Европейская валюта бьёт очередные антирекорды. Примерно в 18:00 (мск) среды она просела до отметки 1,111 к американскому доллару. В последний раз единая валюта Евросоюза столько стоила в июле-августе 2003 года. Проседание евро произошло на фоне публикации данных опроса Sentix, который показывает вероятность распада еврозоны в связи с теми или иными экономическими и политическими проблемами. Так вот, этот самый прогноз оказался для еврозоны отнюдь не утешительным: второй раз с момента начала проведения подобных опросов (с 2012 года) индекс распада еврозоны достиг 38% и, по некоторым, данным может достичь абсолютного рекорда уже в ближайшее время.

Индекс говорит о том, что 38% экспертов, участвовавших в опросе о стабильности (нестабильности) еврозоны заявили, что у еврозоны нет шансов сохраниться в нынешнем виде, и определённые страны ЕС будут неизбежно возвращаться к своим национальным валютам. Наибольшие риски снова связывают с Грецией.
Масла в огонь подлили и данные консалтинговой группы McKinsey (данные с сайта Вести.Финанс), согласно которым суммарный греческий долг (государственный, корпоративный, банковский и частный) составляет 317% к ВВП! Расплатиться с таким долгом не смогут не только нынешние поколения греков, но и ещё несколько «колен», которые в последующие десятилетия будут населять Элладу, даже если начнут вкалывать «по-стахановски». Это колоссальное значение долга даёт понять, что все последние годы греческие власти, по сути, не делали ничего для восстановления экономики, а лишь набирали новых кредитов через ЕЦБ и другие финансовые структуры, наращивая долги.
Но только ли у Греции такие долговые показатели в ЕС? Только ли Греция ушла за 300%-ную планку? Оказывается, что нет. Уровень суммарного долга Нидерландов составляет 325%, Испании – 313%, Бельгии – 327%, Португалии – 358%, Ирландии – 390%.
На этом фоне суммарный долг России, обозначенный той же консалтинговой группой McKinsey на уровне 65% ВВП при 10%-ном государственном долге ни в какое сравнение не идёт с гигантскими долгами экономически «благополучной» Европы. Напомним, что ту же Испанию международные «независимые» рейтинговые агентства ставят сразу на несколько «качественных» ступеней выше России. Долгов при этом как бы не замечают. А если и замечают, то рассылают отговорки в стиле: там стабильное экономическое положение – расплатятся… Стабильное? Ну-ну… А чего ж тогда так голосят, выпрашивая у России начать снова покупать у них то апельсины, то клубнику. Если стабильное положение, то ради бога – заедайте его своими апельсинами, сколько влезет…
Между тем, европейские финансовые эксперты, анализируя состояние дел в экономике ЕС, не особенно ссылаются на рейтинговые агентства, очевидно, отдавая себе отчёт в том, что все эти рейтинги – популизм и политика чистой воды. Зато практически в один голос заявляют, что еврозону от развала может спасти только чудо. Дело в том, что риск невыплат по долгам среди главных должников ЕС растёт буквально ежедневно. На этом фоне набирают еврокредитов ещё и «младоевропейцы» (Латвия, Литва), окунувшиеся с головой в единый валютный рынок. При этом целый ряд финансовых экспертов, отвечая на вопрос, о том, когда в состав «единой европейской семьи» может войти Украина на основании договора об ассоциации, говорят примерно следующее: «Надеемся, что никогда»… Даже сам факт того, что Украина в перспективе может стать членом Евросоюза и еврозоны, европейцев бросает в холодный пот. Мол, мы точно знаем, что еврозоне нужно для полного и окончательного развала с крутым пике единой евровалюты – принятие Украины в состав союза европейских государств… Хотя и без принятия в состав ЕС Киев рассчитывает (в формате соглашения об экономической ассоциации) получить от Брюсселя не менее 125 млрд. евро в ближайшие 4 года “на реформы”.
Получается, что пока политики ЕС обнадёживали народ Украины заявлениями о «скорой райской жизни по-европейски», экономисты матушки-Европы «догадывались», что никакой райской жизни по-европейски не будет не только у Украины, но и, возможно, у большинства тех, кто к ней успел привыкнуть, находясь в составе ЕС. Другими словами, экономика Европы превратилась в огромный котёл, который никак не может принять в себя новое содержимое, а то содержимое, которое в нём уже есть, издаёт весьма странный запашок… Поднять крышку – убежит само, закрыть крышку туже – может и бахнуть… А тут ещё Украина что-то лепечет о «цэ еуропейскости». А уж как её тянет к разного рода котлам, – можно и не напоминать..