских военных. По словам главы ДНР Александра Захарченко, речь идет как минимум о 5 тысячах силовиков. Власти ДНР призывают окруженных военнослужащих покинуть Дебальцево, оставив оружие и боевую технику.

Дело – котел

Александр Русин в своем журнале пишет:

То, что Дебальцевский котел станет проблемой на пути выполнения минских соглашений, было ясно с самого начала. Представители ДНР и ЛНР ставили вопрос о котле еще во время переговоров в Минске. Но украинская сторона категорически отрицала само существование котла, поэтому в соглашениях он не был даже упомянут.

Почему так произошло – догадаться нетрудно.

Украинская сторона хочет со ссылкой на соглашения добиться от ВСН отвода войск от Дебальцево, что автоматически приведет к деблокированию украинских подразделений, оказавшихся в котле. Более того, Киев в этом случае сохранит контроль над Дебальцево, а это очень важный пункт, с которого можно при наличии сил и средств атаковать Донецк и/или нарушить его сообщение с Луганском.

Донецкая сторона хочет ровно противоположного – чтобы ВСУ оставили Дебальцево, причем без оружия. Главная цель – контроль Дебальцево чтобы в дальнейшем украинская армия не могла использовать его как плацдарм для наступления. Впрочем, разоружение нескольких тысяч украинских военнослужащих, которое будет означать ликвидацию крупных сил противника – тоже немаловажная цель.

Если украинские войска покинут Дебальцево без оружия – для них это будет означать отступление. Боевой дух в ВСУ снизится еще на одну ступеньку и многие бойцы уже вряд ли вернутся в строй. А кто вернется – на передовой окажется не сразу, а только после переформирования частей.

Понятное дело, что ни терять Дебальцево, ни отступать, ни тем более признавать потерю и отступление Киев не желает.

В общем, не успели договориться в Минске, возник прогнозируемый конфликт.

Уступать не хочет никто.

Киев надеется, что зарубежные партнеры заставят Россию надавить на Донецк чтобы тот уступил. А чтобы проще было давить, украинские подразделения пытаются прорываться с боем, а ответный огонь Киев называет нарущениями договоренностей.

Вот прямо так:

“Ответный огонь является нарушением договоренностей”.

Как вам нравится такая формулировка?

По-моему фраза “ответный огонь” сама по себе содержит признание в том, что украинская сторона первой нарушила договоренности. Огонь-то – “ответный”. Если огонь ответный, это значит он открывался в ответ… логично?

Но в Киеве уже не стесняются никаких формулировок, даже таких парадоксальных. В Киеве давно уже действует “альтернативная логика” –

Котла нет, просто подразделения почему-то не могут выйти без боя. И даже с боем не очень целиком. А оОтветный огонь считается нарушением. А огонь, на который был ответ – это нормально, так и должно быть.

Ну а что? Мы же помним, что и Сашко Билый застрелился сам, двумя выстрелами в сердце, и одесситы сами себя сожгли, и в Луганске кондиционер ракеты притянул к себе сам. А дырки в куске железа – это доказательство обстрела Волновахи русскими террористами, которое можно показывать международному сообществу. И обложки российских паспортов являются доказательством присутствия российских войск в Донбассе (хотя военные вообще-то не могут иметь при себе паспорта, такого просто не может быть).

На Украине действует альтернативная логика. Она включилась там примерно год назад, когда начали стрелять на майдане. Кто стрелял – до конца так и не разобрались, но то, что это был беркут по приказу Януковича – поняли в первый же день и про другие версии слышать не хотят.

Поэтому происходящее вокруг Дебальцево – вполне закономерно и понимать ситуацию надо так:

Котла нет. Просто русские террористы открывают ответный огонь по всему периметру расположения украинских войск, которые неукоснительно соблюдают минские соглашения, прорываясь с боем через позиции противника.

Понятно теперь?

Спор о котле по большму счету сводится к тому, что является более грубым нарушением минских соглашений – огонь изнутри “некотла” или огонь снаружи?

Юридического разрешения спор не имеет. Формально, стрелять не должны ни те, ни другие. Как при этом украинским войскам отходить, если они находятся внутри “некотла” – неясно. С оружием – не пустят, без оружия – по уставу не положено.

Варианты развития событий могут быть такие:

1. Западные партнеры Киева (они же, для справки, западные партнеры Путина) продавят Кремль (то есть Путина) и он убедит Донек отпустить окруженных в “некотле” украинских военных с миром. С миром и с оружием. Это будет условно-ничья, потому что Киев сохранит довольно крупные подразделения, но окончательно потеряет Дебальцево. А ВСН наоборот – оставят за собой Дебальцево, но не смогут ликвидировать крупные подразделения противника. Впрочем, я полагаю, что Киеву это покажется мало. Киев хочет “все и сразу”, чтобы и Дебальцево за собой сохранить и окружение чтобы было снято. На том и погорит.

2. Западные партнеры Киева (они же западные партнеры Путина) очень конкретно продавят Кремль (то есть Путина) и он попробует убедить Донецк полностью разблокировать котел, то есть отойти от Дебальцево. Во имя мира. Но этот вариант вряд ли найдет понимание в Донецке, причем дело даже не в Захарченко, а в бойцах, которые данное решение очень не поймут.

Требовать от подразделений разблокировать котел, окружение которого стоило таких усилий – можно накликать настоящий бунт на корабле. И Донецк уже демонстрировал, что он самому Путину может отказать, когда дело доходит до принципиальных вопросов. Непростой он, этот Донецк.

И в Кремле это должны понимать. Потребуют лишнего – получат отказ. Получат отказ – вся тонкая политика полетит к чертям, попробуй потом заново наладить контроль над ДНР и ЛНР. А если неповиновение возникнет не на уровне Захарченко, а на уровне полевых командиров – конец всякой политике, начнется анархия и совершенно неуправляемая война, которая закончится неизвестно где. Поэтому данный вариант по моей оценке “непроходной”. Или в Кремле или в Донецке или на уровне полевых командиров он будет сорван. А Киев, который надеется на реализацию именно этого варианта – очередной раз “погорит”.

3. Киев с группой поддержки в виде Джен Псаки и может быть кого-то еще будет день за днем обвинять ВСН (русских террористов) в том, что они открывают ответный огонь и тем самым нарушают минские соглашения. Запад будет обвинять Россию, что она не способствует выполнению соглашений. А Донецк и Москва со своей стороны будут день за днем предлагать украинским военным выйти из котла без оружия. В общем, все будут настаивать на своем, а в Дебальцево будут день за днем стрелять.

Мне кажется, самый вероятный – третий вариант.

Закончится он скорее всего так же, как Южный котел – часть подразделений, находящихся в “некотле” рванут на прорыв и с огромными потерями выйдут, а часть вывезут без оружия через согласованный коридор.

В итоге, я прогнозирую:

Дебальцево останется за Донецком. Из “некотла” домой вернется меньше половины военных, находящихся там сейчас, остальные навсегда останутся в Дебальцево и пополнят списки пропавших без вести, которые на Украине уже содержат больше 10 тысяч фамилий.

Неясно другое – положит ли ликвидация “некотла” конец всем минским соглашениям или после Дебальцево их начнут старательно и исправно выполнять.

Ситуация настолько сложная, что может быть все.

Может быть после ликвидации “некотла” наступит длительное многомесячное затишье с относительно редкими провокациями. Украина будет пытаться наладить экономику и собрать силы для следующего наступления на Донецк, а Донецк будет восстанавливать хозяйство и тщательно окапываться.

Может быть и по-другому – одна из сторон махнет рукой на минские соглашения, обвинит другую сторону в их нарушении и начнется новый виток войны. Кто обвинит противника в срыве перемирия и побежит в бой – угадайте с одного раза.

Так или иначе, варианты есть.

Какой из вариантов реализуется в жизни – скоро узнаем.

Долго Дебальцевский “некотел” вариться уже не будет, ситуация с боеприпасами и продовольствием, судя по поступающим данным, там крайне тяжелая. И моральный дух, говорят, у бойцов ВСУ уже чуть менее, чем никакой.

В “некотле” уже не только простые бойцы сдаются из-за отсутствия всяких перспектив – офицеры уже пытаются бежать. Рвутся по простреливаемой дороге “на удачу” и некоторые прорываются, а некоторые нет.

Может быть Киев со своими западными хозяевами и смог бы продавить Кремль, а Кремль Донецк, но на это наверное уже элементарно не хватит времени.

Пока стороны спорят, что является более грубым нарушением минских соглашений, огонь или ответный огонь, “некотел” может просто-напросто довариться до полной готовности и…

И тогда случится чудо – Киев наконец-то сможет сказать истинную правду о том, что никакого котла в Дебальцево нет.

Однако сразу после этого Киев должен будет привычно соврать – соврать о том, что потери в Дебальцево были незначительными, а несколько тысяч военнослужащих просто пропали без вести. Но Киеву делать такие заявления не впервой. И нас это уже, к большому сожалению, не должно удивлять.

По материалам Вадима Погибы, Натальи Захаровой, Лины Вискушенко в Актуальных комментариях и Александра Русина

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: