«Взаимоотношения идентичностей»: итоги круглого стола в ОПРФ

11

Круглый стол на тему «Взаимоотношения между гражданской и иными идентичностями в процессе формирования общероссийской гражданской нации» прошёл 29 апреля 2015 года в Общественной палате Российской Федерации.

Данное мероприятие состоялось по инициативе Комиссии ОПРФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и Центра геополитических экспертиз. В дискуссии приняли участие представители академического и экспертного сообществ, а также общественных организаций и традиционных конфессий.

Главными целями круглого стола стали определение понятия идентичность и введение его в оборот для работы государственных и общественных структур России, выработка согласованных подходов к оценке таких понятий как гражданское общество и гражданская нация, а также согласование этносоциологического понятийного аппарата.

Участникам дискуссии была роздана брошюра «Формирование понятийного аппарата в области гармонизации “межнациональных” (межэтнических) и межрелигиозных отношений: этносоциологическое обоснование», составленная по итогам предыдущего аналогичного обсуждения.

Мероприятие открыл член ОПРФ, директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, заявивший, что «идентичность», «этнос», «народ», «национальность», «нация», «гражданское общество» и «гражданская нация» нуждаются в уточнении, поскольку их неверная трактовка ведет к серьезным последствиями, выходящим далеко за рамки академических споров.

При этом, по его словам, русская идентичность является надэтнической. Принять русскую культурную идентичность – значит стать русским, убежден он.

К строительству политической нации в России Коровин относится скептически. «Строительство политической нации предусматривает ассимиляцию и, в конечном счете, ликвидацию этнической и религиозной идентичностей, – напомнил член ОПРФ. – В полиэтнической и многоконфессиональной стране попытка размыть идентичности может привести к распаду государства. Это видно на примере таких государственных образований как Украина и Грузия, где пытались построить политическую нацию, проводя насильственную ассимиляцию русских и осетин».

Идеалом для Коровина является «имперский проект», строительство государства-цивилизации, в котором будет существовать множество различных идентичностей. «Гармония наступает тогда, когда идентичности познают друг друга. Личность не существует вне идентичности», – высказал мнение на круглом столе по проблеме взаимоотношения идентичностей политолог-евразиец.

Что же касается политической нации, то по мнению Коровина, в России сложились её элементы, но в то же время в нашей стране сохранились этносы, а также существование гражданского общества – людей, считающих себя свободными от государства. Таким образом, в России сосуществует несколько идентичностей, в отличие от Западного мира, где проявляются тенденции к размытию любых идентичностей

Зам.заведующего кафедрой Социологии международных отношений социологического факультета МГУ Владимир Кочетков дал характеристику сложившемуся в западном мире концепту гражданского общества.

По словам профессора, ростки гражданского общества формируются с образованием наций. При этом «нация» – совершенно искусственный концепт, придуманный представителями буржуазии, чтобы скрепить общество после крушения старых идеалов в период революций конца XVIII столетия.

Формирование нации сопровождается переписыванием истории, преувеличением значения своих побед, формированием культа новых героев. В качестве современного примера такого процесса можно привести Украину, полагает Кочетков.

Первая же нация возникла в США в период войны за независимость, там же появляются первые ростки гражданского общества, насаждение которого по всему миру ведет к формированию глобального общества. Глобальное общество, в свою очередь, приведет к исчезновению национальных государств.

Будет ли реализован концепт этого самого западного гражданского общества во всем мире, сложно сказать. Кочетков полагает, что в настоящее время оппозицию ему составляют быстро развивающиеся страны БРИКС, представляющие собой особые цивилизации, в которых элементы гражданского общества либо отсутствуют, либо выражены незначительно.

Успехи БРИКС снимут концепты западного глобализма с повестки дня и позволят установить многополярный мир, убежден профессор МГУ.

По словам организаторов круглого стола, материалы дискуссии оставят сборник, посвящённый обсуждавшейся тематике.