Наука быть сильными


Второй опытный образец российского истребителя Су-35 (Су-35-2; бортовой номер “902”), схема окраски которого положена в основу новой схемы имитационной окраски “shark” истребителей F-16C из состава 64-й эскадрильи “агрессоров” ВВС США
Источник: АО “Компания “Сухой”

Совершенствование современной авиационной техники требует единых технологических решений

Прерогатива создания технологий завтрашнего дня в нашей стране всегда принадлежала ученым и военным теоретикам. Сегодня отечественный оборонно-промышленный комплекс находится на подъеме. Российские ученые, конструкторы и производственные коллективы активно работают над созданием новейших и перспективных образцов военной техники.

В то же время в последние годы существенно усложнились условия запуска в серию ключевых компонентов современного вооружения. Для поддержания кооперации между всеми участниками производственных процессов и для сокращения времени внедрения инновационных технологий в производство назрела необходимость вывести на новый уровень координацию работ внутри оборонно-промышленного комплекса. Такой вектор задан и в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), чьи военные самолеты сегодня доказывают свое мировое превосходство в реальных боевых действиях в Сирии. Для авиастроителей одной из первоочередных задач является внедрение фундаментальных знаний в практическую деятельность корпорации.

Говоря о науке в авиации, необходимо отталкиваться от военной теории завтрашнего дня. Если раньше конструкторские бюро размышляли, как запустить свой самолет выше и разогнать его быстрее, чтобы при этом он был сверхманевренным и уклонялся от вражеских обстрелов, лучей противоракетной обороны и ракет, то сегодня авиаконструкторы мыслят другими категориями: выше нас только космос, а быстрее – только гиперзвук. Сегодня “небо” не ограничивается для нас атмосферой, зоной действия авиации становится воздушно-космическое пространство.

Новый вид вооруженных сил – Воздушно-космические силы (ВКС) – появился при слиянии военно-воздушных сил и войск воздушно-космической обороны, что было обусловлено смещением центра тяжести вооруженной борьбы в воздушно-космическую сферу. Само понятие “воздушно-космические силы двадцать первого века” – это прежде всего система. Сердцем этой системы являются авиационные комплексы.

В войнах будущего для победы недостаточно превосходства в численности и даже вооружении. Преимущество на поле боя получит сторона, располагающая высокотехнологичными системами управления, связи и разведки, а также наиболее мощной вычислительной техникой и “умным” высокоточным оружием. Поэтому технологическое превосходство авиационных комплексов – важнейший критерий боеспособности ВКС.

Нынешние события на Ближнем Востоке лишний раз подтверждают важность и перспективы боевой авиации в XXI веке. Именно поэтому ведущие мировые державы делают все, чтобы быть в этом отношении на шаг впереди остальной планеты. И потому стремятся не только вооружать свои войска современными образцами техники, но заниматься также и перспективными разработками. В том числе и в сфере авиации. Во всех мировых конструкторских бюро ведется непрерывная работа по совершенствованию ранее выпущенной техники и созданию новейших образцов вооружения – истребителей новых поколений.

В России сегодня существуют авиационные комплексы, которые максимально приблизились к самому современному, пятому поколению. Это самолеты поколения 4++ Су-35 и МиГ-35. Су-35 прекрасно показал себя в военной операции в Сирии. Он относится к тяжелой авиации. Что же касается легкого самолета поколения 4++, первые предсерийные образцы этого истребителя взлетят уже в этом году.

В ближайшее время планируется организация их серийного производства для Российской армии. В состав бортового радиоэлектронного оборудования этого перспективного самолета входят системы, относящиеся к пятому поколению истребителей. Закупка самолетов МиГ-35 предусмотрена Государственной программой вооружений России.

Сегодня мы уже практически готовы запустить в серию истребитель пятого поколения – самолет Т-50. Среди его основных отличительных черт – малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, размещение вооружения во внутренних отсеках планера, многофункциональность – поражение как воздушных, так и наземных/надводных целей, наличие круговой информационной системы и пр.

Успешное определение размерности и требуемых характеристик базовых технологических платформ невозможно без профессионального военно-технического сопровождения работ по определению облика, выбору и доведения до нужной степени готовности ключевых технологий, разрабатываемых профильными НИИ. Важными задачами сегодня являются исключение “монополии на истину” отдельно взятых конструкторских бюро и консолидация работы над едиными проектами.

Ключевым элементом реализации единой научно-технической политики ОАК является формирование и использование в разработках опережающего научно-технического задела. Мы проводим единую научно-техническую политику не только в отношении дочерних структур, но также и с разработчиками основных систем, оборудования авиационных комплексов. В части разработчиков компонентов бортового оборудования необходимо установить: систему ответственности и уровни исполнения при проектировании, единые для отрасли методологические и технологические подходы, а также выработать единые технологические решения для поддержки интегральных процессов проектирования систем.

Основное внимание авиастроителей в ближайшей перспективе будет уделяться сокращению сроков разработки авиационного комплекса и повышению характеристик изделия. Для этого необходимо всесторонне увязать процесс разработки и создания авиационной техники с процессом создания, доведения до нужного уровня технологической готовности и внедрения в конечное изделие ключевых технологий. В этой связи особенно важно координировать совместные работы с профильными институтами на этапе создания демонстратора технологии.

Понимая задачи, стоящие перед ОАК, опираясь на систему государственной поддержки и уникальный опыт легендарных отечественных конструкторских бюро, корпорация уже сегодня активно внедряет единую политику по управлению НИР и ОКР различных подразделений. Мы уверены, что это мобилизует весь богатый научный потенциал отечественной авиационной промышленности.

Сергей Коротков (генеральный конструктор ОАК, генеральный директор РСК “МиГ”)

06.09.2016Права на данный материалпринадлежат Российская газета
Предложить изображение по теме
Хотите оставить комментарий? и/или Войдите и общайтесь!

http://vpk.name/news/162958_nauka_byit_silnyimi.html