Иностранные инвестиции в Беларусь — почему не поступают?

Спасут ли белорусскую экономику капиталовложения из-за рубежа и в какие сферы их нужно привлечь в первую очередь? Попробуем найти ответы.  


Все отрасли белорусской экономики вот уже много лет открыты для иностранных инвестиций. Однако нельзя сказать, что в нашей стране расцветают инвестиционные оазисы и многомиллионные проекты с использованием денежных средств из внешних источников. Скорее наоборот — все чаще звучат новости об отказах в помощи и свертывании громких и красивых (но только на демонстрационных плакатах) решениях. Так что поменялось в инвестиционном климате Беларуси и почему он уже не первый год не может наладиться?

Понятие инвестиций в современной науке

Самое простое и лаконичное определение инвестиций можно найти в Википедии. Под ними понимают размещение капитала с целью получения прибыли. Это более рискованный по сравнению с кредитованием вид вложений. Инвестиционная деятельность — это нечто среднее между кредитом и благотворительностью, поскольку она приносит прибыль только в действительно выгодных и окупившихся проектах. А вот кредиты с процентами нужно возвращать в любом случае, вне зависимости от итогов реализации проектов.

Более расширенное определение (применительно к государству в целом) рассматривает инвестиции как вложение в создание нового или возмещение изношенного производственного, человеческого или природного капитала. [1]   

Суть остальных определений сводится примерно к тому же. В обывательском понимании инвестициями могут выступать исключительно денежные средства. Это один из популярных, но не единственный вид инвестирования. Иное государство или компания могут участвовать в развитии контрагента и другими способами. Например, выкупая контрольный пакет акций и участвуя в управлении или передавая ноу-хау и патенты не технологию.   

Впрочем, видов и разновидностей инвестиций известно довольно много, но нас в рамках данной статьи (равно как и наше правительство) интересуют следующие виды инвестиций:

  • реальные т.е. ведущие к созданию активов, необходимых для ведения операционной деятельности и решения возникших социально-экономических проблем;
  • прямые — предоставляющие инвестору право собственности на создаваемые объекты, активы или имущество;
  • долгосрочные — со сроками вложения более трех лет;
  • иностранные — связанные с привлечением частного или государственного зарубежного капитала.

Мировым лидером по числу инвестиций в 2015 году стали США, получившие 384 млрд долларов. Изображение: 1366×768.net

Но почему же иностранцы должны вкладывать в белорусскую экономику?

Инвестиционная привлекательность Беларуси

На официальном сайте Республики Беларусь (который курирует РУП «Белорусское телеграфное агентство») инвестициям отведена целая страница. Потенциальных инвесторов привлекают следующими преимуществами:  

  • стратегическое географическое положение;
  • прямой выход на рынок стран ЕАЭС (Беларусь, Россия, Казахстан, Армения, Кыргызстан);
  • хорошо развитая инфраструктура Беларуси: транспорт, логистика, коммуникации;
  • прогрессивное экономическое законодательство Беларуси;
  • защищенные государством права инвесторов;
  • привлекательные инвестиционный климат и система налогообложения;
  • государственная поддержка инвесторов: гарантии, льготы и преференции;
  • возможности приватизации;
  • 6 свободных экономических зон;
  • высококвалифицированные трудовые ресурсы;
  • достойное качество жизни. [2]

К слову, сайт Министерства экономики Беларуси приводит еще больше преимуществ, включая низкий уровень преступности, отсутствие этнических конфликтов, благоприятную экологию и стабильную политическую, социальную и экономическую обстановки. [3]

Что же из этого действительно может привлечь инвесторов?

  1. Стратегическое географическое положение — это определение вообще непонятно. Имеется в виду намек на расположение в центре Европы или возможное использование нашей территории как плацдарма для нападения хоть на Запад, хоть на Восток?
  2. Выход на рынок ЕАЭС мы действительно предоставляем. Но нужно учитывать, что продукция, производимая, например, в Беларуси, должна в основном изготавливаться «на месте» — ввозить под маркой белорусского что-либо из-за рубежа нельзя.
  3. Инфраструктура развита относительно хорошо, это правда.
  4. Про прогрессивное экономическое законодательство, конечно, можно поспорить. Мы не признаем нормативы ЕС, они не признают наши. Объяснять партнерам почему так происходит можно очень долго.
  5. Защита прав концессионеров формально, на законодательном уровне, действительно осуществляется. На страже их интересов «дежурят» два закона — «Об инвестициях» и «О концессиях». Следует отметить, что действовавший еще пару лет назад Инвестиционный кодекс предусматривал гораздо более широкий перечень льгот по сравнению с законами.
  6.   Инвестиционный климат — величина изменчивая, особенно с учетом детализирующих составных частей, предложенных Минэкономики. В рейтинге системы налогообложения в 2017 год мы входим на 99-м месте из 190 [4]. По легкости ведения бизнеса (Doing business) мы на 37-ом месте по состоянию на 2017 год (хуже всего дела обстоят с налогообложением и регистрацией предприятий). Наш долгосрочный суверенный кредитный рейтинг, по мнению агентства Flitch, находится на уровне B и B- («стабильный», но характеризующий обязательства как «спекулятивные»), а внешних вливаний нужно на уровне около 182% от имеющихся золотовалютных резервов (т.е. всего около 9,1 млрд долларов).   
  7. Возможности приватизации также предусмотрены действующим законодательством, но активнее всего государство приватизирует только откровенно убыточные и полуразвалившиеся предприятия, в то время как инвесторы нацелены на более лакомые куски «экономического пирога».
  8. Наличие свободных экономических зон и квалификацию наших сотрудников действительно можно поставить в плюс.
  9. Достойное качество жизни — также довольно условная величина. В рейтинге текущего года мы занимаем 54-е место [5]. По индексу развития человеческого потенциала мы стабильно занимаем 50-е место и ниже [6]. А в рейтинг т.н. «индекса человеческой свободы», равно как и в топ-100 лучших стран-брендов, мы и вовсе не попали.

Подробнее о том, зачем стране нужен бренд, читайте в статье В поисках бренда для Беларуси – «как вы лодку назовете…»

Разумеется, все это — только цифры и «проплаченные» рейтинги. Но на что еще ориентируется потенциальный инвестор из Катара, Малайзии или Брунея, который в первую очередь задает вопрос «Where is Belarus?», а затем начинает просматривать подобные списки?

После отмены многих льгот вместе с Инвестиционным кодексом, мирового финансового кризиса и неудачных примеров национализации о таких проектах остается только мечтать. Изображение: pics.livejournal.com

Сколько инвестиций вложено в белорусскую экономику

Количество вложений в отечественную экономику впечатляет. Посмотрим данные Белстата [7]:

Число инвестиций в экономику Беларуси из-за рубежа. Изображение: belstat.gov.by

С 2002 по 2015 гг. в нашу страну было вложено около 115 млрд долларов зарубежных инвестиций. Это почти два наших номинальных ВВП. Прямые инвестиции при этом составили около 69 млрд долларов, то есть на их число пришлось более 60% от общего объема капиталовложений. Однако при подсчете учитывается и такой интересный показатель, как прямые иностранные инвестиции без учета задолженности прямому иностранному инвестору. Таких наберется всего под 15 млрд долларов.  

Точное число вливаний в 2016 году пока не определено. Но можно вполне справедливо назвать экономическое положение «инвестиционным голодом». В первом полугодии мы недополучили 17,3% от прошлогоднего объема инвестиций (что составило примерно 992,6 млн долларов). Всего за первое полугодие в нашу экономику было инвестировано 4,7 млрд долларов. Вот как распределились сферы вложений:

Распределение инвестиций по отраслям. Изображение: doingbusiness.by

Более трети инвестиций (32,1%) направлено в оптовую и розничную торговлю. Чуть меньше (31,4%) — в транспортно-логистическую деятельность, складирование и почтово-курьерскую сферу. Промышленность получила до 25,4% от общего объема инвестиций. При этом торговля потеряла 23,4% от объема инвестиций за аналогичный период прошлого года, а транспортная отрасль и промышленность нарастили объемы инвестиций на 12,7% и 5,2% соответственно. Стоит отметить, что подавляющее большинство инвестиции — прямые. [8]

Удручает количество вложений в строительство (хотя скандалы с неудачным финансированием именно в этой сфере чаще всего становятся достоянием общественности), профессиональную и научно-техническую деятельность, в творчество, развлечения, спорт и отдых, здравоохранение и образование. Общая сумма вложений в эти сферы едва превысила 101 млн долларов. А ведь это именно те каналы применения инвестиций, которые смогут в будущем может принести солидные дивиденды.

Впрочем, цифры реального использования поступивших инвестиций удручают еще больше. Применение нашлось только 1,39 млрд долларов, что составляет 29,3% от их общего объема. При этом значительная часть инвестиций пошла на оплату производственных запасов и товаров для реализации — 400,9 млн долларов (28,8% всех использованных инвестиций).

Да и вообще основная масса вложений идет на погашение долгов по кредитам и процентам и оплату продукции.       

Кто же выступил основным донором отечественной экономики в 2016:

  • Российская Федерация и ее субъекты хозяйствования — 50,3% от всех инвестиций;
  • Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — 23,5%;
  • Кипр — 8,1%.

При этом только Россия нарастила инвестиционное присутствие на 2,2%. Остальные страны снизили уровень капиталовложений. Тенденция негативная.

При этом Беларусь и сама активно инвестирует. В частности, наиболее активное перекрестное инвестирование наблюдается с Россией (туда направлен 51,8% от общего числа инвестиций), Украиной (до 21,9%) и Великобританией (14,6%). Основная доля инвестиций — прямые.  

Самые успешные и провальные инвестпроекты

Перед тем, как перейти к анализу количества и сфер вложения инвестиций, давайте вспомним самые удачные и разочаровавшие инвестиционные вложения, пришедшие к нам из-за рубежа. И начнем, пожалуй, с примеров удачного размещения средств.

  1. УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» — один из самых успешных и показательных примеров инвестиционной деятельности. Предприятие с иностранным капиталом было зарегистрировано в 1994 году. Через 3 года был запущен производственный комплекс в Колядичах. Благодаря предприятию дополнительно создано свыше 800 рабочих мест.  
  2. СП ЗАО «МАЗ-МАН» было основано в 1998 году и неизменно специализируется на выпуске тягачей и грузовиков, фронтальных погрузчиков и болотоходов. Занято около 300 человек.
  3. СООО «Мобильные ТелеСистемы», созданное при поддержке российского мобильного оператора, существует с 2002 года и за это время подарило вожделенную связь миллионам белорусских абонентов.
  4. СП ООО «Санта Бремор» крупный производитель высококачественных продуктов питания (в том числе и морепродуктов). Совместное белорусско-германское производство ведет свою историю с 1998 года и с тех пор демонстрирует впечатляющие темпы роста.
  5. ИЗАО «Пивоварни Хайнекен». На белорусский рынок компания Heineken пришла в 2007 году и вскоре активно начала использовать мощности пивоваренного завода в Бобруйске. Сегодня на современном оборудовании выпускается большой ассортимент пива и безалкогольных напитков. Численность — более 600 человек.

И таких примеров у нас в стране хватает. В настоящее время режим наибольшего благоприятствования установлен для Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень», Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», а также при заключении любым контрагентом инвестиционного договора с Республикой Беларусь.  

Крупнейшим, но пока не реализованным проектом является строительство БелАЭС. Изображение: freesmi.by

К сожалению, громких провалов ничуть не меньше, а в некоторых сферах даже больше, чем успешных.

Примеры неудачного инвестирования

  1. Комплекс «Минск-сити» должен был стать нашим ответом районам Дубая и Гонконга. Крупный деловой центр планировали заложить на месте аэропорта «Минск-1» и авиаремонтного завода №407. Инвестором выступала российская компания «Итера». Вначале планировалось вложить 30 млрд долларов, затем восемь, семь и наконец ноль. Экономический кризис похоронил амбициозный проект. В лучшем случае здесь построит «хоть что-нибудь» сербская Dana Holdings (объем вложений — не более 3,5 млрд долларов).
  2. ЗАО «Форд-Юнион» в 1997 году построил в п. Обчак под Минском небольшой завод, на котором должны были собирать легковые автомобили и микроавтобусы. С компании быстро сняли налоговые и таможенные льготы, что сделало производство автомобилей в Беларуси невыгодным. На проектные мощности завод так и не вышел, свернув производство и отказавшись от сборки машин. Эта же участь ожидала в будущем всех автопроизводителей, намеревавшихся инвестировать в отечественный автопром.

О том, какие еще проблемы поджидают белорусскую автомобильную отрасль, читайте в статье Какое будущее у отечественного автопрома? На чем будут ездить белорусы

  1. Оманский отель в центре Минска. Шейхам из султаната Оман когда-то приглянулся участок прямо в центре Минска — в границах Свислочи, ул. Богдановича и Купалы. Участок был выделен в частную собственность, но с условием — снос здания 2-й городской больницы и выставочного центра «Белэкспо». То ли очередной кризис испортил сделку, то ли просто передумали, но факт остается фактом — Оман отказался от переданных в нагрузку зданий и не уплатил в бюджет Минска обещанные 10 млн долларов. Все оставалось на своих местах. Но вот на днях стало известно, что в реконструкцию и застройку вложится инвестор из ОАЭ (сумма вложений до 250 млн долларов). Работы должны начаться через считанные дни.
  2. Реконструкция пивзавода «Криница». Пивоваренный гигант «Балтика» планировал провести модернизацию минского пивного завода «Криница» с последующим выкупом контрольного пакета акций белорусской компании. Первый транш в размере 15 млн долларов был успешно получен нашим предприятием и «освоен». Однако обещанной эмиссии акций не произошло, инвесторов просто «кинули». Это история негативно отражается на нашей инвестиционной репутации и по сей день.
  3. Весь «список Дворковича». В 2013 году вице-премьер Российской Федерации А. Дворкович заглянул в Гомель, Гродно и Минск и объявил о планах по созданию совместных предприятий МАЗ-КамАЗ, «Гродно Азот» и «одна из российских компаний», а также слияния ОАО «Интеграл» с «ГЛОНАСС» и центром «Сколково». Планировалось также объединить с российскими партнерами МЗКТ и «Гомсельмаш». Все проекты были свернуты уже к концу 2013 года — часть из-за условий белорусской стороны, другая часть — из-за начавшегося в Российской Федерации кризиса.

Разумеется, этот перечень также далеко не полный — достаточно лишь прогуляться по городу Минску и посчитать где-то «скелеты», а где-то почти построенные гостиницы и торгово-развлекательные комплексы, оставшиеся без хозяев.             

Сколько инвестиций нужно Беларуси

Этот вопрос отнюдь не праздный. Разумеется, на первый взгляд кажется, что чем больше, тем лучше. Вначале мы озвучивали цифру в 10 млрд долларов, основанную на рекомендациях финансового агентства. Эта сумма, внесенная инвесторами в течение года, в сочетании с жесткими, но неизбежными реформами позволила бы нам преодолеть рецессию и перенаправить основные финансовые потоки от нефтепродуктов, удобрений и других отраслей. Хорошо бы такой уровень вливаний сохранялся хотя бы в течение 5 лет…

Однако планы правительства на 2017 г. гораздо скромнее — всего около 1,4 млрд долларов прямых инвестиций, без учета задолженностей прямым инвесторам.

К сентябрю текущего года была проведена колоссальная работа. Специалистами Национального агентства инвестиций и приватизации были отработаны практически все государственные предприятия и акционерные общества [9]. Выводы таковы: инвесторов больше интересуют предприятия оборонной промышленности, связанные с нефтехимией и добычей полезных ископаемых, а правительство более заинтересовано в «сдаче» проблемных и убыточных предприятий. В результате удалось выделить всего восемь акционерных обществ (из почти 3 000 на первоначальном этапе), которые подготовлены к инвестированию или приватизации по международным стандартам. Предложения по разгосударствлению были направлены 800 потенциальным инвесторам.

Пока заявки поданы в отношении только трех ОАО. Инвесторы обязались следовать в русле государственной социальной политики и вкладывать в развитие предприятий. В приватизации подавляющего большинства предприятий было отказано отраслевыми министерствами, к другим потеряли интерес сами потенциальные плательщики.   

Дороги, образование, культура — на самое важное инвестор находится далеко не всегда. Изображение: pasmi.ru

Ухудшили инвестиционный климат и изменения в порядок открытия и ведения дел иностранными компаниями на нашей территории. С 2014 года представительства не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, а только вести вспомогательную [10]. Теперь любой инвестиционный лоббист должен зарегистрировать белорусское юридическое лицо, при этом он, в основном, все равно лишен ранее заявленных льгот. Соответственно, обычное юридическое лицо могут ожидать любые неприятные «сюрпризы» от нашего законодательства.

Удобно было бы за счет внешних инвестиций разобраться и с государственным долгом, который за последние годы достиг 13,5 млрд долларов. Т.е. перенаправить дотации ряда отраслей (сельское хозяйство, образование и т.д.) от государства инвесторам. Это позволило бы частично и своими силами закрыть долговую брешь в 3,5 млрд долларов, которая нам грозит в 2017 году [11]. К тому же, наш основной кредитор, равно как и инвестор, все та же Российская Федерация.

Учитывая, что ВВП в этом году не превысит 47 млрд долларов, мы вплотную приближаемся к критическому пороговому значению отношения внешнего долга к ВВП. А это уже серьезный удар по нашей экономической безопасности. Долг достигнет значения 30% от ВВП — такого в нашей суверенной истории еще не было. И даже золотовалютные резервы в размере около 5 млрд долларов не станут гарантом стабильности.  

Сравнительно новой формой, «спасательным кругом» и попыткой сбалансировать интересы государства и частника, стало введение понятия государственно-частного партнерства. Это переходная форма между приватизацией и госсобственностью на имущество. Она подразумевает активное взаимодействие частного партнера и госорганов по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры. В настоящее время отобрано семь пилотных проектов в рамках ГЧП:

  • реконструкция автомобильной дороги М10: граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин, км 109,9 — км 184,5;
  • строительство магистральной автодороги в г. Гомеле протяженностью 41,35 км, с учетом строительства моста через реку Сож и пяти путепроводов;
  • строительство Бешенковичской ГЭС (33 МВт, 130 млн. кВт•ч) на реке Западная Двина Витебской области;
  • строительство мусороперерабатывающего завода в г. Бобруйске;
  • реконструкция комплекса зданий УЗ «Городская клиническая
  • больница No3 г. Гродно» под «Гродненский областной клинический онкологический диспансер»;
  • строительство детских дошкольных учреждений в регионах Минской области;
  • капитальный ремонт с реставрацией фасадов и реконструкцией под
  • гостиничный комплекс объектов, расположенных в западной части Кобринского укрепления Брестской крепости.

Инвестиции и приватизация, которые нужны были еще вчера           

Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что наша экономика все больше зависит от внешних вложений, неважно в какой форме выраженных — кредитов или инвестиций. Нефтяные реки и льготные российские условия финансирования последовательно усыпляли нашу экономику и действительно в какой-то мере законсервировали ее. О приватизации если и говорили, то вяло и неохотно. Вложениями интересовались опять же в основном через призму российских субъектов хозяйствования. Мировой экономический кризис и локальный кризис в России заставили пересмотреть отношение к национальной экономической политике.

Но она по-прежнему остается целиком завязанной на решениях отраслевых министерств, правительств и президента. С одной стороны, это свидетельство социальной политики и заботы о трудящихся — если инвестор ненадежен или у него нет четкого плана реструктуризации и развития, можно и не соглашаться на приглашение. С другой стороны, упущены многие выгодные предложения, которые можно было реализовать до кризисов 2008, 2011 и 2014 гг. Иными словами, необходимый баланс и возможности, которые нужно было использовать еще вчера, не нашли своего применения и сегодня. Что правительство будет делать в 2017 году — загадка. Произойдет ли «сдача» МЗКТ, МТЗ, МАЗа и других предприятий россиянам или другим инвесторам? Возможно. Но скорее всего, будет очередная попытка продать подороже совсем уж полуразрушенные заводы и фабрики. И согласятся ли их покупать по заявленной цене — большой вопрос.

Владимир Марченко

Источники:

Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

Let’s block ads! (Why?)

http://4esnok.by/analitika/inostrannye-investicii-v-belarus-pochemu-ne-postupayut/

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: