В российских школах наводят порядок

Как уже не раз отмечалось, РФ постепенно начинает наводить порядок не только во внешней политике, но и во внутренней. Очень постепенно и полумерами, честно говоря, и, не побоюсь сказать, как-то неуверенно, но — начинает. При этом внимание уделяется не только прикладным задачам, но и стратегическим системообразующим, что правильно. В частности, принято решение уделить внимание государственному языку: началась разработка концепции государственной языковой политики. Координатором работы заявлено Общество русской словесности, а фактически работу будет проводить Санкт-Петербургский государственный университет, на базе которого уже функционирует НИИ проблем государственного языка.

Зачем это требуется и что необходимо предпринять в рамках разрабатываемой концепции?

Наглядно положение дел обрисовано на сайте Общества русской словесности:

«».

Я давно уже закончил школу и, честно говоря, был шокирован словами Путина на открытии съезда Общества:

В наши школы вернулось сочинение, а русский язык и литература вновь выделены в самостоятельную предметную область…

То есть какое-то — и, как понимаю, значительное! — время русский язык и литература не преподавались как отдельные предметы, а сочинения были исключены из программы как вид? Я искренне не понимаю, как в таких условиях вообще можно научиться грамотно писать и излагать мысли. Так что не удивительно, что неграмотность уже стала практически нормой. В апреле на симпозиуме «Русская грамматика 4.0» состоялась дискуссия на тему «Нормы и правила речевой деятельности при использовании русского языка в качестве государственного языка РФ», на которой вице-премьер Ольга Голодец обратила внимание на проблему:

Необходимо побудить чиновников писать на доступном русском языке, ввести систему некоторого редактирования и контроля, чтобы государственные документы были понятными.

Я не знаю, связано ли косноязычие документов (зачастую — и законов!) с неграмотностью их принимающих, или же это делается намеренно, с целью запутать делопроизводство и юриспруденцию, но факт примечательный: выявлено, что лишь 5% населения понимает смысловое содержание нормативных актов.

Уже появились предложения написать единый учебник — и это очень правильно. Учёба, особенно в начальной и средней школе, должна иметь строгие стандарты, поскольку именно школьное образование даёт общую образовательную и культурную базу, которая — надеюсь, не надо объяснять, почему — должна быть единой по всей России. Руководитель Центра русского языка и славистики Российской академии образования, проректор СПбГУ Сергей Богданов, выступая на съезде, в качестве положительного примера использовал единый учебник истории (к сожалению, ещё не принят):

«».

Возможно, некоторым не понятно, почему по русскому языку и литературе должны быть общие учебники. Сравним предмет с историей. Ещё в 2013-м году Владимир Путин указал, что преподавание истории должно происходить согласно единой концепции и содержать адекватную и конкретную оценку исторических событий — требуется не зазубривание имён и дат для сдачи ЕГЭ, а понимание хода исторических событий:

…некоторые молодые люди не понимают, что подвиг ветеранов — это и предмет их собственной гордости. Они не чувствуют связи с героями прошлых лет.

Уже не понимают — хотя совсем недавно это было естественным. Показательна в этом плане статья журнала «Отечественные записки» (№4, 2004 г.) педагога Т. Эйдельман, в которой она жалуется на то, что дети, рассказывая о прошлом России, практически всегда используют местоимение «мы»: это мы разбили шведов под Полтавой, мы победили Наполеона, мы разбили немцев под Сталинградом, мы разбили татар на Куликовом поле, мы победили хазарский каганат — и так далее.

«».

Тамаре Натановне неведомо это «мы», и не только ей; более того — «мы», как и написано, пытаются изжить из учебников, а следовательно, и из образования, из культуры. И это начало получаться, поэтому и нужен патриотический учебник истории с чётким и однозначным «мы» по отношению ко всем коренным этносам России, уважительным отношением ко всем устойчивым периодам истории страны.

Когда Путин говорил об учебнике истории, он особо указал на то, что книга должна быть написана хорошим русским языком. Роль грамотного, литературного русского языка крайне важна в формировании культуры. Более того, особенности языка отражают менталитет народа: так, в английском языке нет полного аналога слова «справедливость». Давайте рассмотрим важные аспекты русского языка для наглядности.

1. Подборка литературы для изучения: общая культурная среда формирует не просто знание «кто о чём написал», но и саму культуру, этику и так далее. Сравните сказки и легенды разных народов, отличие принципиальное. Возражая против единого учебника истории, некий «Комитет гражданских инициатив» приводил как аргумент недопустимость «» и «», поскольку это «». Однако России остро необходима конструктивная национальная идея, устремлённая в будущее, и — да! — героические мифы (в социологическом смысле, не путать с религиозным). Что происходит, когда учебники истории, языка и литературы отдаются на поругание врагам народа — наглядно иллюстрирует Украина.

Ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев указывает:

«».

И это — не мелочь. Главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков раскрывает тему подробнее, демонстрируя как минимум «крайне ущербную» позицию Министерства образования:

« »

Конечно, в советское время преподавание литературы оставляло желать лучшего — но сама подборка была адекватной, хотя баланс был слишком смещён в сторону классики, и не всегда лучшей. Но, по крайней мере, тогда не включали в программу враньё Солженицина, а сейчас в некоторых школах такое было, да и много чего ещё. Причём такие инновации практически всегда имеют как минимум «душок» антисоветчины.

Таким образом, требуется составление новой программы по литературе, с упором на исконно русские ценности, известные ещё с языческих времён, но без кондового упора на классику, преподавание которой в школе обычно напрочь убивает интерес. Скажем, Гоголя у уважаю, но могу читать лишь то, что не проходили в школе: «Мёртвые души» я прочёл два раза до уроков на тему, гениальная книга, но больше никогда читать её не буду, ибо сразу всплывает какой-нибудь «образ того-то в представлении тех-то».

2. Словари. Казалось бы, элементарно: словари должны отражать современное состояние языка и т.д. Однако в 2009 году Министерство образования и науки РФ утвердило сразу четыре «официальных словаря», при этом — ни одного толкового. Кафка завидует.

Я не считаю, что получится издать «самый правильный словарь», но лучше уж один ошибочный вариант, с которым можно аргументированно спорить, чем плюрализм в мозгах на тему понимания столь важных концепций.

3. Сохранение языка — также крайне важная задача. Да, язык изменяется со временем, но важно отличать развитие от деградации. Скажем, кофе всегда был мужского рода, по крайней мере — в XXвеке. Но читаем Розенталя «Занимательно о русском языке» (1990): «» То же видим у Еськовой Н.А. («Краткий словарь трудностей русского языка» 2005): «», у Граудиной Л.К. («Словарь грамматических вариантов русского языка», 2008): «» и т.д. Разговорный, просторечно-неграмотный вариант уже сделали нормой! Сразу вспоминается анекдот про «клявать нечего, вот улятели», но как-то, увы, не весело… В официально принятых словарях есть и не такое: с 2009-го года можно говорить «по средАм», «йогУрт»… Нельзя узаконивать безграмотность!

При этом простая замена «отныне говорим: дОценты с пОртфелями!» и то методологически была бы лучше, чем широкий выбор альтернатив («творога» вполне достаточно). Когда размывается само понятие нормы, грамотность падает стремительным домкратом. Грамотный человек может в качестве шутки применить «олбанский языг» или уже подзабытый «кащенитский», но когда грамотности ещё нет, вариативное написание напрямую способствует тому, что её и не будет.

4. Методика обучения чтению и письму. Вот фрагмент из учебника русского языка Т.Г. Рамзаева для 2-го класса:

Повторюсь: для 2-го класса! Сравните с классическим «”жи”, “ши” пиши через “и”».

Подобными методами прививается отвращение к учёбе, которая сводится не к понимаю, а к зубрёжке. Вот ещё пример инноваций в самом начальном обучении грамоте:

«».

Обучение русскому языку через фонемы!!! По сложности это материал для класса 7-8-го минимум, а для грамотного правописания предварительное знание фонем не просто не требуется, оно вредно! В статье указывается, что если ребёнок усвоил грамоту старорежимным зрительно-логическим способом, то это ведёт к появлению орфоэпических ошибок произношения вида «». Я — ретроград и утверждаю, что это — гораздо, гораздо лучше, чем написание «карова», «заетс» или там «йожих». Т.н. «врождённая грамотность» — это результат чтения, когда постоянно видится правильное написание, которое постепенно запоминается автоматически, и для этого с самого начала надо понимать отличие написания от произношения. И много читать, а не заниматься фонетическим разбором!

Утверждение методик преподавания, соответствующих научному подходу, адекватной педагогике и т.д. — также важная подтема государственной языковой политики.

Владимир Путин очень верно обозначил важность вопроса:

…речь идет о сохранении, ни больше ни меньше, национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений.

Не менее важна, нельзя не согласиться с Президентом, роль русского языка «» — именно он является языком общения для всего населения, средством объединения в единую культурную общность. Недаром «сучастна украинска мова» изобретается «на коленке» по принципу «лишь бы не похоже на русское слово», а сторонники расчленения России пытаются изобрести и продвинуть какой-нибудь «сибирский говор» для «обоснования» отличия «от москалей».

В России должна быть общая, единая культура, соответствующая державной нации, и одна из её основ — великий и могучий русский язык, поддержка которого — дело государственной важности в прямом смысле слова.

Андрей Борцов

Просмотров: 25

Let’s block ads!(Why?)

http://ruspravda.info/V-rossiyskih-shkolah-navodyat-poryadok-22580.html