Отец воздушных танков

Под Воронежем снимают фильм о родоначальнике Дальней авиации России

Как воронежский дворянин Михаил Шидловский стал прародителем Дальней авиации России со всеми ее аэродромами, ракетоносцами и регалиями, расскажет фильм, съемки которого прошли под Воронежем.

По всем направлениям

В селе Новохуторном – ранее Воронежской области, – отсняли основную часть фильма о Михаиле Шидловском, первом генерале авиации, начальнике эскадры воздушных кораблей “Илья Муромец”, основателе Дальней авиации России. Под его руководством создавались, строились и воевали первые тяжелые бомбардировщики страны. Одаренный военный и талантливый администратор, он сделал для России больше, чем департаменты нескольких министерств.

В местной школе в его честь установлена мемориальная доска. В райцентре Бирюч, где прославленному генералу посвящена экспозиция в краеведческом музее, рассказали о детстве одного из ведущих промышленников России.

В апреле 2016 года съемки необходимых эпизодов прошли в Санкт-Петербурге. Съемочная группа посетила морское училище, где учился Шидловский, петербургские музеи – там снимали автомобили “Руссо-Балт” и записали рассказ внучатого племянника генерала – Александра Шидловского. Режиссер фильма – председатель Союза ветеранов Дальней авиации, командующий ДА в 1997-2002 годах генерал-лейтенант Михаил Опарин. Готовую картину планируют показать в апреле 2017 года на встрече ветеранов Дальней авиации в театре Российской армии.

Выходец из старинного (с 1535 г. на службе Царя и Отечества) шляхетского рода, Шидловский родился в 1856 году в селе Новохуторном Воронежской губернии. Окончив Морской кадетский корпус, мичманом совершил кругосветное плавание на клипере “Пластун”. После окончания военно-юридической академии Михаил Владимирович продолжил службу на суше, а затем сменил военную форму на мундир чиновника Государственной канцелярии и Министерства финансов. В начале XX века ушел и оттуда, посвятив себя развитию промышленного потенциала страны. Он вложил немалые личные средства в Русско-Балтийский вагонный завод, и в 1908 году был избран председателем его правления.

Год спустя завод выпустил первый автомобиль – “Руссо-Балт” С-24/30. Эта модель стала самой массовой в истории марки – выпущено 347 экземпляров, в том числе внедорожник на полугусеничном ходу. В первый год “Руссо-Балт” выпустил на рынок три модели (всего было 36 моделей). Крепкие русские машины с мощными двигателями и изящными кузовами мастерской Фрезе появились в гаражах великих князей и европейских миллионеров.

А Шидловский, освоивший к тому времени четыре направления: морское, сухопутное, финансовое и промышленное, – заинтересовался воздушным пространством.

От “Витязя” до “Муромца”

В 1912 году в Петербурге открылось самолетостроительное отделение завода – “Авиа-Балт”. На должность главного конструктора Шидловский пригласил 23-летнего выпускника Киевского политехнического института Игоря Сикорского.

“Авиа-Балт” занялся созданием первого в мире многомоторного самолета “Русский Витязь”. Построили его на петербургском вагонном заводе.

За годы войны “Муромцы” совершили 400 боевых вылетов, сбросили 65 тонн бомб и уничтожили 12 вражеских истребителей

Изначально Сикорский оснастил свой биплан двумя моторами, потом добавил еще два, разместив их тандемом: один тянет, другой толкает. В 1913 году Сикорский переместил толкающие двигатели на переднюю кромку крыла и сделал их тянущими – так родилась классическая схема многомоторного самолета, которой пользуются до сих пор.

Самолет получился удачным и установил мировой рекорд грузоподъемности, но просуществовал недолго. 11 сентября 1913 года на Корпусном аэродроме Санкт-Петербурга у пролетавшего над “Витязем” биплана оторвался двигатель и серьезно повредил левую пару крыльев 27-метрового исполина. Восстанавливать “Витязя” не стали – Сикорский уже придумал, как его усовершенствовать. В 1977 году Парагвай увековечил самолет на почтовой марке.

Отец за сына

В это же время на рижском заводе “Руссо-Балта” инженер Киреев начал конструировать 150-сильный двигатель с водяным охлаждением. Аэроплан назвали “Илья Муромец”. В отличие от аскетичного “Витязя” пассажирская кабина нового самолета имела отопление, электрическое освещение, спальни и ванну с туалетом. В 1914 году “Муромец” установил мировой рекорд, подняв в воздух 16 человек и собаку по кличке Шкалик. Пилотировал самолет сам Сикорский.

Военный вариант “Ильи Муромца” мог обрушить на противника до 800 килограммов бомб – неслыханное по тем временам количество. Так самолет стал первым в мире стратегическим бомбардировщиком. Он проигрывал истребителям в скорости, зато мог подниматься на недосягаемые для них высоты. А главное – имел запас прочности.

Повредить боевой самолет в то время могла пуля, попавшая в маслопровод. В июле 1915 года российский бомбардировщик под командованием поручика Башко был атакован тремя немецкими самолетами. Пулеметная очередь повредила бензопроводы левой группы двигателей, подачу топлива к ним прекратили, самолет отбил атаку и вернулся домой на двух моторах. Вооружен “Илья Муромец” был не хуже, чем другая новинка Первой мировой, – танки. На носовой площадке располагалось 37-миллиметровое скорострельное орудие “Гочкис”, в зависимости от модификации бомбардировщик нес до восьми пулеметов.

За годы Первой мировой войны было выпущено более 80 “Муромцев”, их объединили в отдельную эскадру. Аэропланы совершили 400 боевых вылетов, сбросили 65 тонн бомб и уничтожили 12 вражеских истребителей. Ни до, ни после бомбардировщики не сбивали так много. При этом в бою был потерян всего один “Илья Муромец”. Во главе эскадры стоял первый русский генерал авиации Михаил Шидловский.

В 1918 году Сикорский собрался за границу – строить “Муромцы” во Франции. Звал и Шидловского, но тот отказался – считал, что “все обойдется”. В 1919 году сына Шидловского арестовали. Отец пошел его выручать и тоже оказался в тюрьме. Обоим был вынесен смертный приговор, Михаила Владимировича Шидловского расстреляли 16 января 1920 года. Спустя восемь с небольшим десятилетий он был реабилитирован, в 1999 Шидловскому открыли памятник в штабе Дальней авиации в Москве.

“Наш первый командир всегда с нами”

Второй раз Воронеж стал родиной Дальней авиации в 1930 году, когда организованная в городе 11-я авиабригада тяжелых бомбардировщиков получила первые советские цельнометаллические самолеты ТБ-1. В том же году летчики заработали для города еще один титул – родины первого десанта. 2 августа на воронежскую окраину спустились на парашютах пилоты, штурманы и техники бригады.

Перед Великой Отечественной войной воронежский авиазавод № 18 начал выпуск тяжелых бомбардировщиков ДБ-3 – на них летала в том числе и расквартированная в городе 2-я воздушная армия особого назначения. После войны в Воронеже выпускали агрегаты стратегического ракетоносца Ту-160, в том числе один из самых сложных узлов – 30-метровое крыло изменяемой стреловидности.

После революции на базе московского предприятия “Руссо-Балт” открылся авиазавод № 22. В 1941 году предприятие эвакуировали в Казань – так появился Казанский авиазавод имени Горбунова, родина Ту-160 и его “младшего брата” Ту-22М3, прозванного в ВВС за острый нос “шилом”. Иное его название – “убийца авианосцев” – соответствует боевой задаче. На Ту-22М3 шесть лет летал штурманом председатель воронежской организации ветеранов ДА Александр Стрельцов.

– В 2014 году по инициативе воронежских ветеранов Дальней авиации ракетоносцу Ту-22М3 было присвоено почетное наименование “Михаил Шидловский”. Кто сказал, что Михаил Шидловский не летал? Наш первый командир всегда с нами, в едином боевом строю! – заявил Стрельцов.

Источник  https://rg.ru/2016/11/24/reg-cfo/kak-voronezhskij-dvorianin-stal-praroditelem-dalnej-aviacii-rossii.html

http://cont.ws/post/443043