Про выбор целей ВКС России и транспорте смертников на Ближнем Востоке

На портале журнале “Грузовик Пресс” опубликована небезынтересная статьяРоссия против самосвалов ИГИЛ” о тех причинах, которые побудили российское военное командование атаковать объекты “Исламского государства” в районе Хомса.

Какое от­но­ше­ние, ка­за­лось бы, имеют са­мо­свалы «Ис­лам­ского го­су­дар­ства» (ор­га­ни­за­ция за­пре­щён­ная в Рос­сии – ред.) к ан­ти­тер­ро­ри­сти­че­ской опе­ра­ции про­во­ди­мой в Сирии рос­сийскими ВВС? Как ока­зы­ва­ется самое не­по­сред­ствен­ное. Но для на­чала  не­боль­шая хро­ника.


Пикап Ford F-250, ранее принадлежавший компании Mark-1 Plumbing техасского бизнесмена Марка Оберхольцера, на службе у боевиков экстремистского исламистского “Фронта Ансар аль-Дин” в Сирии (с) Фронт Ансар аль-Дин

В ночь на 30 сен­тября ВВС Рос­сии на­несли удары по 4 объек­там за­пре­щён­ной в Рос­сии тер­ро­ри­сти­че­ской ор­га­ни­за­ции «Ис­лам­ское го­су­дар­ство» на тер­ри­то­рии Сирии, со­об­щает управ­ле­ние пресс-службы и ин­фор­ма­ции Ми­ни­стер­ства Обо­роны РФ.

За ночь было со­вер­шено 8 са­молё­то­выле­тов Су-24М и Су-25. В ре­зультате авиа­уда­ров были уни­что­жены штаб тер­ро­ри­сти­че­ских фор­ми­ро­ва­ний и склад бо­е­при­па­сов в районе Ид­либа,

Так были раз­бомб­лены ко­манд­ные пункты груп­пи­ровки бо­е­ви­ков ИГИЛ в не­жи­лой зоне на окра­ине Эль-Ла­тамны и на­селён­ного пункта Тель-Бис, где раз­ме­щён хо­рошо укреп­лен­ный и обо­ру­до­ван­ный штаб управ­ле­ния бо­е­ви­ков ИГИЛ. Рядом с ними на­хо­дится боль­шой склад с бо­е­при­па­сами и взрыв­ча­тыми ве­ще­ствами.

Ещё одна спе­цо­пе­ра­ция про­ис­хо­дила в районе на­се­лен­ного пункта Хама, где рас­по­ло­жен 3-уров­не­вый укреп­лен­ный ко­манд­ный пункт бо­е­ви­ков. В ре­зультате пря­мого по­па­да­ния фу­гас­ной авиа­бомбы пол­но­стью уни­что­жен завод по под­го­товке машин к взрыву се­вер­нее го­рода Хомс. Вот именно на этих ма­ши­нах Хомса нужно оста­но­виться от­дельно.

Так­тика ис­поль­зо­ва­ния са­мо­под­рыв­ной тех­ники с ра­дио­у­прав­ле­нием пыта­лись при­ме­нять ещё во время II ми­ро­вой войны и она была уде­лом вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных дер­жав. Од­нако, тер­ро­ри­сти­че­ским ор­га­ни­за­циям в по­с­ле­во­ен­ное время, эта тех­но­ло­гия была до­ступ­ной на уровне раций Си-Би, или «уоки-токи» (хожу-го­ворю). Им все­гда хва­тало фа­на­ти­ков, го­то­вых са­мо­лично взры­вать на­чинён­ные взрыв­чат­кой ма­шины са­мо­лично. Так было на про­тя­же­нии 1960-2000-х годов.

С по­яв­ле­нием мо­биль­ных те­ле­фо­нов фа­на­ти­ков для при­ве­де­ния тер­акта стало не хва­тать. Хотя бы в силу того, что: они могли пе­ре­ду­мать, их могли обез­вре­дить до взрыва или воз­никла не­штат­ная си­ту­а­ция – на­при­мер на мо­биль­ный те­ле­фон при­креплён­ный к «поясу ша­хида» при­хо­дит по­здрав­ле­ние от про­вай­дера о по­здрав­ле­нии с днём рож­де­ния, ре­ли­ги­оз­ным празд­ни­ком или уве­дом­ле­ние о по­пол­не­нии счёта.

С на­ча­лом во­ору­жён­ного про­ти­во­сто­я­ния в Сирии в 2013 году и объяв­ле­ния не­признан­ным ква­зи­го­су­дар­ством ИГИЛ о со­з­да­нии ха­ли­фата, тер­ро­ри­сти­че­ские ор­га­ни­за­ции за­ин­те­ре­со­ва­лись вполне граж­дан­скими ав­то­мо­би­лями, как но­си­те­лями во­ору­же­ний. Од­ними из пер­вых в 2011 были по­движ­ные япон­ские и ки­тайские пи­капы, в ку­зове ко­то­рых можно смон­ти­ро­вать круп­но­ка­ли­бер­ный пу­ле­мёт, про­ти­во­тан­ко­вую или авиа­ци­он­ную пушку, ре­ак­тив­ные или зе­нит­ные уста­новки, ко­то­рые уже были ранее опро­бо­ваны в Аф­га­ни­стане, Иране, Чаде, Зим­бабве и Конго.

Бла­го­даря их по­движ­но­сти по­встанцы и бо­е­вики ор­га­ни­за­ции Аль-Каида (ор­га­ни­за­ция за­пре­щён­ная в Рос­сии – ред.) в Ту­нисе, Ливии, Йе­мене и Ираке в 2011-2014 гг. ис­поль­зо­вали их как та­чанки, поль­зу­ясь их малой уяз­ви­мо­стью на даль­них рас­сто­я­ниях. Но при осаде укреплён­ных на­селён­ных пунк­тов и во­ен­ных объек­тов они ока­за­лись не так успешны. По­этому во время боёв в Ираке в конце 2014 и на­чале 2015 гг. стали из­вестны слу­чаи о про­ры­вах на во­ен­ные базы и базы хра­не­ния ору­жия при по­мощи за­ми­ни­ро­ван­ных ав­то­мо­би­лей-ка­ми­кадзе.

Про­рыв­ные гру­зо­вики-са­мо­у­бийцы стали одним из луч­ших так­ти­че­ских ору­дий ИГИЛ. Так в Ираке для за­хвата ис­поль­зо­ва­лись целые эше­лоны смерт­ни­ков, когда гру­зо­вики-ка­ми­кадзе один за одним подъез­жали к цели, чем на­но­сили раз­ру­ше­ния и хаос. Это дало свои плоды: так в руках тер­ро­ри­стов ока­за­лось серьёз­ное во­ору­же­ние НАТО и армии США, остав­лен­ное после свер­же­ния Сад­дама Хус­сейна. Ар­се­нал бо­е­ви­ков по­пол­нился от ГАЗ-66 до «Хам­ме­ров» и за­кан­чи­вая со­вет­скими Т-55 и аме­ри­кан­скими тан­ками «Аб­рамс» остав­лен­ными но­вому Ирак­скому пра­ви­тельству.

Фо­то­гра­фии же машин-ка­ми­кадзе дол­гое время оста­ва­лись за­гад­кой, но по ана­ли­зи­ру­е­мым кад­рам но­вост­ной хро­ники можно было су­дить, что ис­поль­зу­ются не ба­наль­ные лег­ко­вушки на­шпи­го­ван­ные парой ки­ло­грамм пла­стита, а гру­зо­вики с гек­со­ге­ном. Ана­лиз раз­лёта оскол­ков не давал пол­ной кар­тины при­ме­не­ния взрыв­ча­тых ве­ществ (ВВ). Стало также ясно, что под­рыв ВВ ис­поль­зуют на­угад и абы-как  ди­ле­танты из гор­ной про­мыш­лен­но­сти.

Так­тика тер­ро­ри­стов также да­вала осечку и на та­ране. Взо­рвав­ши­еся боль­ше­грузы под­час не про­ры­вали обо­рону. Взо­рвав­шись перед пре­пят­ствием, они ста­но­ви­лись по­ме­хой самим ата­ку­ю­щим, делая из про­лома либо глу­бо­кую во­ронку, либо за­сы­пая про­ход соб­ствен­ной мас­сой. В итоге, ата­ку­ю­щие тер­ро­ри­сты (про­стран­ство во­круг пра­ви­тельствен­ных укре­прайо­нов за­ми­ни­ро­вано), либо вы­нуж­дены были скло­нять око­пав­шу­юся армию к се­па­рат­ным пе­ре­го­во­рам, либо про­дол­жать оса­ж­де­ние кре­по­сти до её пол­ной сдачи.

Во время штурма 28 июня авиа­базы T4 в 100 км от го­рода Хомс си­лами тер­ро­ри­стов, стало из­вестно о по­пытке ис­поль­зо­вать круп­но­тон­наж­ные та­раны – ка­рьер­ные са­мо­свалы. Это сви­де­тельствует о важ­но­сти за­хвата этой точки. С по­зи­ции стра­те­гии, эта авиа­база яв­ля­ется клю­чом между сто­ли­цей ИГИЛ (г. Эр-Ракка) и ме­стом дис­ло­ка­ции Си­рийской армии. Здесь летом был со­сре­до­то­чен зна­чи­тель­ный запас ору­жия, а также ба­зи­ро­ва­лась на­зем­ная и воз­душ­ная тех­ника. Бло­ки­ро­ва­ние этого узла могло на­не­сти зна­чи­тель­ный урон Си­рийским во­ору­жён­ным силам.

Уже 17 ав­гу­ста в сети были опуб­ли­ко­ваны снимки за­хва­чен­ного бро­ни­ро­ван­ного ка­рьер­ного са­мо­свала BEML BH60M, ко­то­рый все блог­геры тут же по­спе­шили объявить «бе­ла­зом». Этот 45,5-тон­ный са­мо­свал про­из­вод­ства ин­дийской ком­па­нии BEML Ltd. ранее ис­поль­зо­вался в гид­ро­тех­ни­че­ском стро­и­тельстве на воз­ве­де­нии дамб, а пу­та­ница с на­зва­нием воз­никла из-за того, что один из ре­спон­ден­тов криво трак­то­вал на­зва­ние марки «бе­ма­лас» по сво­ему хо­те­нию (BEML-as). Очень при­ятно, что ино­стран­ные кор­ре­спон­денты знают БелАЗ, но не осве­дом­лены об успе­хах Индии – страны, где только чис­лен­ность одних только ме­тал­лур­гов пе­ре­кры­вает всё на­се­ле­ние Бе­ло­рус­сии.

По кос­вен­ным дан­ным ма­шина была снаб­жена ам­мо­ни­том, ко­то­рый до этого был укра­ден у гор­ня­ков. И именно из-за при­ме­не­ния ам­мо­нита тер­акт со­рвался. Ад­ская ма­шинка не сра­бо­тала и дала впо­след­ствии бо­га­тую пищу для ис­сле­до­ва­ний.

Блин­ди­ро­ван­ный са­мо­свал BEML BH60 пол­ной мас­сой в 98 т при ме­тал­ли­че­ском об­весе спо­со­бен вы­дер­жи­вать пря­мые по­па­да­ния из стрел­ко­вого во­ору­же­ния и при мак­си­маль­ной ско­ро­сти в 50 км/ч может про­бить ограж­де­ние авиа­базы. Ши­ро­кие и тол­стые 32-слой­ные шины спо­собны вы­дер­жать пря­мое по­да­ние пуль, по­резы и про­колы от ко­лю­чей про­во­локи, а также пре­одо­леть по­лу­мет­ро­вые бруст­вер и окоп перед КПП охраны авиа­базы. С дру­гих мест про­рыв ис­клю­чён из-за вы­со­ких рвов. К этому нужно до­ба­вить пси­хо­ло­ги­че­ское дав­ле­ние, когда даже до зубов во­ору­жён­ный че­ло­век не­спо­со­бен оста­но­вить такую вы­со­чен­ную ма­хину на­дви­га­ю­щу­юся с ужа­са­ю­щим рёвом.


Блин­ди­ро­ван­ный BEML BH60M (с) Грузовик Пресс

Ма­шина ока­за­лась чи­стой воды са­мо­дел­кой. Ка­бина и капот дви­га­теля об­ве­шаны ре­шёт­ками от РЛС раз­ных си­стем, труб­ча­тые ра­ди­а­торы взяты от кон­ден­со­ров про­мыш­лен­ных кон­ди­ци­о­не­ров, а на бам­пере спе­реди днище за­щи­щено ре­зи­но­выми фар­ту­ками-брыз­го­ви­ками.

Изу­че­ние ма­шины по­ка­зало, что в кон­струк­ции не ис­поль­зо­ва­лись ди­стан­ци­он­ное управ­ле­ние ма­ши­ной, но заряд в сотню кг в тро­ти­ло­вом эк­ви­ва­ленте мог быть при­ведён ди­стан­ци­онно. Но бла­го­даря глу­ше­нию ча­стот взрыва не про­изо­шло, что под­твер­ждает мысль, что тер­ро­ри­сты ИГИЛ не спо­собны спра­виться даже с тро­фей­ной тех­ни­кой для управ­ле­ния на за­дан­ной ча­стоте, по­скольку авиа­база на тот мо­мент рас­по­ла­гала аль­тер­на­тив­ной ап­па­ра­ту­рой, бло­ки­ру­ю­щей связь. ИГИЛ ока­зался ва­ви­лон­ской баш­ней! Все умные, но го­во­рят на раз­ных язы­ках!

Эта­лон­ный BEHL 60M в ба­зо­вой ком­плек­та­ции (с) Грузовик Пресс

Но что по­ра­зило во­ен­ных ещё летом – это уже не пер­вая бро­ни­ро­ван­ная ма­шина на­чинён­ная взрыв­чат­кой в Хомсе, ко­то­рый на­хо­дится под кон­тро­лем ИГИЛ. Ви­димо по­этому рос­сийские ВВС на­несли удар по этому «взрыво­о­пас­ному ав­то­за­воду» в первую оче­редь.

Про выбор целей ВКС России и транспорте смертников на Ближнем Востоке