Где делают редукторы для вертолётов

Сегодня у нас уникальное, скажу больше, предприятие – гордость нашего Пермского края – АО «Редуктор-ПМ». Именно они выпускают, ремонтируют и обслуживают главные редукторы и агрегаты трансмиссий вертолётов серии Ми-8/17, Ми-26(Т), Ми-28Н “Ночной охотник”, “Ансат” и Ми-38. А какой вертолёт без редуктора, правда ведь?

«Редуктор-ПМ» как самостоятельное предприятие было образовано 31 августа 1995 года на базе редукторного производства Пермского моторостроительного холдинга «Пермские моторы». Хотя начинать, конечно, надо не отсюда, а с 6 октября 1951 года. Именно в этот день Заводу № 19 имени И. В. Сталина было поручено начать подготовку к серийному производству редуктора Р-5 для вертолета Ми-4. Инженерам ничего не оставалось, как ответить: “Есть!” В итоге уже в 1952 году освоено серийное производство редукторов Р-1 для вертолета Ми-1 (это первый серийный советский вертолёт) и Р-5 для вертолета Ми-4 (первый военно-транспортный вертолёт в СССР).

2.

3. Итак, мы на участке мехпроизводства. Здесь расположены обрабатывающие центры на любой вкус. В принципе нечто подобное есть на любом машиностроительном предприятии, поэтому предлагаю не останавливаться на достигнутом.

4.

До 1957 года Советский Союз рассматривался на Западе как большая, но технологически отсталая страна, способная лишь строить технику огромных размеров или в огромных количествах, но в любом случае по всем характеристикам уступавшая иностранным аналогам. Но вдруг неожиданно для них мы запустили первый искусственный спутник Земли, потом вдогонку крупный и мощный вертолёт Ми-6, который по своим габаритам в два раз превышал любые аналоги, сделанные там. Оказалось, мы просто запрягаем медленно. Кстати, и для этого вертолёта серийное производство редукторов Р-7 было налажено у нас в Перми в 1958 году.

5.

6. Хотя детальки, правда, хороши!

7.

В 1964 году было запущено производство редукторов ВР-8А для одного из самых массовых вертолётов в мире Ми-8. В 1982 году освоено производство редуктора ВР-26 для самого грузоподъемного вертолета в мире Ми-26. С запуском новых вертолётов и их модификаций, наши сразу отвечали взаимностью. 1986 год стал годом выпуска редукторов ВР-14 для вертолетов Ми-8МТ, Ми-14 и Ми-17, а в 1994 году начали выпускать первые редукторы для вертолета Ми-34 – главный редуктор ВР-34 и хвостовой ХР-34. В 90-е коллектив попробовал свои силы и в смежных отраслях. Так в 1995 году были выпущены редукторы Р-25 мощностью 2500 кВт для газотурбинных установок, позже и эта история стала набирать обороты.

С 2009 года предприятие работает в рамках холдинга АО «Вертолеты России».

8.

9. Участок, где изготавливают песочные формы на 3D-принтере. А это уже поинтересней будет.

10. Да, если раньше надо было месяцами-днями творить, всё выпиливать и моделировать, то сейчас максимум за три дня и всё готово, сложность детали значения не имеет.

11. Эти песочные формы используются для опытных отливок.

12. Именно песочных 3D-принтеров пока не так много в нашей стране

13. Кроме этого есть ещё обычный 3D принтер для пластика.

14.

15. Крупногабаритные копусные детали здесь обрабатываются вот на таких координатно-расточных станках. Да, всё тут модно и по науке, идём дальше и тут подкопаться не к чему…

16.

17.

18.

19.

20. Важно отметить, что АО «Редуктор-ПМ» – это предприятие полного цикла, они сами делают детали и маленькие, и большущие.

21.

22. Стоп, это не эксплуатация детского труда, а всего лишь партнёрка с дружественным лицеем, здесь ребята проходят практику. Кирилл после 9-го класса пошёл учиться в Профессиональный лицей № 1 и выбрал самую козырную специальность – наладчик. И вот он уже здесь, скорее всего, далеко пойдёт, чего я ему и желаю! Всего же на заводе трудится более 2 000 человек.

23. Одна из лабораторий контроля

24.

25. А это уже Участок Химико-термической обработки (ХТО), его открыли в 2013 году.

На участке ХТО установлено более 40 единиц уникального оборудования. Проектировщиками выступили пермяки в лице компании «Криоген-Холод-Технология», а вот сама начинка, да, иностранная (BMI (Франция) и RIVA (Польша)). За комплексную поставку отвечали немцы – IVA Industrieoefen.

26.

27.

28. Французская вакуумная печь. Максимальная температура – 1250°С

29. Чтобы такая красота здесь появилась, предприятие инвестировало почти 930 млн. рублей. Между прочим, участка такого уровня в нашей стране больше нет, так что и в этом случае пермякам есть, чем гордиться!

30.

31.

32.

33. И наконец, переходим к самому интересному, перед нами Цех сборки.

34.

35. Ой, лишняя деталь, знакомо? Так здесь этому дан бой – «сортовики», всем рабочим в помощь. На каждом этапе сборки сделаны такие ящички, где каждая деталь при деле. В конце сборки он должен быть чист.

36.

37.

38.

39. Сборка редуктора ВР-14

40. Корпус Редуктора ВР-14 в разрезе

41. Главный вертолетный редуктор ВР-14 разработан в 1975 году и вместе с двумя двигателями ТВ3-117 входит в состав силовых установок средних вертолетов Ми-14 и Ми-8МТ/Ми-17.

42.

43. Все эти собранные редукторы отправляются либо на АО «Улан-Удэнский авиационный завод», либо в Казань, а на этом заводе я уже был: http://zavodfoto.livejournal.com/5206788.html

44.

45. Всё собирается вручную, поэтому про каждый можно сказать, что это штучный товар со своей душой и статью.

46.

47.

48. А это собирают главный редуктор ВР-26 для самого грузоподъемного вертолета в мире Ми-26.

49. Между прочим, это единственный в мире серийный вертолетный редуктор, передающий мощность в 23 000 л.с. Кстати, чтобы его полностью собрать от заготовки до готового изделия в среднем уходит около 9 месяцев.

50. Участок Прокачки собранных двигателей. Всё дело в том, что по всем авиационным требованиям внутренние полости должны быть чистыми, вот этим на этом участке и занимаются. Сейчас установят, подключат шланги и начнут наводить шик и блеск.

51. Участок, где работают дефектоскописты. Когда приходит редуктор или его части на ремонт, здесь их и обследуют.

52. В целом можно смело сказать, что завод находится в постоянном движении, внедряет новые технологии и развивается на благо нашего края и экономики в целом. Кстати, вот ещё один проект, создание нового гальванического отделения.

53.

54. Большое спасибо пресс-секратарю АО «Редуктор-ПМ» Екатерине Радостевой за организацию моего визита!