Общество: В России теряет актуальность пословица про «дураков и дороги»

2016 год продолжил оптимистичные процессы с аварийностью на российских дорогах. В частности, смертность в ДТП упала на 12 процентов. Это повод вспомнить причины оптимистичных тенденций, тем более что речь идет о государственной политике, главный итог которой в том, что Россия привыкает жить «как в Европе». Российская статистика по аварийности на дорогах в 2016 году продолжила свою многолетнюю позитивную динамику. По словам главы ГИБДД Виктора Нилова, количество ДТП в прошедшем году уменьшилось на 6,1 процента, раненых – на 5 процентов, а смертность упала на 12 процентов.
Кроме того, серьезно улучшилась статистика по безопасности пешеходов. На 18 процентов снизилась, в целом, смертность пешеходов, и на 18,2 процента – смертность на пешеходных переходах. На 1,8 процента уменьшилось количество ДТП с участием детей, а число погибших детей снизилось на 4,7 процента. Эти цифры особенно впечатляют, учитывая растущий год от года российский автомобильный парк и загруженность российских дорог.
Позитивные процессы на российских дорогах заставляют в очередной раз обратиться к причинам, лежащим в их основе.
Безусловно свою – и далеко не маленькую – роль играет улучшение степени безопасности автомобилей, на которых ездят россияне. Те же подушки безопасности становятся все более распространенными, и их доля в машинах на российских дорогах неуклонно растет.
Однако главным драйвером улучшения ситуации на дорогах, безусловно, является государственная политика – не всегда радующая граждан, но год за годом неуклонно улучшаемой статистикой доказывающая свою действенность.
Важнейшим фактором является развитие дорожной инфраструктуры. Речь идет как о качественном дорожном покрытии, так и об оснащении дорог средствами, повышающими их безопасность, например, современными системами освещения. Улучшение ситуации с дорогами в России наблюдается гражданами собственными и глазами. Дело дошло до того, что традиционная отечественная шутка про «дураки и дороги» потеряла существенную долю своей актуальности и перестала быть расхожей.
В то же время вложения государства в дорожную инфраструктуру, безусловно, имеют свои особенности. Например, на этот год федеральное правительство выделило российским регионам 8,3 миллиарда рублей на строительство сельских дорог к населенным пунктам и производственным объектам, а Росавтодор выделил 87,7 миллиарда рублей на строительство и реконструкцию более одной тысячи километров новых дорог в российских регионах. Челябинская область в этом же 2017 году потратит 7,3 миллиарда рублей, причем 1 миллиард она получит из федерального бюджета.
Однако эти, казалось бы, вполне достойные цифры несколько блекнут на фоне информации, что в Москве в этом году на дорожное строительство будет направлено 150 миллиардов рублей. Правда, следует отметить, что с точки зрения статистики дорожной аварийности обстановка в Москве лучшая в стране.

Как бы то ни было, улучшение ситуации с качеством дорог в России является объективным фактом, который непосредственным и самым позитивным образом влияет на улучшение ситуации с аварийностью. Кроме того, это безусловно вызывает самые положительные оценки общества.
Куда более противоречивая ситуация складывается с другим, возможно даже более важным направлением государственной политики – по повышению безопасности дорожного движения. Речь идет о начавшимся уже много лет и неуклонно продолжающемся ужесточении норм и правил для граждан на дорогах: страховки, резко выросшие в размерах штрафы, системы электронной фиксации и как следствие массовые «письма счастья» гражданам, все более жесткое отслеживание ГИБДД соблюдения водителями и пассажирами требований к ремням безопасности, детским креслам и т.д.
Все вышеперечисленное, а также многое другое, вызывает смешанные чувства у многих граждан, нередко раздражение и даже иногда протесты. Однако вряд ли эти мнения будут услышаны, скорее с неизбежностью можно ожидать дальнейшего «закручивания гаек».
Причина проста: в целом российское общество на собственном опыте проверило и осознало, что стародавняя отечественная мечта о том, чтобы в России было «как в Европе», требует европейских же стандартов – как к требованиям, так и к жесткости наказаний за их несоблюдение. И вот это традиционное отечественное очень «растяжимое» отношение к требованиям ПДД все больше сменяется привычкой к их жесткому исполнению.

Источник