Преемник, док

15.11.2016 Военно-промышленный курьер 104
Ледокол "Арктика" проекта 22220
Спуск на воду на ООО “Балтийский завод – судостроение” головного строящегося универсального атомного ледокола “Арктика” проекта 22220 (ЛК-60Я). Санкт-Петербург, 16.06.2016
Источник: Валентин Беликов и Сергей Николаев / www.dp.ru

Научным школам кораблестроителей требуются абитуриенты

Важнейшее условие обеспечения верфей квалифицированными кадрами – преемственность поколений, чем некогда славилось ленинградское-петербургское судостроение. Об этом в последнее время говорится все чаще. “Военно-промышленный курьер” выслушал мнения экспертов.

Владимир Александров, президент ассоциации судостроителей Петербурга и Ленинградской области, Герой России, почетный гражданин Санкт-Петербурга

Наставничество – это очень важный элемент работы предприятия, формирования производственного коллектива. Многое здесь зависит от руководителя, от кадровой службы, от их понимания и видения – живут они своим заводом или пришли временно. Если директор и его аппарат обосновались всерьез и надолго, они будут думать о преемственности поколений.

“Наставничество стимулирует развитие и подшефного, и самого учителя”

Но тут есть и деликатная сторона. Обычно, когда в отдел приходит молодой специалист, некоторые старшие смотрят на него с определенным подозрением – не на смену ли им взяли. Поэтому существует полезная практика, когда молодые специалисты “обкатываются” в профильных подразделениях. Например, на Адмиралтейские верфях все выпускники кафедры сварки Морского технического университета поступали в отдел главного сварщика, где есть мощная лаборатория. А уже потом их распределяли в зависимости от способностей. Если кто-то склонен к исследовательской работе – направляется в отдел главного сварщика или главного технолога, если другому ближе производство – идет в цех мастером.

Очень важны моральное стимулирование наставников, проведение разного рода конкурсов. Когда побеждает подопечный, хорошие премии, подарки, поощрения должен получает и призер, и его куратор.

Татьяна Паклинская, начальник отдела подбора и развития персонала Балтийского завода

Задача предприятия – создать такую систему, чтобы ценные, уникальные производственные знания и навыки передавались молодому поколению. У нас на производстве существует проект “Преемники знаний”, куда мы набираем и молодых рабочих, и студентов старших курсов. Создаем условия для передачи опыта молодежи. Ребята проходят годичную оплачиваемую стажировку под руководством наставника, проработавшего в отрасли минимум 10 лет. Происходит это по определенным программам, где каждый этап фиксируется. Проводим внутризаводские конференции и конкурсы, где каждый студент и специалист со своим наставником должны показать, чего они достигли в течение года. Надо отметить, что к данным проектам охотно подключаются учебные заведения.

Еще недавно на Балтийском заводе молодежи в составе производственного коллектива было меньше 10 процентов, а сегодня – уже 24. Соответственно старшего поколения (от 50 лет) – 60 процентов раньше и 45 – в настоящее время.

Владимир Патрушев, генеральный директор концерна НПО “Гидроприбор”

Наше объединение активно применяет институт наставничества. К каждому вновь поступившему молодому специалисту в обязательном порядке прикрепляются старшие конструкторы и инженеры. В концерне шесть предприятий, четыре из которых в Петербурге, по одному в Дагестане и на Урале. “Дагдизель” – единственное оставшееся в России производство торпед и судовых вспомогательных дизелей. Специалистов не хватает, и мы организовали программу обучения при участии Морского технического университета. 120 молодых людей (до 30 лет) из Дагестана проходят переподготовку на современном оборудовании головного предприятия по университетским методикам под руководством опытных наставников.

Валерий Половинкин, доктор технических наук, профессор, советник генерального директора Крыловского научного центра

Наставничество – это, к сожалению, забытая практика, хотя в нашей стране она была исторически характерна и для науки, и для производств. Что особенно важно? Дело в том, что наставничество не ограничено подготовкой только нового специалиста. Оно стимулирует развитие и подшефного, и самого учителя, который вынужден обращаться к науке, к практике. Они оба обогащают друг друга.

У нас в ЦНИИ Крылова наставничество принято не только в отношении выпускников вузов, но и внутри института, когда молодые специалисты работают под кураторством, вместе с опытными коллегами выполняя важнейшие задачи. Так формируются научные школы.

Эдуард Бобринский, директор департамента управления персоналом ОСК

Надо отдать должное нашим предприятиям: после всех пертурбаций, случившихся в стране, модель наставничества во многом сохранилась. За молодыми выпускниками, которые приходят на завод, закрепляются опытные работники. Существует система поощрений, доплат, но ведь важно еще уметь учить, не каждый профессионал или большой специалист способен передавать знания молодым.

Поэтому над совершенствованием института наставничества мы работаем особенно тщательно, чтобы знания и опыт передавались из поколения в поколение, чтобы начинающие и мастера, вместе решая производственные задачи, обогащали друг друга.

Записал Алексей Захарцев, корреспондент “ВПК” (Санкт-Петербург)

Опубликовано в газете “Военно-промышленный курьер” в выпуске № 44 (659) за 16 ноября 2016 года

14.11.2016Права на данный материалпринадлежат Военно-промышленный курьерМатериал размещен правообладателемв открытом доступе
Оригинал публикации
Предложить изображение по теме
Хотите оставить комментарий? и/или Войдите и общайтесь!

http://vpk.name/news/168065_preemnik_dok.html