Изобретения, погубившие своих создателей


Создание чего-либо нового почти всегда связано с риском для жизни. Не преувеличим, если скажем, что деятельность изобретателей схожа с работой сапера – каждый шаг может стать роковым. В мировой истории немало примеров гибели создателей во время испытаний своих творений.

 

Аэровагон

Идея превратить железнодорожный вагон в суперскоростное по тем временам транспортное средство во втором десятилетии прошлого века пришла шоферу из Тамбова Валериану Абаковскому. Инженер-самоучка решил приделать к деревянной дрезине авиационный двигатель с пропеллером. Результат превзошел ожидания – аэровагон (именно так впоследствии называли все образцы подобного транспорта) разогнался до фантастических 140 километров в час. Абаковский представил проект в Москве и получил финансирование на постройку.

Трагический финал случился 23 июля 1921 года. В то время в столице проходил Третий конгресс Коммунистического Интернационала с участием иностранных делегатов. Последних планировали познакомить с работой угольного бассейна под Тулой, довезти участников туда и обратно должны были на аэровагоне Абаковского. Из Москвы в Тулу поездка прошла благополучно, на обратном пути недалеко от города Серпухова дрезина сошла с рельсов. Из 22 пассажиров вагона погибли семеро, включая изобретателя.

Как выяснилось во время расследования, причиной катастрофы стало состояние железных дорог, которые тогда не были рассчитаны на скоростные локомотивы

Корабль “Енисей”

Минных заградителей в первые годы ХХ столетия не было ни у одной страны мира. “Енисей” должен был дать огромное преимущество отечественному флоту в период русско-японской войны. Идея и проект судна принадлежат одному из талантливейших морских офицеров России Владимиру Степанову. Еще в самом начале своей карьеры моряк оценил значение минного оружия, он изобрел первую систему автоматической расстановки мин на ходу и первый специализированный корабль, предназначенный для этих целей.

Трагедия поджидала изобретателя и его детище в конце февраля 1904 года. Русская тихоокеанская эскадра укрылась в гавани Порт-Артура, из-за чего существовала реальная угроза высадки японских войск на Квантунский полуостров. Чтобы избежать этого, “Енисей” под командованием Степанова вышел в Талиенванский залив для постановки мин. Операция в сложнейших погодных условиях продлилась двое суток, корабль расставил две линии мин на входе в залив. Команда готовилась лечь на обратный курс, когда капитан заметил в бинокль всплывшую за кормой мину. Стрелки направили орудие в сторону прыгающего на волнах шара, в этот момент произошел взрыв.

Поняв, что судно уже не спасти, Степанов начал спасать экипаж, руководя процессом с мостика. “Кто останется на корабле, пристрелю сам. Обо мне прошу не беспокоиться. Прощайте, братцы!”, – это последняя фраза командира, которую услышали находившиеся на шлюпках члены команды “Енисея”.

.

Танк Т-34

Стать свидетелем превращения созданного танка в легенду не было суждено конструктору Михаилу Кошкину. Сотрудники харьковского КБ под его руководством в достаточно короткое время сумели сделать танк с высокими техническими и боевыми возможностями. В марте 1940 года две “тридцатьчетверки” вышли с Харьковского завода в Москву. Контрольно-испытательный пробег возглавил сам конструктор. Спустя 12 дней машины демонстрировались членам правительства в Кремле и получили одобрение Сталина. После “смотрин” танки прошли испытания на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке, а затем отправились своим ходом в Харьков. Под Орлом один из танков опрокинулся в водоем. Кошкин, будучи сильно простуженным, бросился помогать вызволять машину, и это серьезно сказалось на его самочувствии. По прибытии в Харьков конструктора госпитализировали, но даже несмотря на лечение в больнице, Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка для начала серийного выпуска.

Работа “на износ” обострила заболевание, вызванный из Москвы хирург принял решение удалить у Кошкина легкое, но это не помогло. 26 сентября 1940 года создателя героической боевой машины не стало.

Первая субмарина

Подводная лодка H.L. Hunley, названная именем своего разработчика Горация Лоусона Ханли, стала не только первой в истории субмариной, успешно атаковавшей вражеский корабль, но и судном, трижды уносившим жизни членов экипажа, включая изобретателя.

Во время Гражданской войны в США адвокат и морской инженер Гораций Ханли создал подводную лодку на ручном приводе. После испытаний судно направили в Чарльстон для защиты порта, а 29 августа 1863 года пришвартованная к пароходу лодка перевернулась и затонула, погибли восемь человек.

Субмарину решили поднять на поверхность, после чего была набрана новая команда и начались новые испытания. Погружением, состоявшимся 15 октября 1863 года, руководил лично Гораций Ханли. Лодка не смогла выйти на поверхность, находившиеся на ее борту люди погибли. Спустя некоторое время судно вновь подняли со дна и оснастили экипажем. В третий этап своей “жизни” H.L. Hunley приняла участие в прорыве блокады Чарльстона. Субмарина провела успешную торпедную атаку парового фрегата, но и сама не вернулась с боевого задания.

Более 130 лет о судьбе подлодки и ее экипажа ничего не было известно. Место ее крушения обнаружили лишь в 1995 году, а спустя пять лет судно подняли со дна залива.

“Летающий” автомобиль

Чтобы создать машину, способную передвигаться по воздуху, инженер Генри Смолински бросил карьеру в одном из ведущих аэрокосмических институтов. Для работы над аэроавтомобилем он открыл компанию “Advanced Vehicle Engineers”, которая в 1973 и представила первый образец, названный AVE Mizar. Машина представляла собой соединенные заднюю часть самолета Cessna и автомобиль Ford Pinto. Два прототипа летающего авто были успешно испытаны, начало его серийного производства было уже запланировано на 1974 год. Но в сентябре 1973-го Смолински вместе с пилотом Гарольдом Блэйком решил совершить третий испытательный полет.

Когда машина поднялась в воздух, от корпуса оторвалось крыло стойки. Аэроавтомобиль рухнул, шансов выжить у Смолински и Блэйка не было. Вскоре после этого несчастного случая управление безопасности перевозок США запретило какие-либо работы с подобными проектами.

Первый мотоцикл

Прообраз современного мотоцикла погубил американца Сильвестра Роупера, очень любившего велосипед и желавшего упростить его использование. Под седлом обычного двухколесного транспорта изобретатель разместил паровой мотор, который приводил в движение заднее колесо. На руле находилась специальная рукоятка, с помощью которой можно было регулировать скорость. Роупер создал несколько вариантов паровых велосипедов.

Паровой велосипед Роупера

 

В возрасте 73 лет изобретатель катался на одном из своих творений и упал. Полученная им травма головного мозга оказалась смертельной.

Первый металлический аэроплан

Участь погибнуть от своего творения была уготована и румынскому инженеру и авиаконструктору Аурелу Влайку. Получив образование и проработав пару лет в Германии, в марте 1909 года авиатор вернулся на родину, где приступил к постройке своего первого планера. Несколькими месяцами позже конструктор переехал в Бухарест, где начал работать над самолетом “Влайку I”, машина, впервые сделанная из металла, совершила первый полет в июне 1910 года. Весной 1911 года конструктор завершил второй свой второй образец “Влайку II”. За этот самолет изобретатель получил несколько крупных денежных призов, позволивших ему начать работы над третьей моделью, завершить которую не успел. Осенью 1913 года Аурел Влайку услышал, что двое других румынских пилотов готовятся пересечь Карпаты. Не желая уступать первенство, конструктор решил перелететь горы на “Влайку II” – к тому моменту уже порядком изношенном.

Самолет рухнул, прославленный изобретатель погиб. Именем Аурела Влайку в настоящее время назван один из аэропортов Бухареста.

Реактивный двигатель

У “немецкого Циолковского” – так в научных кругах нередко называли инженера Макса Валье – не было собственных денег на эксперименты с ракетными двигателями. Он ими буквально бредил, мечтая о межпланетных путешествиях, и сумел найти поддержку в фирме “Опель”. Опыты с несколькими построенными автомобилями с пороховыми ракетными двигателями имели ошеломительный успех, но отношения с главой компании не ладились. Валье продолжил работы самостоятельно, занявшись конструированием реактивных дрезин, которые должны были передвигаться по рельсам. При первом же запуске транспорт взорвался. Понимая, что пороховые моторы не годятся для космических полетов, изобретатель сконструировал ракетный двигатель на жидком топливе и успешно его опробовал на автомобиле.

Следующий пуск завершился катастрофой. В мае 1930 года двигатель взорвался. Находившийся в машине Валье был убит осколком стального цилиндра.

Костюм-парашют

Плащ, способный превращаться в парашют и призванный спасать жизнь авиапилотов, продемонстрировал хорошие результаты во время экспериментов с манекенами, стал последним изобретением Франца Райхельта. Портной из Парижа в 1910 году запатентовал оригинальный парашют – комбинацию комбинезона с плащом. Сначала конструктор сбрасывал из окна своей квартиры куклу в костюме, прыгал и сам со второго этажа. Спустя два года Райхельт решил продемонстрировать свое творение публике на платформе Эйфелевой башни. Изобретатель хотел было сбросить манекен с 63-метровой высоты, но в последний момент решил прыгнуть сам.

Франц Райхельт погиб на глазах у сотен людей. Автор идеи, как выяснилось, не учел законов физики, сделав купол своего костюма катастрофически маленьким.

Типографская машина

Ротационный печатный станок, ставший революционным для типографий, сыграл роковую роль для его автора Уильяма Баллока. Спустя четыре года после презентации своего изобретения конструктор настраивал пресс в машине, установленной в типографии одной из газет штата Филадельфия.

В процессе установки ременного привода на барабан нога Баллока была зажата и раздроблена. Через несколько дней у изобретателя началась гангрена, он скончался на операционном столе.

Изобретатели – двигатели нашего общества. Неудивительно, что изобретатели часто становятся первыми испытателями собственных творений. И мало кто из них верит, что их собственное изобретение представляет смертельную угрозу.

Вот еще небольшой список блестящих инженеров и учёных, которые пали жертвой собственных идей.

1. Главный Конструктор Титаника был на борту судна во время его последнего плавания.

Томас Эндрюс проектировал это великое судно, и требовал, чтобы на Титанике было по крайней мере 46 спасательных шлюпок. Но владельцы корабля разместили только 20, несмотря на его рекомендации. Он провёл свои последние часы, помогая людям найти спасательные жилеты и помогая им рассаживаться на спасательные шлюпки. После того, как он помог всем кому смог, он отправился в курительную комнату первого класса и смотрел на картину затягиваясь последней сигарой в своей жизни. Его тело так никогда не было найдено.Его помнят как героя.

2. Соучредитель Stanley Motor Carriage Company разбил свой автомобиль о вязанку дров.

В 1896 году Фрэнсис Эдгар Стэнли и его брат-близнец Фрилан Оскар Стэнли, изобрели автомобиль Stanley Steamer. В 1906 году они побили мировой рекорд, преодолев милю за 28.2 секунды. Это означает, что их автомобиль на финишной черте набрал скорость 205 км/ч. В 1918 году два брата продали свой бизнес. Позже, в том же году Фрэнсис ехал за рулём своего автомобиля, когда ему пришлось резко повернуть, чтобы объехать препятствие. Автомобиль врезался в вязанку дров и перевернулся. Для Фрэнсиса авария стала фатальной.

3.Создатель Партии большевиков надеялся достигнуть вечной молодости через переливания крови, но в итоге умер от одного из них.

Александр Богданов создал Партию большевиков вместе с Лениным, но был исключён из неё в 1909 году (перед самой революцией). Он связал свою жизнь с наукой, медициной и психиатрией, и даже изобрёл собственную дисциплину — тектологию, в которой он попытался объединить все науки. В 1920-х Богданов начал экспериментировать с переливаниями крови, чтобы “достигнуть вечной молодости или по крайней мере частичного омоложения”. Он даже убедил Сталина создать Институт переливания крови. После 11 переливаний, по словам Богданова, его зрение улучшилось, а облысение “приостановилось”. Но он умер, когда взял кровь у студента, который страдал малярией и туберкулёзом. Студент же полностью восстановился.

4. Изобретатель воздушного шара погиб пересекая Ла-Манш.

Жан-Франсуаз Пилатр де Розье добровольно вызвался совершить первый полёт на воздушном шаре в 1783 году (вместе с Маркизом д’Арландом). Полёт принёс им международную славу. Позже, их славу отобрали двое счастливчиков, которые первыми успешно пересекли Ла-Манш на монгольфьере. Их полёт чуть не закончился трагедией – они почти утонули. Пилатр де Розье завидовал их славе, и создал воздушный шар, чтобы переплюнуть всех. Но что-то пошло не так во время его попытки пересечь Ла-Манш, и он погиб во время перелета.

5. Учёные, работавшие над созданием первой плутониевой бомбой в секретной лаборатории Нью-Мексико, получили смертельные дозы радиации.

В 1946 году восемь учёных, включая Луи Слотина и С. Аллана Клайна, работали, как они говорили, над “проектом, который позволит преобразовывать плутоний в критическое вещество”. Слотин и команда выполнили эксперимент 24 раза, но в 25 раз что-то пошло не так, вызвав смертельный выброс радиации. Через девять дней Слотин умер от лучевой болезни.

6. Создатель Пяти методов казни позже был убит этим же методом.

Ли Сай жил в третьем веке до н.э., во время правления Династии Цинь. Он создал “Пять наказаний” — метод пытки, когда на лоб жертвы наносили клеймо, затем отрезали нос, затем ноги, потом подвергали кастрации и только после всего этого казнили. После смерти императора Цинь Ши Хуана, Ли Сай и евнух Чжао Гао решили проигнорировать пожелания императора и выбрали собственного принца в качестве приемника. Новому императору, мнение Ли Сай не было интересно и он казнил его с помощью “Пяти наказаний”.

7. Автор арабского словаря 10-го века прыгнул с крыши мечети в попытке полететь с помощью двух деревянных крыльев.

Абу Наср Исмаил ибн Хаммад аль-Джахари был лексикографом и богословом в 10-х и 11-х веках, но его больше всего помнят как автора арабского словаря. Он спрыгнул с крыши Мечети Нисабур Nisabur в неудавшейся попытке совершить полет с помощью двух деревянных крыльев.

8. Мария Кюри получила две Нобелевские премии по физике и химии, но умерла от радиации.

Марии Кюри приписывают открытие радия и полония, а также многочисленные достижения в изучении радиоактивности (кстати слово “радиация” изобрела именно Кюри). Также не стоит забывать, что именно её труд способствовал появлению рентгена.

За её работы ей присудили Нобелевские премии в области физике и химии, что сделало её первой женщиной, получившей столь высокую награду, и единственной женщиной, получившей Нобелевскую премию дважды. Она также остаётся единственным человеком, который получил Нобелевскую премию в двух различных областях науки.

Во время своих исследований она подвергала себя воздействию большим количеством радиации, что в итоге стало причиной лейкемии – причины смерти этой великой женщины в 1934 году.

P.S. Часто повторяемый рассказ, будто доктор Ж. Гильотен сам был казнен изобретенной им машиной, лишен основания: Гильотен пережил революцию и умер естественной смертью в 1814 г. (из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907))

В статье использованы материалы

http://science.spb.ru

http://muz4in.net

http://www.bugaga.ru

https://www.youtube.com

Спасибо, что прочли!

Кроме того, рекомендую прочитать и другие статьи из моего блога : ЖМИТЕ

http://cont.ws/post/190246