На днях из эфира телеканала “Россия 24” был снят 38 выпуск авторской программы Никиты Михалкова “Бесогон TV”. После поднявшейся волны общественного недоумения руководство телеканала объяснило своё решение “этическими причинами”: “в эфире каналов холдинга не допускается появление материалов, которые наши коллеги по телевизионному цеху могут расценить как недружественные и тем более – оскорбительные”.
Никита Сергеевич выложил запись передачи в интернет, и каждый из нас может оценить её содержание. Отправной точкой в размышлениях Михалкова стало высказывание комментатора недавно стартовавшего государственного телеканала “Матч ТВ” Алексея Андронова: “Вся швондеровщина, мерзость, нечисть, любители Новороссии, русского мира отсюда вычищены”, а также реакция его руководителя Тины Канделаки, посчитавшей не нужным “комментировать чепуху”.
Вопрос об этичности самого высказывания Алексея Андронова уже был поднят в другой авторской передаче – “Постскриптум” Алексея Пушкова на ТВЦ. Однако, как выяснилось, из повтора передачи сюжет о нем был вырезан. Тоже по инициативе канала. Этот случай побудил Никиту Сергеевича проанализировать ситуацию с русофобскими высказываниями известных журналистов в России и за рубежом и посвятить ей 38 выпуск передачи “Бесогон TV”.
70 лет мы жили в условиях жестокой цензуры, когда свои мысли можно было выражать шёпотом на кухне. В 90х годах все бывшие советские республики получили долгожданную свободу слова. Мы научились высказывать свое мнение, в том числе и в средствах массовой информации, не оглядываясь и не боясь преследования.
Однако это завоевание оказалось очень трудно сохранить. Белоруссия, Узбекистан, в первую очередь, конечно же, Украина – яркие примеры того, с какой скоростью руководство страны может этот кислород перекрыть!
Буквально сегодня в Латвии принят закон об общественных языковых инспекторах. Им предстоит следить, не нарушают ли граждане Латвии закон о государственном языке, и сообщать о нарушениях в Центр госязыка. Смысл этого закона в том, будь ты доктор, официант, учитель, любой работник государственного и общественного учреждения, ты обязан говорить только по-латышски. Если ты не можешь ответить по-латышски, ты будешь оштрафован на 200 евро, при повторном нарушении – 500 евро. И это в стране Евросоюза!
Сегодня Россия по сути осталась единственной страной, сохранившей настоящую, полную свободу слова. Поэтому я воспринимаю попытку недопущения выпуска авторской программы Никиты Михалкова “Бесогон TV” в эфир как попрание важнейшего принципа нашей свободы, за которую в 90е годы пострадали миллионы людей.
Что касается русофобских высказываний, я убеждён, что русские люди в защите не нуждаются. Когда русские осознают, что русофобские высказывания – это оскорбление, они встанут как один и выразят свой протест. Тогда те моськи, которые лают на слона, исчезнут, как будто их и не было.
Вести от Сергея Миронова