Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона

Оригинал взят у y4astkoviu в Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона

При взятии Перемышля весной 1915 года русские войска захватили несколько австрийских бронепоездов (как минимум два). Один из них, более целый, здесь же был отремонтирован 6-м железнодорожным батальоном и включен в его состав. Поезд состоял из австрийского паровоза и двух двухосных полувагонов, на каждом из которых стояло по одному 78-мм орудию и 3 пулемета «Шварцлозе».


Трофейный бронепоезд австро-венгерской армии, захваченный русскими частями в крепости Перемышль. Весна 1915 года.
Видна сорванная с крепления 80-мм австрийская пушка М 05, один из солдат опирается на пулемет Шварцлозе

При этом одна пушка могла вести огонь вперед и по ходу справа, а вторая — назад и по ходу слева. Таким образом, обстрел цели, находящейся сбоку от состава одновременно из двух орудий был невозможен. Кроме того, небольшие размеры вагонов и неудачная их бронировка сильно затрудняли работу расчетов.


Тот же трофейный австро-венгерский бронепоезд, что и на предыдущем фото. Крепость Перемышль, весна 1915 года.
Возможно, этот паровоз использовался после ремонта в составе бронепоезда 2-го Сибирского железнодорожного батальона.

Несмотря на это, бронепоезд, переданный в состав 2-го Сибирского железнодорожного батальона, успешно действовал на Краковском направлении, а в мае прикрывал отход русских войск в районе крепости Перемышль.


Схема состава бронепоезда 2-го Сибирского железнодорожного батальона. Весна 1917 года. Помимо двух
артиллерийско-пулеметных броневагонов, в его составе броневой вагон для хранения боеприпасов.

15 июня 1915 года, неожиданно прорвавшись по не разрушенной противником железной дороге в тыл австрийских частей под городом Красный, бепо своим огнем на этом участке парализовал наступление на несколько часов.


Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона на фронте. Лето 1915 года.
Слева виден австрийский бронепаровоз, справа – броневагон с 80-мм орудием.

Командование батальона пыталось каким-то образом провести модернизацию состава. Так, в начале 1916 года он получил новый бронепаровоз серии Ов, забронированный по типу бепо «Хунхуз». А для перевозки снарядов и патронов изготовили специальный бронированный вагон-погреб, что позволило разгрузить боевые вагоны.


Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона. Слева виден 2-осный броневагон, замаскированный ветками,
справа – бронепаровоз, забронированный для этого состава в Одессе по проекту 2-й Заамурской железнодорожной бригады.

Бронированный поезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона был вторым (и последним) бепо, потерянным Русской Армией в годы Первой мировой войны. Это произошло в ночь с 8 на 9 июля 1917 года, когда состав выдвинулся в район станции Денисово для проведения разведки. Встретившись с немецкими войсками, бепо вступил в бой, длившийся более двух часов, благодаря чему удалось несколько задержать атаки противника на этом участке.


Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона, оставленный командой у станции Слобода 9 июля 1917 года.

При возвращении у станции Слобода обнаружилось крушение товарных составов, перекрывших оба пути. Ввиду невозможности дальнейшего движения и наступления немцев, «паровоз бронепоезда был испорчен, прицелы и замки с орудий, затыльники и некоторые другие части с пулеметов сняты». Около 3 часов ночи 9 июля команда оставила состав и отошла пешим порядком.


Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона, оставленный командой у станции Слобода. Июль
1917 года. Хорошо видны открытые двери переднего броневагона, а также амбразуры для стрельбы из пулеметов.
(с.) Бронепоезда Русской Армии

Источник