“Армейские игры” добавили России имиджа и новых контрактов

Первые Армейские международные игры завершились.

Сейчас в России проходили и завершились первые Армейские международные игры (1–15 августа). Участвовали в них более 2000 военнослужащих из 17 стран, которые выявили сильнейшего в 14 дисциплинах, проходивших на 10 полигонах различных родов войск…

Они проходили в течение двух недель в 11 российских регионах от Сибири до Кубани. Лётчики, моряки, десантники, артиллеристы из 17 стран, которые ещё совсем недавно соревновались сами, сегодня на трибунах. А в центре внимания на полигоне в Алабине – танковый биатлон – эстафета. Затем награждение победителей.

Армейские игрыПоследний бой – он трудный самый.

За плечами – десятки заездов, на кону – 60 медалей. Трибуны замирают: российские танкисты не могут угнаться за соперниками из Казахстана. Позже становится понятно: затаились перед решающим прыжком. Армия России – лучшая в этом турнире.

И до заезда было понятно: в медальном зачете нас не догонят. Колоссальный отрыв от команды Китая, она на втором месте. Лучших из лучших награждали лично министры обороны стран-участниц, которые присоединились к Сергею Шойгу. Глава Минобороны перед торжественной церемонией успел испытать наградной УАЗ.

От внедорожников до реактивных истребителей. Международные армейские игры – собрание передовой техники мира. 70 самолетов и вертолетов, почти 300 единиц наземных машин – танки, самоходные установки, бронетранспортёры. Их экипажи на полигонах не щадили. Игры в сторону – ради заветных секунд.

“Сложно то, что была борьба с соперником – это сборная Китая, борьба шла колесо в колесо, секунда в секунду. Оказалось, что наша техника и наши люди лучше”, – говорит представитель команды России Александр Клименков.

Размах поражает: боевые площадки раскинулись от Сибири до юга России.

На земле, на воде и в воздухе. 67 полигонов – реконструированных и специально отстроенных. Здесь за победу боролись соперники со всего мира. Соревнования уже прозвали – Олимпиадой военных.

57 военных команд из 17 государств две недели не только соперничали – жили вместе. И вдали от полигонов налаживали контакт с иностранными коллегами. Которые были удивлены подготовкой и масштабами турнира.

“Мы впечатлены уровнем организации, представленным Российской Федерацией. Здесь можно было вживую посмотреть на применение боевой техники, поскольку у нас на вооружении нет такой”, – говорит представитель команды Никарагуа Маурисио Фарфан.

Техника на грани фантастики: удивляя зрителей и соперников, здесь вальсировали на внедорожниках или разгоняли танки словно гоночные болиды. Именно “Танковый биатлон” больше всего полюбился зрителям. Его этапы посетили почти 100 тысяч человек – на трибунах не было свободных мест.

“Организация очень хорошая, на высоком уровне, в целом мы очень довольны, в прошлом году были, в этом, да и в следующем тоже будем”, – говорит зритель Тигран Саргсян.

А ещё “Авиадартс” – состязания на истребителях, штурмовиках, фронтовых бомбардировщиках, транспортной авиации. “Кубок Каспия” – соревнования на военных кораблях. Десантники, артиллеристы – всего 14 дисциплин, где пытались вырвать каждую секунду. Ни на мгновение при этом не забывая о долге и достоинстве.

Когда 2 августа у вертолета МИ-28 отказала гидравлика, экипаж до последнего уводил машину подальше от зрителей и зданий. Командир Игорь Бутенко погиб. Второй пилот выжил.

С замиранием сердца за соревнованиями следили тысячи зрителей. Которые называют международные армейские игры не масштабным военным действом – главным зрелищем года.

“Это праздник, праздник мощи российской армии. Радует то, что много людей пришло с детьми, с женами, это свидетельствует о том, что армия наша возвращается на те позиции, на каких была в свое время, я сам дослужился до майора, поэтому приехал сюда, посмотреть на эту российскую мощь”, – говорит зритель Александр Козлов.

Организаторы тем временем подводят и другие итоги.

Международные армейские игры увидели вживую и на телеэкранах десятки миллионов человек. Полтысячи, по данным Минобороны, захотели сменить гражданскую одежду на военный мундир. Хотя, кому-то до призывного возраста ещё расти и расти.

А полсотни молодых людей подписали контракт на службу прямо на месте, в мобильном пункте на полигоне Алабино. Выпускник школы Иван Поршнев пока лишь заполнил анкету, но своё будущее связывает с армией России.

“Я хочу служить в спецназе, я люблю действия, физические нагрузки, я хочу заключить контракт и быть командиром”, – говорит Иван Поршнев.

Кто быстрее, мощнее, точнее – в следующем году будут снова выяснять в России. Международные армейские игры остаются у нас еще на год, но географию расширят – в участники просятся новые страны.

Размах впечатляет, правда?

А уже в следующем году, считает первый замглавы Минобороны РФ генерал армии Аркадий Бахин, можно ожидать расширение списка участников.


Чем отличаются Игры от похожих мероприятий, которые регулярно проходят в разных странах?

Во-первых, масштабностью. Обычно военные соревнования проводятся в какой-то одной области военного дела, при этом достаточно специализированной – скажем, соревнования спецназа. Сейчас же затронуты именно рода войск, соревнования разнообразны и помогают выявить боевую выучку армий в целом. Например, о таких соревнованиях я ранее не слышал:

«Во Владимирской области на Оке предстоит состязаться понтонным подразделениям (Белоруссия, Казахстан, Китай, Россия, Сербия). Они будут наводить переправы через противотанковые рвы, сооружать паромы и переправы через реку. А в Нижегородской области инженерно-саперные войска этих же стран установят минные поля, уничтожат тралами противопехотные мины и разберут спецтехникой опасные завалы».

Это не «парадные» выступления, а умение решать боевую задачу в условиях, приближенных к реальным. Кстати говоря, специально для Игр полигоны не строились, используются места регулярной подготовки воинских частей в России.

Конечно, хочется заявить об успехах наших выступлений, но не имеет смысла превращать статью в спортивный отчёт о занятых местах, да и до окончания соревнований еще есть время.

Тем не менее, не могу не отметить, что во всех номинациях авиационных соревнований золото взяли российские лётчики, которые использовали самолеты «Су-24М», «Су-25», «Су-27», «Су-30СМ», «Су-34», «МиГ-29СМТ», «Ил-76» и «Ту-22М3», а также вертолеты «Ка-52», «Ми-35», «Ми-8» – нагляден подход «использовать широкий спектр техники», а не некие специальные штучные машины «под соревнования». Всего было десять номинаций: штурмовая авиация, истребительная авиация, фронтовая бомбардировочная авиация, армейская авиация транспортно-боевых вертолетов, армейская авиация боевых вертолетов, дальняя авиация, военно-транспортная авиация, авиационная группа высшего пилотажа, одиночный экипаж пилотажной группы и во введенной в этом году номинации — лучший специалист инженерно-авиационной группы. Наглядная иллюстрация сложности соревнований.

Разнообразие заданий присутствует и в других видах войск – скажем, занявший первое место на международном армейском конкурсе «Кубок Каспия — 2015» экипаж малого ракетного корабля Каспийской флотилии ВМФ России «Град Свияжск» участвовал в соревнованиях по артиллерийской стрельбе по морской цели, стрельбе по воздушным целям и стрельбе по плавающей мине, а на втором этапе конкурса — в выполнении нормативов по морской выучке повышенной сложности.

Но давайте лучше посмотрим на Игры с другой стороны.

Washington Post пишет:

«Армейские игры стали еще одним мероприятием по укреплению имиджа модернизированной Российской армии после присоединения Крыма и ухудшения отношений с Западом» – это второй важный аспект Игр. Да, корреспондент может пытаться принизить российских участников: «не удивительно, что Россия, которая изобрела большинство из видов соревнований Армейских игр, занимает первое место в этой “военной Олимпиаде”», но всем понятно, что задача, к примеру, артиллериста – попадать в цель, и «изобрести соревнования», которые давали бы преимущества именно русским, затруднительно.

А вот укрепление репутации и повышение привлекательности армии – это очень важно. Ещё не кончились соревнования, а часть зрителей уже захотела служить по контракту. Наглядная демонстрация техники и выучки военных этому очень даже способствует: не надо забывать, что до сих пор распространяются страшилки про армию – которые, увы, были реальностью во времена Ельцина, когда армию не только целенаправленно уничтожали технически, но и всячески делали защиту Родины непрестижным занятием психологически.

Сейчас ситуация в армии совсем другая, как и отношение к воинской службе. С учетом нагнетания напряженности в мире со стороны США не требуется специальной агитации, чтобы народ понимал важность сильной армии, которая способна отражать нападение агрессора вплоть до столицы его государства.

Третий аспект – торговый. Россия имеет желание и возможность поставок своего оружия (высокого качества при относительно низкой стоимости), и такого рода соревнования являются лучшей рекламной компанией, поскольку боевую технику можно посмотреть в деле.

Посол Никарагуа в России Хуан Эрнесто Васкес Арайя особо подчеркнул, что на соревнованиях латиноамериканские танкисты смогли испытать технику на полигоне:

«Так мы можем познакомится с современной техникой, попробовать ее в поле, в реальных ситуациях, а не только на какой-либо выставке. Это, конечно, имеет большое влияние на решение, которые любая армия принимает для покупки российской военной техники», и, в итоге: «Мы надеемся, что скоро у нашей армии появится Т-72. Я думаю, что мы можем говорить о покупке».

А все потому, что для выступления на «танковом биатлоне» команде Никарагуа предоставили Т-72, а в самой республике армия вооружена еще старыми Т-55. Разница существенная, которую наглядно «пощупали руками».

И вообще – мы не какие-то там агрессоры, как некоторые поборники демократии, мы мирно играем в биатлон с гостями, которым всегда рады продать спортивное оборудование.

А если серьезно, то наши соперники на Играх – это наши союзники в борьбе с мировым финансовым глобализмом.

Да, Россия сдерживает новую мировую войну, но куда эффективнее это делать вместе. И участие в Армейских играх, так же, как и в Параде Победы, символ того, кто по-настоящему является нашим другом и союзником. Вместе с нами “играют” команды из 16 стран – Анголы, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Венесуэлы, Египта, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Монголии, Никарагуа, Пакистана, Сербии и Таджикистана. В качестве наблюдателей будут присутствовать представители Ирана, Вьетнама, Республики Корея, Мьянмы, Туркмении и Бразилии. А ведь это страны, в которых сосредоточена львиная доля населения планеты и различных мировых ресурсов!

И если на Параде Победы РФ продемонстрировала свою новую технику, которая очень понравилась тем странам, которые прибыли на Парад в Москву, и очень не понравилась тем, которые не прибыли, то Армейские международные игры – это демонстрация техники в действии, причем техники не новейшей, а базовой. Конечно, это соревнования, но…

Как пример – венесуэльский бригадный генерал Солис Мартинес Хамес Фредерик напомнил, что в прошлый раз его подопечные участвовали лишь в танковом биатлоне, зато сейчас не только выступят в нескольких соревнованиях, но и посетят военный турнир в качестве международных наблюдателей: «Помимо полученного опыта и повышения готовности, эти соревнования укрепят братство специалистов разных стран. По окончании соревнований мы надеемся, что станем лучше и как военные, и как просто люди».

Для престижа русского оружия, конечно, важны и другие соревнования. Например, в этом же месяце индийские пилоты на российских Су-30 всухую переиграли на учениях Indradanush («Радуга») пилотов ВВС Соединённого Королевства, летавших на Eurofighter Typhoon. В результате к уже состоящим на вооружении ВВС истребителям Су-30МКИ Индия намеревается прикупить еще несколько десятков.

Но именно Игры позволяют не просто рекламировать оружие, но и давать «чувство локтя» с военными тех стран, с которыми, возможно, придется сражаться вместе против общего врага, отстаивая общую же независимость.

P.S. Показательно, что в подобных соревнованиях отдельные страны «самоудаляются». Временами – отклоняя приглашения в участии, иногда – более оригинальным способом, как это было со спецназом США на международных соревнованиях в Казахстане в июле этого года: американцы в первый же день отказались от участия в соревнованиях, а затем объясняли с умным видом, что «и не собирались выкладываться», – мол, приехали просто так.

Это вам не Голливуд!

Специально для "РУССКОЙ СИЛЫ по материалам ОРТ и Бориса Степнова подготовил Макс Елев
Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: