Обзор строительства и реконструкции аэропортов и ВПП в России в 2016г.

В мае опубликовал посты рассказывающие о строительстве/реконструкции трех аэропортов в России. Сегодня продолжаю эту тему.  Предлагаю ознакомится с обзорной информацией про другие объекты авиационной инфраструктуры, которые строятся, реконструируются в текущем году, либо планируются. Я насчитал 24 крупных на 20 мая, без учета строительства и ремонта подъездных путей к воздушным гаваням.

1. Реконструкция норильского аэропорта за 12,6 млрд руб. начнется 1 июня 16.05.2016

Реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Норильска с инвестициями 12,6 млрд руб. начнется с 1 июня, об этом 16 мая сообщает пресс-служба мэрии города.

«С 1 июня стартуют работы на полосе. Летом 2016 года будет отремонтировано 720 метров. В 2017-2018 года — еще 2280 метров. Летом 2016 года объемы пассажиропотока и количество рейсов относительно предыдущих лет не изменятся, график полетов сохранится. Несмотря на начало реконструкции, аэропорт будет работать в штатном режиме», — говорится в сообщении мэрии Норильска по итогам заседания рабочей группы по вопросам реконструкции ВВП аэропорта.

Финансирование проекта осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». 9,6 млрд руб. на его реализацию направил федеральный бюджет, 3 млрд руб. — компания «Норильский никель». Реконструкцию планируется завершить в 2018 году.

Справка про аэропорт Норильск. Расположен на севере Красноярского края в 52 км западнее города Норильска. Он был введен в эксплуатацию в 1969 году. Имеет одну ВВП — 3430 на 45 м. Регулярные рейсы из норильского аэропорта в настоящее время выполняют 5 авиакомпаний. Пассажиропоток аэропорта составляет 500 тыс. человек в год, объем перевозки грузов и почты — 18 тыс. тонн.

Эксплуатантом аэропорта является компания ООО «Аэропорт «Норильск». 85,5% акций компании принадлежат АО «Норильский комбинат», 14,4% — ПАО «ГМК «Норильский никель». Финансовая отчетность ООО «Аэропорт «Норильск» за 2015 год не раскрыта.

Анна Булаева, Gudok.ru http://www.gudok.ru/news/?ID=1337172

2. В Красноярске началось строительство нового терминала аэропорта «Емельяново»  3.04.16

На участке под строительство будущего пассажирского терминала международного аэропорта «Емельяново» сформировано 100% свайного поля. Всего под новый аэровокзальный комплекс забито 4178 свай. В настоящий момент на строительной площадке приступили к изготовлению ростверков — железобетонных рам, объединяющих группы свай и выступающих в качестве опорной конструкции для возводимых элементов здания. Уже уложен первый кубический метр бетона. Работы по укладке бетона в железобетонные конструкции выполняют две красноярские строительные фирмы. Об этом сообщает прессс-служба аэропорта.

Также генеральным подрядчиком на строительство нового пассажирского терминала — компанией ООО «Терминал Емельяново» получена рабочая документация на строительство инфраструктурных объектов: сетей инженерно-технического обеспечения, линий электропередачи и других, отметили в аэропорту.

Следующим этапом строительных работ станет монтаж каркаса здания будущего аэровокзала, который начнется после завершения всех работ нулевого цикла и продлится до конца 2016 года.

Международный аэропорт «Емельяново» один из важнейших авиатранспортных узлов региона, играющий огромную роль в развитии торгово-экономических связей Красноярского края. Аэропорт «Емельяново» имеет выгодное географическое положение и является стратегическим транзитным узлом в воздушном сообщении между Европой и Азией. На сегодняшний день через международный аэропорт «Емельяново» осуществляют регулярные и чартерные пассажирские перевозки 29 ведущих российских и зарубежных авиакомпаний, маршрутная сеть аэропорта насчитывает 51 направление. Большое внимание уделяется работе с грузовыми перевозчиками, среди которых крупнейшие мировые авиакомпании, такие как Lufthansa Cargo, AirBridgeCargo и другие.

Взлетно-посадочная полоса аэропорта «Емельяново» первой в Сибири позволила обеспечивать взлет-посадку воздушных судов в соответствии с требованиями II категории ИКАО (МК 288о/ 108). Состояние взлетно-посадочной полосы, техническое оснащение и существующая технология обслуживания воздушных судов позволяет международному аэропорту «Емельяново» обслуживать более 50 типов пассажирских и грузовых воздушных судов, в том числе Boeing-777, Boeing-767, Boeing-747, Airbus А-330, MD-11, Ан-124-100 и пр. В 2012 году аэропорт «Емельяново» сертифицирован по международным стандартам PART-145 Европейского агентства по безопасности полётов (EASA). Пассажиропоток аэропорта в 2015 году превысил 1 806 000 пассажиров.

http://rus.vrw.ru/page/v-krasnojarske-nachalos-stroitelstvo-novogo-terminala-aeroporta-emeljanovo

3. Строительство нового аэропорта в Ростове-на-Дону

Строительство аэропортового комплекса (хаба) “Южный” в г. Ростов-на-Дону является одним из крупнейших инфраструктурных проектов, которые реализуются в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу-2018 года. В настоящее время работы осуществляются с опережением графика.

Проект аэропорта «Южный» бюро Twelve Architects & masterplanners. Иллюстрация с сайта twelvearchitects.com

Взлетно-посадочная полоса нового ростовского аэропорта готова уже на 75%, сообщило 6 мая управление информационной политики правительства Ростовской области.

“Уже более чем на 2,7 километра взлетно-посадочной полосы нового аэропортового комплекса полностью устроено искусственное покрытие – это 82 сантиметра щебеночного основания и 85 сантиметров трех слоев бетона двух степеней прочности. Длина полосы составит 3,6 километра”, — говорится в сообщении.

Как отметили в управлении, щебеночное основание выполнено на протяжении почти всей взлетно-посадочной полосы – 3,3 километра. Генеральный подрядчик на строительстве аэродрома задействовал в работе около 900 человек и примерно 250 единиц техники.

Справка про Аэропорт, который получит название “Платов”. Строят его в Аксайском районе в 4 километрах от станицы Грушевская, 29 км от Ростова-на-Дону. Проект предусматривает строительство пассажирского терминала площадью 50 тысяч квадратных метров, пропускной способностью 8 миллионов человек ежегодно. Общий объем финансирования — 37,2 миллиарда рублей, из которых около 18 миллиардов рублей даст федеральный бюджет, 907,1 миллиона — областной, и 18,3 миллиарда рублей составляют средства основного инвестора — Группы компаний “Ренова”. Завершить проект планируют к концу 2017 года.

http://rus.vrw.ru/page/stroitelstvo-novogo-aeroporta-v-rostove-na-donu http://ria.ru/economy/20160506/1427625888.html#ixzz48whrdVfn

4. Почти готов к приему пассажиров новый аэропорт Московского авиационного узла (МАУ) в Раменском (Московская область), который должен получить название “Жуковский”. 

В марте были проведены его технические испытания. Запуск пока задерживается по организационным причинам (так сообщают в СМИ).  По итогам первого года эксплуатации  аэропорт должен будет выйти на пассажиропоток до 1,8 млн пассажиров в год. В 2017-18 г. планируется построить второй пассажирский терминал с пропускной способностью до 6 млн пассажиров в год. В 2019-20г г. первый пассажирский терминал планируется расширить до пропускной способности в 6 млн пассажиров. Таким образом, пропускная способность аэропорта увеличится до 12 млн пассажиров в год. Аэропорт также сможет обрабатывать от 40 тыс. тонн груза.

Данный аэропорт к 20-м годам должен получить удобное железнодорожное сообщение с Москвой и с востоком Московской области через скоростной трамвай.

Для справки:Объем перевозок в аэропортах Московского авиационного узла (МАУ) по итогам 2015 года показал незначительный рост и составил 77,6 миллиона пассажиров.

5. В аэропорту Симферополя началось строительство нового терминала. 20.05.16

Проект будет полностью осуществлен на средства инвесторов и банков. Общая стоимость работ оценивается в 32 миллиарда рублей с НДС: 30% средств будут привлечены от инвесторов, а еще 70% — за счет кредита официально работающих в Крыму банков, в частности РНКБ и банка “Россия”, – цитирует слова Аксенова его пресс-служба.

Глава Крыма уточнил, что доля республики в новом аэропорту составит 49%, оставшиеся 51% перейдут пулу инвесторов.

Планируется, что модернизация аэропорта завершится к летнему туристическому сезону 2018 года. В ходе масштабной реконструкции будет построен новый аэровокзальный комплекс с терминалом и служебными зданиями, рассчитанный на обслуживание 7 миллионов пассажиров в год с возможностью расширения до 10 миллионов. Площадь нового терминала составит более 78 тысяч кв.м.

При этом за счёт средств ФЦП планируется полностью реконструировать и удлинить одну из двух взлётно-посадочных полос (ВПП) до 3200 метров. Таким образом, аэропорт получит две действующие ВПП, способные принимать дальнемагистральные гражданские самолеты. Кроме того, будут реконструированы инженерные коммуникации и перестроены подъездные дороги, ведущие к терминалам аэропорта.

РИА Новости http://ria.ru/society/20160520/1436842454.html#ixzz49GKhUEao

6. Реконструкция взлётно-посадочной полосы в аэропорту имени Н.М.Карамзина г. Ульяновск (Баратаевка) должна быть завершена до конца года. 19.05.16

По информации министерства промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, на сегодняшний день уложено более 20 тысяч тонн асфальта. Ремонт ВПП ведётся целиком за счёт федеральных средств, который направил на реконструкцию объекта 1,5 миллиарда рублей.

Параллельно с ремонтом ВПП в аэропорту ведутся также работы по установке нового светосигнального оборудования и инженерной инфраструктуры. Кроме этого, аэропорт получит пункт пропуска через государственную границу пассажиров, прилетающих из-за рубежа. Таким образом, аэропорт имени Карамзина сможет полноценно считаться международным транспортным узлом. Работы по обустройству пункта пропуска будут также завершены в этом году.

Пассажиропоток через центральный аэропорт с каждым годом увеличивается. С 2004 года этот показатель увеличился в пять раз  и в 2013г. составил 143тыс. человек.

http://media73.ru/2016/82366-novaya-vzlyotno-posadochnaya-polosa-poyavitsya-v-centralnom-aeroportu-v-2016-godu

7. Строительство взлетно-посадочной полосы (ВПП–3) аэропорта «Шереметьево» Московская область

Стоимость: 26,3 млрд. рублей Сроки строительства: 2012-наст.вр. План завершения – 2017г. Заказчик: Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация)

Проект «Развитие Московского авиационного узла. Строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) международного аэропорта Шереметьево» реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015г.)».

В рамках контракта «Трансстрой» построит 90 объектов на территории ВПП-3 общей площадью 311 га, включая взлетно-посадочную полосу длиной 3 200 м и шириной 60 м, эстакаду рулежной дорожки (РД-D) для обеспечения руления воздушных судов через реку Клязьма и над Шереметьевским шоссе, патрульную дорогу, сеть рулежных дорожек. По проекту также будет построен комплекс инженерно-технических сооружений, установлено современное метео- и светосигнальное оборудование с огнями высокой интенсивности и т.д.

Для справки Ввод ВПП-3 увеличит мощности аэропорта Шереметьево по обслуживанию пассажиров к 2030 году до 65 млн. человек ежегодно. Пропускная способность новой полосы, предусмотренная проектом, – 44 взлетов/посадок в час

http://www.transstroy.ru/activity/projects/aeroporty-aerodromy/stroitelstvo-vpp-3-aeroporta-sheremetevo.html

8. Вторая очередь реконструкции аэропорта “Толмачево” стоимостью 18 млрд рублей по плану начнется в 2016 году

“10 млрд рублей – средства собственника (аэропорта “Толмачево”) – “Новапорта” и одной казахской финансовой компании”. Еще 8 млрд рублей будут выделены из федерального бюджета.

“Программа (федеральная) предусматривала 2015 год (начало работ), и изначально в 2015 году по федеральной целевой программе предусматривалось 700 млн рублей, но  программа была секвестирована ввиду нехватки бюджетных средств, трудностей с федеральным бюджетом.

Работы будут вестись в рамках ФЦП “Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)”. Речь идет о развитии перронных мест стоянок, реконструкции первой и второй взлетно-посадочных полос, устройстве системы рулежных дорожек и др.

На реализацию первого плана будет выделено 1,3 млрд рублей. Вся программа рассчитана до 2020 года”.

Международный аэропорт Новосибирск (Толмачёво) — крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией. Пропускная способность на внутренних авиалиниях составляет 1800 пассажиров в час, на международных – 750 пассажиров. Аэропорт имеет две взлётно-посадочные полосы I и II категории ICAO. Пассажиропоток аэропорта в 2015 году превысил 3,7 млн пассажиров, объём обработанного груза и почты — 28,6 тыс. тонн (2014г).

http://www.aex.ru/news/2015/7/22/138082/  http://tass.ru/ekonomika/2135450  https://tolmachevo.ru/mediacenter/news/108486/

9. В текущем году РосТендер объявил о тендерах на реконструкции других  аэродромных и аэропортовых объектов, на общую сумму свыше 12 млрд. руб. (за январь-20 мая). Наиболее крупные средства запланированы к выделению на:

1.Реконструкцию взлетно-посадочной полосы с аэропорта Чокурдах, (Республика Саха (Якутия) на 945 млн руб;

2.Реконструкцию аэропортового комплекса г. Саранска (Мордовия республика ) II этап реконструкции на 1717 млн руб.;

3. Ремонт асфальтобетонных покрытий аэропорта Домодедово (Московская область) на 122 млн. руб.

Реконструкцию аэропортов Камчатского края:

4.в Усть-Хайрюзово – 1108 млн руб.,

5.в поселке Усть-Камчатск – 1234 млн. руб.,

6.в Соболевском районе, село Соболево – 1284 млн. руб.

7.Реконструкцию аэропортового комплекса Волгограда (2 этапа) – 3184 млн руб;

8.Проектные и изыскательские работы по объекту для реконструкции аэропорта Беринговский, (Чукотский автономный округ) на 95 млн. руб.;

9.Реконструкцию аэродрома Мирный в Североморске на 344 млн руб.;

10.Реконструкцию аэродрома Сасово (Рязанская область) на 87 млн руб.;

11.Модернизацию международного аэропорта, усиление ИВПП с ПК0 по ПК21+50 Южно-Сахалинск. (Сахалинская область) на 1854 млн руб.

http://rostender.info/category/tendery-stroitelstvo-aeroporta

Запланировано в 2016—2018г.г. провести реконструкцию трех северных малых аэропортов в населенных пунктах: Охотск, Аян и Херпучи Хабаровского края, унитарного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока». Средства на реконструкцию предусмотрены в рамках федеральной целевой программы.

См. также посты про строительство аэропортов:

17.05.16 Японский инвестор согласовал схему финансирования строительства аэропорта Хабаровска  https://cont.ws/post/272477

17.05.16 Японская корпорация Sojitz намерена инвестировать и принять управление аэровокзальным комплексом Южно-Сахалинска. https://cont.ws/post/272477

14.05.16 О строительстве нового терминала Симферопольского аэропорта более подробно в посту: Пассажиропоток в Крым вырос на 30% https://cont.ws/post/270516

Тема аэропортов России затронута во вступлении к посту:

20.04.16 «Стратегия развития авиационной промышленности РФ до 2035 года» обсуждается на съезде авиапроизводителей России. Развитие авиационной отрасли. Локомотивы экономики.  https://cont.ws/post/252464

См: Обзор новых производств: апрель 2016 г. https://cont.ws/post/274534

http://cont.ws/post/275377