Киров. Новый мост

Оригинал взят у tornado_84 в Киров. Новый мост

Первый автомобильный мост в городе Кирове (от улицы Профсоюзной) строили с 1957 по 1962 год. Второй мост через реку Вятку в городе Кирове в районе бывшего села Филейки возводили с 1987 по 1998 год (11 лет), а сооружение подъездных путей к мосту завершили в 2010 году (тогда ввели в строй двухуровневую автомобильную развязку на правом берегу реки). Начинали стройку в одном государстве – СССР, завершали уже в другом – Российской Федерации. Возникшие при этом экономические трудности помешали соорудить мост в более короткие сроки.


Город Киров. Строительство Филейского моста. 1990-е гг. Фото Б. Горохова. Из альбома “Земля Вятская” (Киров, 1996).
На фотографии хорошо виден использованный при строительстве моста метод – продольной надвижки стальных пролетных строений. Пролетная конструкция нависает в воздухе и медленно движется к опоре. Подробнее о методе продольной надвижки – читайте ниже в заметке.

Мост был частью большого проекта, объездной дороги “Западный обход города Кирова” протяженностью более 25 км. Строительство объездной дороги была намечено еще генеральным планом города 1970 года. Она должна обогнуть город Киров с западной стороны и принять на себя поток транзитного автотранспорта. Западный обход города не построен до сих пор. С 1991 по 2000 год сумели построить участок дороги от улицы Дзержинского до поселка Ганино. Также частично были сделаны два путепровода (моста) через железную дорогу Киров-Котлас и железнодорожную ветку к ТЭЦ-4. В 2000 году стройка была заморожена. До настоящего времени не решён вопрос финансирования стройки. Годы идут, город растет и строится, поток автотранспорта на городских улицах увеличивается. Самой насущной проблемой города в данный момент является строительство путепровода через железную дорогу в микрорайон Чистые Пруды в южной части города. А западный обход города подразумевает постройку (кроме самой дороги) нескольких путепроводов и двухуровневых развязок. То есть затраты на строительство будут в несколько раз больше, чем на путепровод в Чистые Пруды. А пока транзитный транспорт идет через город по улицам Производственной и Луганской.
Отмечу одну деталь: “лихие” 1990-е (как их принято сейчас называть) были временем не только упадка и воровства, но и временем строительства, хотя бы на примере Филейского моста. А вот именно в благополучные 2000-е годы стройка объездной дороги была отложена в долгий ящик.


Город Киров. Филейский мост во время весеннего паводка 2016 г. Вид с левого берега р.Вятки

Немного истории. Старый мост через Вятку сделан из железобетона. В 1950-е годы надо было восстанавливать огромное количество мостов в западной части страны, разрушенных во время войны, и строить повсюду новые. Выход был найден в постройке мостов из железобетонных конструкций. Старый мост через Вятку делали с помощью строительных лесов, по старинке. Огромные конструкции из бревен, острова из песка посреди реки, ручной труд. Не сравнить с тем, как строятся большие мосты в наше время.
Старый мост в городе Кирове был первым в Кировской области большим капитальным мостом для автотранспорта. После завершения его строительства в 1962 году сразу же приступили к постройке следующего моста – в городе Слободском. До середины 1990-х гг. были построены следующие большие мосты в области:
1) в городе Слободском через реку Вятку – 1962-1966
2) у села Буйский Перевоз через р.Вятку – 1977-1984
3) у города Советска через реку Вятку – 1985-1990
4) у пос. Афанасьево через реку Каму – 1977-1981
5) на автодороге Кильмезь-Нема через реку Кильмезь – 1983-1987
6) на автодороге Нагорск-Синегорье через реку Кобру – 1986-1987
7) на автодороге Слободское-Роговая через р. Белая Холуница – 1987-1988
8) на автодороге Фаленки-Демаки через реку Чепцу – 1991-1994


Город Киров. Филейский мост. Фото С.Шаклеина. Из альбома “Город над Вяткой-рекой” (Киров, 2002).

Вернемся к истории строительства Нового моста.
Пролетные конструкции Филейского моста – стальные. Строился он методом продольной надвижки пролетных строений. Сущность способа продольной надвижки заключается в следующем. Строительство моста начинается с возведения опор. Прежде всего строится устой (береговая опора моста) и первая опора посреди реки. Затем на берегу, на насыпи подхода к мосту, собирается аванбек – решетчатая стальная конструкция. Аванбек должен быть легким и прочным, чтобы повиснуть одним концом в воздухе. Конец аванбека обычно делают с подъемом кверху (с “задранным носом”) – повиснув в воздухе, он будет немного прогибаться под собственным весом.
Вслед за этим здесь же на берегу начинается сборка пролетных конструкций моста. Все это делается с помощью больших козловых кранов. Одним концом пролет моста соединяют с аванбеком. Пролет моста своей тяжестью служит противовесом для аванбека.


Город Киров. Строительство Филейского моста. Козловой кран. 1990-е гг.

Далее аванбек (а за ним и пролет моста) с помощью лебедок и гидравлических домкратов по специальным накаточным устройствам надвигают над рекой. Авабек свободным концом висит в воздухе, а затем плавно опускается на первую опору. Вслед за аванбеком на опору моста медленно въезжает и первое пролетное строение. В это время на берегу на освободившемся месте идет сборка второго пролетного строения моста – и так далее, по мере движения. Мост постепенно собирается и движется над рекой словно конвейер (смотрите фото 1 в заметке).


Город Киров. Стальные конструкции Филейского моста.

Такая (конвейерно–тыловая) сборка в сочетании с продольной надвижкой позволяют экономить время и средства. Не нужны промежуточные временные опоры. Все работы можно вести одновременно: посреди реки возводятся одна за другой опоры моста (быки), тут же следом на них надвигаются пролетные строения. Можно строить мост сразу с двух берегов (Филейский мост строили с одного берега – левого).
Тех, кто так и не понял моего объяснения, я прошу не расстраиваться. Посмотрите пожалуйста ролик, где наглядно поясняется метод продольной надвижки, и вам всё станет понятно:

Наконец, надо отметить особенности конструкции Филейского моста и назвать его строителей.
1) Подмостовой габарит (высота моста над уровнем реки в пик половодья) – 12 метров.
2) Длина моста – 560 метров. Посреди реки мост держат 4 железобетонные опоры-быка. В опоры при строительстве было уложено 10713 кубометров бетона.
2) Общая ширина пролетов – 23,172 метра, ширина проезжей части – 19 метров. Такая ширина позволила позднее установить барьеры (отбойники) посреди проезжей части на мосту и на подходах к нему.
3) При надвижке пролетных строений нависающая над рекой конструкция достигала длины в 126 метров.
4) Пролетные конструкции – стальные. Вес всех металлических конструкций моста – 5252 тонны.
5) Проект моста был составлен проектно-изыскательским институтом по проектированию и изысканию больших мостов “Гипротрансмост” (г.Москва).
6) Строили мост коллективы кировского мостоотряда №46 и АООТ “Стромит”.


Город Киров. Торжественное открытие Филейского моста, 19 октября 1998 г. Фото В. Вахрушева.
Из альбома “В Новый век. Фотоповесть о кировчанах” (Киров, 1999).

Надо отметить роль руководства города и области 1990-х гг., которые “вцепились зубами” в этот проект и сумели-таки довести до конца постройку моста в очень непростых экономических условиях.
Торжественное открытие Филейского моста состоялось 19 октября 1998 года (к этому времени мост уже фактически использовался). На открытии присутствовали руководители города и области.

Всем спасибо, дорогие друзья, кто читал и смотрел фотографии. Жду ваших комментариев, ваших замечаний и дополнений!


Город Киров. Торжественное открытие Филейского моста, 19 октября 1998 г. Фото В.Вахрушева.
Из альбома “В Новый век. Фотоповесть о кировчанах” (Киров, 1999).


Город Киров. Филейский мост во время весеннего паводка 2016 г. Вид с левого берега реки.


Город Киров. Филейский мост во время весеннего паводка 2016 г.

Источник