«Человековедение – это так интересно!»

Легенды советского кино!

Опалённый войной. Юбилей Великого актера! Анатолий Дмитриевич Папанов.

31 октября день рождения Анатолия Папанова великого актера и человека!

Вечная память!

Анатолий Папанов – народный артист СССР. Этот актер любим публикой, он много снимался в кино, играл в театре. И все же остается какое-то ощущение незавершенности его творческой судьбы. Будто бы он мог еще сказать нам с экрана и сцены что-то очень важное, но не успел.

«Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там я научился ценить Жизнь — не только свою, а ту что с большой буквы. Все остальное уже не так важно…»
«Единство творчества я вижу в искусстве театра, кино, телевидения, эстрады. Четыре музы, а ты один…»
А.Д. Папанов

31 октября, родился участник Великой Отечественной Войны, Народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов. Ему исполнилось бы 95 лет.

Анатолий Папанов — любимый актер с простодушным лицом и неповторимым голосом. Мы знаем и любим Папанова, в первую очередь, как героя комедий. Но те, кто близко знал актера, говорят: он был гораздо глубже и тоньше своих героев.

Кто в детстве, да и будучи взрослым, не любил смотреть знаменитый советский мультик «Ну, погоди!», тот не знает, о ком идёт речь. А речь идет об известном каждому неравнодушному зрителю актере театра и кино – Анатолии Дмитриевиче Папанове, который озвучивал вечно хулиганского Волка, желавшего себе на обед хитроумного Зайца.

Все его роли, как трагические, а таких на самом деле немало, так и комические, которых, пожалуй, еще больше, растаскивали на цитаты сразу после выхода фильмов на экраны. Все культовые кинокомедии с его участием заранее были обречены на успех. «Бить буду аккуратно, но сильно!», «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Достатошно одной таблэтки», «Как говорит наш дорогой шеф, куй железо, не отходя от кассы!». Эти и многие другие высказывания перекочевали с экрана в нашу жизнь благодаря великому актеру. Он был и смешон, и наивен, и прост, и серьезен. Такая многогранность на удивление легко ему давалась, а между тем…

Назвать судьбу Анатолия Папанова простой неозможно.

Анатолий Папанов появился на свет 31 октября 1922 в Вязьме. Мама его, Елена Болеславовна Росковская, работала модисткой — мастером по изготовлению женских платьев и шляп, а отец, Дмитрий Филиппович Папанов, служил в охране железнодорожного узла. В семье имелся еще один ребенок — младшая дочка Нина. В конце двадцатых годов прошлого века Папановы перебрались в Москву, поселившись на улице Малые Кочки (в наши дни — улица Доватора) в доме, расположенном рядом с хлебозаводом. В столице Дмитрий Филиппович, став гражданским лицом, работал на стройке. Сменила профессию и Елена Болеславовна, устроившись на завод строгальщицей.

Что касается юного Анатолия, то сам он про себя рассказывал:

«Читал я тогда мало, учился плохо… Но очень любил кино. Ближайшей «культурной точкой» являлся Дом культуры «Каучук». Туда я и отправлялся смотреть фильмы, концерты и спектакли местного драматического коллектива».

В детстве Анатолий едва не попал в самую заурядную хулиганскую тусовку, от которой его буквально спас школьный драмкружок. В восьмом классе Папанов всерьез увлекся театром, начав заниматься в школьном драмкружке. А в 1939 после окончания школы он устроился на работу литейщиком второго столичного шарикоподшипникового завода.

Мечты о сценической деятельности не давали Анатолию покоя, и вскоре юноша записался в заводскую театральную студию, которой, к слову, руководили актёры Театра им. Вахтангова. Отработав десятичасовую смену, юный Папанов бежал на уроки в театральный кружок. Помимо занятий в студии юноша довольно часто бывал в коридорах «Мосфильма». На его счету участие в массовке в таких кинокартинах, как «Ленин в Октябре», «Суворов», «Степан Разин», «Минин и Пожарский». Разумеется, мечтой семнадцатилетнего парня было попасть на глаза какому-нибудь именитому режиссеру и получить пусть крохотную, но отдельную роль. Увы, этой мечте в те годы сбыться было не суждено.

В 1941 случилось происшествие, едва не сломавшее Анатолию Дмитриевичу жизнь. Кто-то из работников его бригады вынес с территории шарикоподшипникового завода несколько деталей. По сегодняшним меркам — преступление не самое тяжкое, однако в те годы подобный проступок карался жестоко. Милиция, прибывшая на завод после обнаружения кражи, арестовала всю бригаду, включая Папанова. На время допроса все рабочие были отправлены в Бутырку. Лишь на девятые сутки следователи, убедившись в том, что Анатолий Дмитриевич не причастен к краже, отпустили его домой. А спустя три месяца началась война.

Но вот пришла она – война!

Анатолий Дмитриевич Папанов с первых дней — 22 июня 1941 — отправился на фронт, попав на Юго-Западное направление, где немцы рвались через Украину на Кавказ. Жестокие бои, где многоопытным фашистским солдатам противостояли зеленые пацаны, в числе которых и был Папанов, невозможно описать никакими словами. Сам Папанов о войне говорить не любил, но, разумеется, всегда о ней помнил, закончив свою службу в чине старшего сержанта батареи ПВО. В 1942 году, получив осколочное ранение ноги, он был отправлен в госпиталь, а затем комиссован с третьей группой инвалидности и с двумя ампутированными пальцами ступни.

Он рассказывал:

«Я, как и большинство моих ровесников, верил в победу, жил этой верой, испытывал ненависть к врагу. Передо мной был пример Павки Корчагина, Чапаева, героев по нескольку раз просмотренных фильмов «Семеро смелых» и «Мы из Кронштадта».

Анатолий Дмитриевич командовал зенитной батареей и сполна изучил нелегкую солдатскую профессию. Отважно сражаясь, Папанов дослужился до старшего сержанта, а в 1942 оказался на Юго-Западном фронте. В то время немцы развернули на этом направлении мощное контрнаступление, и советские войска отошли к Сталинграду. На всю жизнь Папанов запомнил горький вкус отступления, скрип земли на зубах и вкус крови во рту.

Он рассказывал:

«Как можно забыть о двухчасовом бое, унесшим жизни двадцати девяти человек из сорока двух?.. Мы мечтали, строили планы, спорили, однако большинство товарищей погибло на моих глазах… До сих пор ясно вижу, как упал мой друг Алик. Он хотел стать кинооператором, учился во ВГИКе, но не стал… Из выживших сформировали новый полк — и снова в те же места, и снова бой… Я видел, как люди после сражения совершенно менялись. Видел, как за одну ночь седели. Раньше думал, это литературный прием, оказалось — прием войны… Говорят, что человек может привыкнуть ко всему. Я в этом не уверен. К ежедневным потерям я привыкнуть так и не сумел. И время все это не смягчает в памяти…».

В одном из боев рядом с Папановым разорвался немецкий снаряд. К счастью, большинство осколков просвистело мимо, и только один угодил в стопу ноги. Ранение оказалось тяжелым, у Анатолия Дмитриевича были ампутированы два пальца, и почти полгода он пролежал в госпитале, расположенном под Махачкалой.

Впоследствии, когда актера спрашивали о полученном ранении, Папанов отвечал:

«Взрыв, дальше не помню ничего… Очнулся только в госпитале. Узнал, что все, кто находился рядом, погибли. Меня засыпало землей, подоспевшие солдаты отрыли… После ранения я уже не смог вернуться на фронт. Комиссовали подчистую и никакие мои протесты и просьбы не помогли…».

Из лечебницы двадцатиоднолетний юноша вышел с третьей группой инвалидности. Из армии его комиссовали, и осенью 1942 Папанов вернулся в Москву.

Вот отсюда и начнется его актерская карьера, ибо вернувшись в Москву, недолго думая, Папанов подал документы и поступает в ГИТИС, художественным руководителем, которого в то время был замечательный артист Михаил Тарханов.

К слову, экзамены на актерский факультет института к тому времени уже закончились, однако в связи с войной имелась сильная нехватка студентов мужского пола. Когда, опираясь на палочку, Анатолий Дмитриевич пришел в ГИТИС, Михаил Михайлович, скептически оглядев молодого абитуриента, спросил: «Что с твоей ногой будем делать-то? Сможешь самостоятельно ходить?». Папанов уверенно ответил: «Смогу». Сомнений в честности ответа у Тарханова не возникло, и юноша был принят на актерский факультет, которым руководили артисты МХАТа Василий и Мария Орловы. С первого же дня занятий, кроме общих для всех дисциплин, Анатолий Дмитриевич, преодолевая боль, до изнеможения занимался танцами и гимнастикой. Улучшение наступило далеко не сразу, и только в конце четвертого курса юноша, наконец, выбросил опостылевшую ему трость. К слову, имелась у начинающего артиста и другая проблема — произношение. Преподаватель техники речи неоднократно говорил ему «Папанов, когда же ты отделаешься от этого жуткого шипящего?!». Однако у молодого человека был неправильный прикус, и четыре года занятий так и не смогли исправить его выговор.

В годы учебы на актерском факультете Папанов встретился со своей будущей супругой — Надеждой Каратаевой.

Сама она рассказывала:

«Мы оба москвичи, жили недалеко, даже некоторое время учились в одной школе… В 1941 году я поступила на актерский факультет, однако началась война, и учеба была приостановлена. Преподаватели эвакуировались, а я приняла решение идти на фронт. Окончив курсы медсестер, устроилась в санитарный поезд. Два года работала там. В 1943 поезд был расформирован, а я вернулась в ГИТИС. Здесь впервые и увидела Анатолия. Запомнились нашивки ранений, линялая гимнастерка, палочка. Вначале у нас были просто приятельские отношения — рядом жили и вместе на трамвае ездили домой. Наш роман начался, когда мы во время студенческих каникул отправились от райкома комсомола обслуживать воинские части в Куйбышев. После возвращения в Москву я маме сказала: «Наверное, замуж выйду»… После того как я познакомила его с мамой, она сказала: «Хороший парень, вот только не очень красивый». Я ответил: «Но он такой интересный, такой талантливый!». И мама: «Все-все, не возражаю». Поженились Анатолий и Надежда сразу после Победы 20 мая 1945. Любопытно, что во время свадьбы в доме неожиданно погас свет, и конец торжества проходил при свечах. Некоторые гости увидели в этом недобрый знак, но жизнь показала ошибочность приметы — супруги прожили вместе без малого 43 года. Впоследствии Папанов часто повторял: «Я однолюб — одна женщина и один театр».

На госэкзамене в ноябре 1946 Анатолий Дмитриевич играл молодого Константина в «Детях Ванюшина» Найдёнова и глубокого старца в комедии «Дон Хиль» Тирсо де Молины. В зале присутствовало множество зрителей, в первом ряду сидели члены государственной комиссии, признанные мастера советского театра. Выпускной экзамен Папанов сдал на «отлично». Сразу по окончании Театрального института Папанов был приглашен в три знаменитых столичных театра — МХАТ, Театр им. Вахтангова и Малый, но помотавшись с женой по Прибалтике. Однако от предложений молодой актер был вынужден отказаться. Дело заключалось в том, что его супруга получила распределение в литовский город Клайпеда, и он решил отправиться с ней. По приезду на место им выделили старый разрушенный особняк, восстанавливать который Папанову пришлось собственными силами.

В начале октября 1947 Русский драмтеатр в Клайпеде открыл для зрителей свои двери. 7 ноября на его сцене прошла премьера «Молодой гвардии», в которой Анатолий Дмитриевич сыграл роль Тюленина. Спустя пару дней газета «Советская Клайпеда» опубликовала первую в жизни Папанова рецензию на его выступление: «Особенно удачна роль Сергея Тюленина в исполнении молодого актера Анатолия Папанова. Его отличают инициатива и неиссякаемая энергия, порывистость и страстность, непосредственность в выражении чувств. С первых же минут зритель горячо симпатизирует актеру». Кроме этой постановки в клайпедском драмтеатре Папанов появился в спектаклях «Машенька», «Собака на сене» и «За тех, кто в море».

Между тем судьбе было угодно, чтобы Анатолий Дмитриевич вернулся в столицу России. Летом 1948 он с супругой приехал в Москву навестить родителей. В один из вечеров, прогуливаясь по Тверскому бульвару, актер встретился с молодым режиссером Андреем Гончаровым, которого хорошо знал еще со времен учебы в ГИТИСе. Ныне же Андрей Александрович работал в Театре сатиры. Они проговорили более часа, после чего Гончаров сделал неожиданное предложение: «Переходи с женой ко мне». И Папановы согласились. Первые годы работы в Московском Театре сатиры супруги проживали в общежитии, где им выделили комнатушку в девять квадратных метров. К слову, их соседями были знаменитые советские актеры Вера и Владимир Ушаковы, а также Татьяна Пельтцер с отцом.

И в конце концов Папанов остановил свой выбор на Московском театре Сатиры, где и оставался до самой смерти, подобно истому однолюбу.

В театр Анатолий Дмитриевич был принят, однако главных ролей давать ему никто не спешил. Роптать на судьбу бывший фронтовик не любил, и свою безвестность сносил довольно стоически. Так прошло несколько лет. Надежда Каратаева стала ведущей актрисой театра, а Папанов по-прежнему выходил на сцену в эпизодических ролях, называемых иначе «Кушать подано».

Невостребованность привела к отчаянию, неверию в себя и тоске.

Перелом в судьбе Анатолия Дмитриевича наступил в середине пятидесятых. В это время (1954) у него родилась дочь Лена, и в эти же дни актер получил первую настоящую работу — роль в постановке «Поцелуй феи».

Надежда Юрьевна вспоминала:

«До рождения дочки муж играл очень мало, в основном небольшие роли. И именно, когда я лежала в роддоме, Анатолию улыбнулась удача. Все вышло случайно — один наш актер заболел, и Папанов был срочно введен в спектакль. А после — в него поверили. Я хорошо помню, как муж часто повторял: «Это счастье мне Леночка принесла».

При всей своей скромности и задушевности, Анатолий Папанов обладал волевым характером. Так, после смерти матери в 1948-м он дал себе зарок не пить и продержался до самой смерти.

Надежда Каратаева рассказывала:

«У мужа за внешней мягкостью скрывалась громадная сила воли. Как-то раз он сказал мне: «Все, я не пью больше». И как отрезал. Фуршеты, банкеты — он ставил себе только боржоми».

Стоит сказать, что и курить Анатолий Дмитриевич бросил подобным волевым способом.

Как у большинства молодых актеров, у Анатолия Дмитриевича на первых порах не было значительных и ярких ролей в кинематографе и актерская судьба Папанова складывалась не менее трудно, чем в театре. Свою первую крошечную роль адъютанта он сыграл в 1951 в фильме Александрова «Композитор Глинка». После этого Анатолий Дмитриевич четыре года не был востребован, пока в 1955 молодой Эльдар Рязанов не позвал его пройти пробы на роль директора Огурцова в киноленте «Карнавальная ночь». Но сыграть в этом фильме Папанову так и не привелось — пробы были неудачны, и роль Огурцова исполнил Игорь Ильинский.

Рязанов вспоминал:

«В тот момент мне Анатолий Дмитриевич не понравился — он играл слишком «театрально», в манере уместной в ярко-гротескном спектакле, но противоречащей самой природе кино, где чуть видимое движение брови уже выразительная мизансцена… Первая наша встреча прошла для меня бесследно, а для Папанова обернулась новой душевной травмой».

Потерпев провал на кинематографическом фронте, Анатолий Дмитриевич познал радость успеха на театральной сцене.

В конце пятидесятых в репертуаре Театра сатиры появился «Дамоклов меч» Хикмета, в котором Папанову досталась главная роль Боксера. Когда актеры театра узнали об этом назначении, то многие были удивлены. Им казалось, что Папанов не справиться с ролью. После ряда громких выступлений в своих способностях начал сомневаться и сам Анатолий Дмитриевич. Однако режиссер был непреклонен и спектакль с участием Папанова все же состоялся. В момент работы над ролью актер брал уроки у известного боксера Юрия Егорова.

Он рассказывал:

«Я тренировался на лапе и с грушей, отрабатывал удары и прыгал со скакалкой, занимался общей подготовкой. У нас и тренировочные бои были».

Постановка имела огромный успех, и спустя короткое время его опять заметил Эльдар Рязанов и в 1960 году снова пригласил Папанова сняться в фильме «Человек ниоткуда», где актер сыграл одновременно две роли, а дальше пошло, как по накатанной. К слову, в этот раз режиссеру пришлось приложить немало стараний, дабы убедить актера вернуться в кинематограф. Папанов, полностью уверившийся к тому времени в своей не «киногеничности», наотрез отказывался сниматься. Партнером Анатолия Дмитриевича по фильму стал другой прекрасный советский актер — Юрий Яковлев. Он рассказывал о съемках: «На пробах я увидел мужчину, который боялся, стеснялся, переживал неуверенность в способности осилить труднейшую актерскую трансформацию в кино. Я невольно подумал, как мне будет с ним тяжело — партнерство для меня является основой творческого бытия на съемочной площадке. Однако после третьей пробы мне показалось, что альянс с Папановым вполне может состояться. Толя раскрепостился, стал веселым, много, сочно шутил. Я радовался, что все опасения мои остались позади. Наше партнерство впоследствии переросло во взаимные товарищеские симпатии…».

К сожалению, кинолента «Человек ниоткуда» так и не вышла на широкий экран — премьера ее состоялась лишь двадцать восемь лет спустя, когда Анатолия Дмитриевича уже не было в живых.

Между тем этот фильм стал не последним в совместной работе Папанова и Рязанова. В 1961 вышла десятиминутная короткометражка «Как создавался Робинзон», в которой актер сыграл Редактора. В это же время Папанов снялся в ленте Митты и Салтыкова «Бей, барабан» и в картине Лукашевич «Ход конем». В 1962 на него обратили внимание уже три режиссера — Ташков с Одесской киностудии, Михаил Ершов и Владимир Венгеров — с «Ленфильма». Актер дал согласие всем троим, и в 1963-1964 годах в прокат вышли три фильма с его участием («Порожний рейс», «Приходите завтра» и «Родная кровь»), имевшие у зрителей разный успех. Несмотря на то, что критики отмечали прекрасную игру Папанова, попасть в первую когорту советских кинозвезд он в то время так и не смог.

 

В начале становления творческой карьеры бывшего фронтовика Анатолия Папанова кинематограф почти не замечал его. Настоящий успех ждал Папанова в 1964 году и его заметили после того, как он сыграл генерала Серпилина в «Живых и мертвых». После грандиозного успеха фильма спрос на актера Папанова возрос неимоверно. Артист с неподражаемым чувством юмора был отмечен и востребован в кинематографических кругах.

В начале шестидесятых годов Константин Симонов увидел Анатолия Дмитриевича в спектакле «Дамоклов меч». Игра Папанова настолько потрясла его, что известный писатель убедил кинорежиссера Столпера, решившего в 1963 экранизировать книгу «Живые и мертвые», взять актера на роль генерала Серпилина. Сначала Александр Борисович колебался, поскольку Папанов был известен как исполнитель отрицательных и комедийных ролей. В своих способностях исполнить роль положительного, героического героя Анатолий Дмитриевич и сам долго сомневался, несмотря на то, что тема войны, ему как фронтовику, была очень близка.

В свою очередь, автор этого романа Константин Симонов, заметил актера в театре. Несмотря на свою разноплановость, Папанов считался недооцененным артистом. Удивившись, что его в кои-то веки позвали на героическую роль, он внимательно перечитал книгу «Живые и мертвые», а потом с горькой иронией процитировал супруге симоновскую характеристику: «У Серпилина было доброе лошадиное лицо».

При этом актер, безусловно, знал себе цену и, при случае, умел за себя постоять. Вдова Папанова вспоминает в интервью изданию «Факты и комментарии»:

«Валентин Плучек однажды поехал в отпуск в Англию к своему двоюродному брату Питеру Бруку, тоже известному режиссеру. Вернувшись, рассказывал труппе о впечатлениях от поездки. И вдруг говорит: «Как я завидую Питеру. Он может любого актера пригласить! А я вот все время должен только с вами работать». А Толя сидит и громко говорит: «Ну, мы бы тоже хотели с разными режиссерами посотрудничать. А работаем только с двоюродным братом Питера Брука». Все замерли. А Плучек говорит: «Да, ты, конечно, Папанов, молодец. Умеешь сказать». Уважал его. Толя очень остроумным человеком был».

Когда лента вышла на широкий экран, Анатолий Дмитриевич обрел всесоюзную славу. В прокате 1964 «Живые и мертвые» заняли первое место, его просмотрели более сорока миллионов человек. В этом же году фильм получил призы на фестивалях в Акапулько и Карловых Варах, а в 1966 удостоился Госпремии РСФСР.

А после подобного успеха спрос на актера вырос невероятно.

В шестидесятые годы кинематографическая карьера Анатолия Папанова была наполнена ролями самого разного плана и Анатолий Дмитриевич снимается в самых разных жанрах и ролях, снимается много, создавая острохарактерные, сатирически трактованные образы.

Надежда Каратаева рассказывала:

«Ему звонили по нескольку раз в день, убеждали, а мы все в общежитии стояли и слушали, как он отпирается играть Серпилина: «Какой из меня генерал? Что вы, не могу я…».

В частности, только в 1964 на «Ленфильме» в производство запустили десять фильмов, и в восемь пригласили Папанова.

Он, к слову, принял все предложения и, пройдя пробы, оказался утвержден на все восемь кинокартин, что является в советском кинематографе довольно редким случаем. Правда, позднее он в вежливой форме дал всем отказ — слишком сильно был занят в театре. Однако от предложений с «Мосфильма», поступивших в это же время, Анатолий Дмитриевич не отказался.

Вот лишь несколько известных фильмов:

Одна за другой прошли те самые «Бриллиантовая рука» и «Берегись автомобиля». И вроде бы, не главные роли выпали Папанову, но не заметить их или выставить на второй план было невозможно. Даже отпетые негодяи, жулики и пройдохи в его исполнении вызывали не гнев праведный, а гомерический хохот. Среди его работ также – роли в психологической драме «Наш дом», киноповести об ученых «Иду на грозу», лирических комедиях: «Приходите завтра», «Дети Дон-Кихота», «Порожний рейс», сатирической комедии «Дайте жалобную книгу», «Адъютант его превосходительства», «Служили два товарища», «Возмездие».

Съемки картин «Наш дом» и «Дети Дон-Кихота» проходили в Москве, и Папанова это полностью устраивало. Обе ленты, в которых он сыграл главные роли, вышли на экран в 1965 и имели успешную прокатную судьбу.

Между тем в этом же году о Папанове в очередной раз вспомнил Эльдар Рязанов, предложив ему роль в фильме «Берегись автомобиля!».

В 1966 году на экраны страны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где Папанов в яркой комедийной манере изобразил Сокол-Кружкина, тестя Димы Семицветова (Андрей Миронов). Роль была небольшой, но запомнилась наряду с главными, а четко, но как бы невзначай брошенные фразы героя Папанова стали визитной карточкой фильма и самого Папанова. Эта роль принесла актеру не только сумасшедшую славу, но и «приклеила» ему амплуа комика.

А ведь когда стартовали съемки фильма, многие участники съемочного процесса внезапно выступили против Анатолия Дмитриевича. О причине этого сам Эльдар Александрович рассказывал: «В ленте подобрались актеры с несколько иной природой юмора, нежели у Папанова — Смоктуновский, Миронов, Евстигнеев, Ефремов. Анатолий Дмитриевич своего героя играл в близком ему и, как будто, вполне уместном стиле гротеска. Однако на какой-то стадии работы многие заговорили, что актер из общего ансамбля выпадает, рушит стилистику и целостность картины. На эту тему было собрано совещание. К счастью, сам Папанов о злых наших умыслах не подозревал. Даже я на какое-то мгновение дрогнул, однако удержался меня от поспешных решений. До сих пор хвалю за это себя, так как очень скоро выяснилось, что Анатолий Дмитриевич создал в фильме одну из своих лучших ролей, а его заразительная фраза «Свободу Юрию Деточкину», приняв обобщенный смысл, ушла с экрана на улицы».

 В 1968 году Леонид Гайдай снимает культовую комедию «Бриллиантовая рука», имевшая оглушительный успех и разлетевшаяся на цитаты.

Папанов играет в ней авантюриста и бандита Лелика. Характерный говор этого героя – все реплики произносятся с мягким фрикативным «Г» и со звуком «У» вместо «В» был личной находкой Папанова. Интересно, что на роль главного бандита-контрабандиста Лёлика пробовались также Михаил Пуговкин и Леонид Становский. Худсовет выбрал Папанова. В этом фильме Анатолий Дмитриевич снова сыграл с коллегой по театру Андреем Мироновым. К слову, Андрей Александрович относился к Папанову с огромным почтением и обращался к нему исключительно по имени-отчеству. Тем не менее, близкими друзьями эти великие актеры так и не стали — сказывался замкнутый характер Папанова.

«Идиот! Тьфу…» – мало кто знает, что этой коронной фразы Лелика не было в сценарии фильма «Бриллиантовая рука».

Возмущение Папанова было адресовано не его партнеру по эпизоду Андрею Миронову, а раздолбаю-оператору, у которого в очередной раз что-то там заело, и актеру снова пришлось лезть в довольно холодное море.

Всего Анатолий Дмитриевич участвовал в создании более семидесяти кинолент, включая озвучивание мультфильмов.

Талант актера использовали не только в кино и театре, но и в мультипликации.

Здесь, как нельзя кстати, пришелся неповторимый говорок Анатолия Папанова.

Еще одной гранью таланта Анатолия Дмитриевича явилось озвучивание мультильмов, достаточно вспомнить только водяного в «Летучем корабле».

На счету актера большое количество озвученных персонажей (Тигр Шерхан из м/ф «Маугли» – 1967год, Землекоп из м/ф «В стране невыученных уроков» – 1969 год, Водяной из м/ф «Летучий корабль» – 1979).

Однако самый известный и всенародно любимый – Волк из серии мультфильмов легендарного «Ну, погоди!», который стал его визитной карточкой.

Озвучив Волка в 1967 году, Папанов стал кумиром миллионов и миллионов детишек по всему свету. В гонках на выживание зрительские симпатии целиком и полностью находились на стороне серого хулигана, которого постоянно мучал правильный Зайчик. Анатолию Дмитриевичу удалось даже покорить строгое начальство — Волку в мультфильме прощали все: драки, папиросы, даже «ненормативное» рычанье. Любопытно, что слава эта спустя годы стала такой огромной, что начала приводить к негативным последствиям. Надежда Юрьевна вспоминала: «Толя немножко обижался, когда его узнавали лишь как исполнителя Волка. Мне он говорил: «Словно кроме «Ну, погоди!», я ничего больше не сделал». А однажды при мне был такой случай — мы шли по улице, и одна женщина, увидев его, сказала своему ребенку: «Смотри-смотри, Волк идет». Это, конечно, ему очень не нравилось».

По поводу озвученного Волка из «Ну, Погоди!» Папанов всё время повторял, что этот зверь «перегрыз его актерскую биографию».

Достаточно активно в шестидесятые годы Анатолий Дмитриевич работал и в Театре сатиры.

Он сыграл в спектаклях:

  • «Двенадцать стульев»,
  • «Яблоко раздора»,
  • «Интервенция»,
  • «Доходное место»,
  • «Последний парад».

В 1966 Папанов исполнил главную роль в постановке «Теркин на том свете», однако спектакль в репертуаре театра продержался всего пару недель, а затем по цензурным соображениям был снят. Для актеров, и для Анатолия Дмитриевича в особенности, это стало сильным ударом. Между тем в семидесятые годы его актерская слава достигла пика. На всей территории нашей великой страны не было человека, не знавшего Папанова. Появление его в любом эпизоде равнялось целой роли, и одним крупным планом гениальный актер умудрялся сыграть всю биографию героя. Сам же Анатолий Дмитриевич оставался в быту необыкновенно скромным и непритязательным человеком, что неоднократно отмечали многие работавшие с ним режиссеры. Супруга Папанова вспоминала: ««Он же из простой семьи, средне учился и вообще был этаким дворовым хулиганом. А когда до него дошло, как важны знания, началась война, и Анатолий ушел на фронт. Потому, как только появилась возможность, он взялся за самообразование — много читал, не находил зазорным наблюдать за кулисами за игрой своих коллег… Анатолий не умел лгать и, будучи человеком верующим, старался жить по Христовым заповедям. Не было у него и звездной болезни. Случалось, мы с театром выезжали куда-нибудь. Все всегда старались в автобусе сесть на первые места, где поменьше трясло. Он, чтобы никого не беспокоить, садился сзади. Ему говорили: «Анатолий Дмитриевич, вперед идите». А он: «Ничего страшного, мне и тут хорошо… Чего он не терпел, так это наглости и панибратства. Многие актеры после спектаклей на гастролях старались затащить его в ресторан. Папанов мягко, но непоколебимо отказывался, уединяясь в номере с кипятильником и книжкой или тайком уходя в народ, в поисках своих будущих героев». Известный артист Анатолий Гузенко рассказывал: «Были мы в Тбилиси на гастролях. Начало октября, ярко светит солнце. Теплынь, хачапури, вино, шашлыки… Как то прогуливаюсь по проспекту среди красиво одетых людей, и вдруг мне навстречу идет… шпион. Плащ-болонье, берет, надвинутый на самый лоб, темные очки. Когда шпион приблизился, я узнал в нем Папанова».

К слову, Анатолий Дмитриевич всю жизнь уделял своим нарядам мало внимания. Хорошо известна история о том, как однажды, находясь в Германии, он прибыл на прием к советскому послу в ветровке и джинсах. С ним вместе был Владимир Андреев — худрук театра им. Ермоловой, — одетый в черный костюм и ослепительную рубашку. Позже он признавался, что вид Папанова его испугал. Но посол улыбнулся Анатолию Дмитриевичу как родному: «Ну, наконец-то хотя бы один человек нормально одет!».

В семидесятые годы на экраны вышло еще пятнадцать фильмов с участием Папанова:

  • «Инкогнито из Петербурга»,
  • «Белорусский вокзал»,
  • «Страх высоты»,
  • «Двенадцать стульев»
  • и другие.

А в 1973 ему присвоили звание народного артиста СССР. Любопытно, что, несмотря на все полученные награды, у актера имелся в анкете один весьма существенный по тем годам пробел — Папанов не являлся членом партии, на что его начальство неоднократно обращало внимание. Однако артист неизменно уклонялся от вступления в КПСС, даже зная, что этим подводит свою жену, которая являлась членом партийного бюро театра.

Надежда Юрьевна вспоминала:

«Муж был беспартийным, а я — с 1952 членом партии. В райкоме мне сказали, что, если уговорю Анатолия в партию вступить, то мне дадут звание заслуженной артистки. Но Толя так и не дал согласие. Он всегда был очень принципиальным, даже награды получал лишь за творческие заслуги. А звание мне присвоили спустя много лет».

Актер был замечательным семьянином.

В конце августа 1979 скончался Константин Симонов. На похоронах Анатолий Дмитриевич произнес:

«Он был моей судьбой. Он сказал Столперу: «Вот этот актер Серпилин! И только он!». И вся моя планета завертелась по-другому… А теперь отрезан кусок жизни… гигантский кусок… После подобной утраты, чувствую, что стану другим. Еще не знаю как, но переменюсь сильно…».

В конце 1982, когда Папанову исполнилось шестьдесят лет, он приобрел автомобиль «Волгу». Интересно, что Анатолий Дмитриевич пользовался машиной только в поездках на дачу. В театр же актер ходил пешком, объясняя тем, что ему требуется время, дабы настроиться на спектакль: «Вообще это приятно — выйти на улицу, встретить хороших людей, поразмыслить, помечтать». Однако была и другая причина, по которой Папанов не приезжал на работу на машине.

Он говорил:

«Неудобно разъезжать на автомобиле, когда молодые артистки в штопаных колготках ходят».

В восьмидесятые годы помимо работы в кино и театре Анатолий Дмитриевич активно занимался общественной деятельностью.

Он являлся членом Общества защиты природы, вместе с писателем Владимиром Солоухиным стоял во главе Всесоюзного общества по баням. Работа данной организации заключалась в наблюдении за поддержанием в банях необходимого порядка и улучшением обслуживания посетителей.

За период с 1980 по 1987 годы Папанов снялся в трех фильмах:

  • «Время желаний»,
  • «Отцы и деды»,
  • «Холодное лето пятьдесят третьего».

За это же время в Театре сатиры он получил четыре новые роли, однако удовлетворения от этих работ, по его собственным словам, не испытал. Товарищи настойчиво предлагали ему перейти в другой театр, однако Папанов, грустно пожимая плечами, говорил им:

«Мне здесь дали звание, мне здесь дали ордена. Какой же я буду сволочью, если брошу театр».

Режиссер Владимир Андреев вспоминал:

«Мне было известно, что Анатолия Дмитриевича что-то не устраивает в Театре сатиры. Я работал в Малом, и решил побеседовать с ним о возможности перехода. Без обиняков спросил: «Не пора ли, такому мастеру, появиться на старейшей русской сцене? Здесь и «Ревизор», и «Горе от ума», — весь твой репертуар…».

Он тихо и серьезно ответил:

«Володя, поздно мне».

Я ему:

«Никогда не поздно! Переходи всей семьей: с Надей и Леной». Он не пошел, не мог предать своего театра. Случалось его и поругивал, и обижался. Но не мог предать».

В 1983 Анатолий Дмитриевич решил попробовать себя на преподавательском поприще — в ГИТИСе ему вверили руководство монгольской студией. Надежда Юрьевна отговаривала его от работы, однако Папанов, как всегда, сделал по-своему.

Со слов того же Андреева:

«Ругать Анатолий умел лишь равного, а со студентами стеснялся даже вести дисциплинарные беседы. Монголы между тем позволяли себе в общежитии похулиганить и даже подраться. Декан просил актера употребить власть худрука курса, однако Папанов смущенно отвечал: «Я как-то не умею…». На своих учеников он воздействовал какими-то другими средствами, без «втыков».

В 1984 на итальянский кинофестиваль был отправлен фильм режиссёра Егорова «Отцы и деды». Выехал в городок Авеллино и Анатолий Дмитриевич, получивший там приз за лучшую мужскую роль. Награда называлась «Золотое плато» и с ней связана весьма занимательная история. Когда артист вернулся на родину, популярная в те годы «Литературная газета» рассказала об этой награде в шутейном стиле. В частности, сообщалось, что при досмотре багажа в «Шереметьево» был задержан пассажир рейса Рим-Москва — известный артист Папанов. В тайнике его чемодана между кипятильником и майками было обнаружено изделие из драгоценного металла. Контрабанду конфисковали, а сам артист находится под следствием. После выхода номера на редакцию газеты обрушился град звонков, телеграмм и писем. Тысячи людей сообщали: «Анатолий Дмитриевич не виноват! Он наш любимый артист и человек честный! Не сажайте Папанова!». После ряда звонков от встревоженных поклонников артиста в КГБ и даже в ЦК КПСС «Литгазету» заставили опубликовать опровержение. В статье «О чувстве юмора и таможне» редакция газеты заявляла, что «была уверена, что за долгие годы воспитала у читателей некоторое чувство юмора, однако произошедшая история эту уверенность развенчала». Однако дело было вовсе не в отсутствии чувства юмора, а в огромной, безграничной любви русских людей к поразительному человеку и великому артисту — Анатолию Папанову.

Последняя роль.

Кинолента «Холодное лето 53-го» стала последней в жизни великого актера.

В последний год жизни Анатолий Дмитриевич был необыкновенно активен.

Он наконец-то убедил главного режиссера дать ему шанс самому поставить спектакль. В качестве материала для работы Папанов остановил свой выбор на пьесе Горького «Последние».

Надежда Каратаева рассказывала:

«Работавшие с ним актеры говорили — такого режиссера мы еще не знали, он относился к нам по-отцовски… Спектакль по сценарию заканчивался гибелью одного из героев. Толя, решивший, что в этот трагический миг должно звучать церковное песнопение, очень переживал, что спектакль запретят. Однако цензура пропустила сцену».

В 1986-1987 Папанов принял предложение режиссера Александра Прошкина сняться в киноленте «Холодное лето пятьдесят третьего» в роли Копалыча.

Друзья отговаривали актера от съемок, считая, что он и так слишком загружен в ГИТИСе и в театре, но Анатолий Дмитриевич ответил:

«Эта тема волнует меня — я многое в ней могу рассказать».

Съемки начались в Карелии, в глухой деревне.

Александр Прошкин рассказывал:

«Неделю мы трудились нормально, и жители по мере сил нам помогали. Неожиданностей никаких не предвиделось, так как деревня с трех сторон была изолирована водой. И вот — первый съемочный день Папанова. Начинаем снимать, и… я ничего не понимаю — повсюду посторонние лодки. Много лодок, и все движутся к нам. Подплывают, причаливают, и я вижу — в каждом суденышке дед или бабка и по два-три ребенка, в руках у которых тетрадка или книжка. Оказывается, все приехали встретиться с «Дедушкой Волком». Я сдался и остановил съемки. Киношная администрация в присущей ей суровой манере попыталась применить «прессинг», однако в дело вмешался Анатолий Дмитриевич: «Что же вы делаете! Давайте соберем всех вместе». Детей рассадили, и Папанов каждому что-нибудь написал и каждому что-то сказал. Я наблюдал за этой сценой, забыв о цене сорванного съемочного дня. По лицам детишек было видно, что на всю жизнь они запомнят эту встречу…».

3 августа 1987 года — последний кадр в жизни актёра на съёмках фильма “Холодное лето 53-го” в Карелии.

Вечером того же дня, в августе 1987 года, в съемочном перерыве, Анатолий Дмитриевич уехал в Москву.

В начале августа 1987-го после съемок в фильме «Холодное лето 53-го» Папанов должен был присоединиться к труппе своего театра в Риге, но по пути заскочил в Москву, дабы проверить, дали ли общежитие поступившим студентам с его курса.

В этот же день, Анатолий Дмитриевич, вернувшись домой, в свою московскую квартиру, где как нарочно отключили горячую воду, влез под струю ледяного душа, и сердце его не выдержав резкого перепада температуры, остановилось…

Папанов скончался в своей московской квартире от остановки сердца, принимая холодный душ.

Надежда Каратаева вспоминала:

«Я находилась с театром на гастролях в Риге… Зайдя домой, Анатолий решил принять душ, но в доме не было горячей воды. Тогда он, уставший и разгоряченный, залез под холодную струю… Когда Анатолий в условленный день не приехал в Ригу, я забеспокоилась и позвонила дочери. Зять через соседскую лоджию попал в нашу квартиру, и обнаружил его в ванной… Диагноз врачей — острая сердечная недостаточность».

Известный советский актер театра и кино Анатолий Папанов был всегда крепок здоровьем и никогда не жаловался на плохое самочувствие. Но 5 августа 1987 года врачи обнаружили актера мертвым в его собственной ванной, констатировав остановку сердца. В квартире горел свет, ледяная вода залила коридор: эксперты установили, что Папанов погиб почти сразу же, как встал под холодный душ….

Близкие друзья актера вскоре после его смерти рассказали, что ровно за неделю до своей кончины Папанов внезапно начал жаловаться на странную чертовщину, творящуюся в его квартире. Актер утверждал, что среди ночи он стал просыпаться оттого, что его душили чьи-то невидимые руки. Папанов отбивался от невидимого врага, но когда включал свет — в комнате было пусто. При этом актер, смотрясь в зеркало, стал замечать следы чьих-то рук на своей шее, которые проходили только через несколько часов.

В конечном итоге Папанов обратился к местной знахарке, которая посоветовала ему провести дома некий ритуальный обряд. Актер не воспринял всерьез совет старухи, приняв его за нелепость. Ровно через шесть дней Анатолия Папанова не стало.

У актеров есть поверье, что если человек сыграет свою гибель, то его вскоре постигнет та же участь в реальной жизни. Примечательно, что незадолго до своей смерти Папанова «убили» на съемках фильма «Холодное лето пятьдесят третьего»….

Похоронен всенародно любимый актер на Новодевичьем кладбище Москвы.

Папанова похоронили, как изгоя.

Приехавшие санитары вынесли его тело не на носилках, а на простынях и похитили из дома 9 000 рублей – весь гонорар за съемки в «Холодном лете». На папановской сберкнижке оставалось еще 50 000, но часть вклада заморозили, а остальные деньги пошли на надгробный памятник на Наводевичьем кладбище. Из труппы Плученка на похороны актера не смог приехать практически никто…

Но на похороны замечательного актера всё же пришли тысячи людей. Валерий Золотухин рассказывал: «Я, спеша на последнее свидание с Папановым, взял у Белорусского вокзала такси. Когда водитель услышал, куда я еду, то открыл двери и сообщил коллегам о смерти Анатолия Дмитриевича. Они тут же метнулись к цветочному базару, накупили гвоздик, вручили мне: «Поклонись ему и от нас…».

Спустя несколько дней на рижской сцене ушел из жизни другой выдающийся советский актер — Андрей Миронов.

Вдове Надежде Каратаевой приходится нелегко.

Когда она однажды возвращалась из Киева после съемок в сериале «Родные люди», ее ограбил нечистый на руку попутчик. А совсем недавно доверчивая женщина вновь стала жертвой мошенниц, которые проникли в ее квартиру под видом врачей, менявших медицинский полис, и незаметно вынесли ценные вещи.

Юбилей Папанова исключительно широко отмечается на Смоленщине.

Эта дата всегда с размахом празднуется в Вязьме – на малой родине Папанова, где ему установлен памятник. Тридцать первого октября там завершится межрегиональный театральный фестиваль, который проводится с 2014 года.

За свою недолгую (64 года) жизнь в биографии Анатолия Папанова больше полусотни театральных постановок, около 70 кинокартин, во многих это были главные роли, его голосом говорят 75 мультперсонажей. Его голосом говорит Волк из «Ну, погоди!». Анатолий Дмитриевич с 1948 года и до самого дня своей смерти остался верен Московскому академическому театру Сатиры, чем и запомнился людям.

Многим он запомнился фильмами «Белорусский вокзал» и своей последней работой в драме «Холодное лето 53-го», которая и стала, к сожалению, финишной чертой его карьеры и жизни, а фраза героя фильма ссыльного доходяги Копалыча: «…так хочется пожить по-человечески и поработать» странным образом повторила отношение к жизни самого актера, который всегда был очень активным, работоспособным и жизнерадостным.

Анатолий Папанов: «Человековедение – это так интересно!»

К профессии он относился более чем трепетно, считая, что у каждого истинного актера должна быть своя «записная книжка», в которую нужно собирать все подмеченное, чтобы потом черпать вдохновение и образы. Он говорил: «Человековедение – это так интересно!», а искусство для него в первую очередь было открытием. А многие цитаты из фильмов с участием Анатолия Папанова давно стали афоризмами, которые знает не одно поколение людей.

 В Юбилей знаменитого уроженца Смоленщины публикуем подборку лучших его цитат, вспоминаем самые яркие его высказывания о войне, на которой ему довелось побывать, о сыгранных ролях, о личном и самые известные киноцитаты великого актера советской эпохи.

О войне

«Я видел, как люди возвращались из боя совершенно неузнаваемыми. Видел, как седели за одну ночь. Раньше я думал, что это просто литературный прием, оказалось – нет. Это прием войны…»

«Говорят, человек ко всему привыкает. Я не уверен в этом. Привыкнуть к ежедневным потерям я так и не смог. И время не смягчает все это в памяти…»

«В Юбилей Великого и замечательного актёра, которого уже нет с нами, мы решили вспомнить самые известные фразы киногероев в исполнении великого актера советской эпохи Анатолия Папанова. Многие цитаты из фильмов с участием Анатолия Папанова давно стали афоризмами, которые знает не одно поколение людей».

Об искусстве

«Я не верю в большого человека с маленькой эрудицией. Мне кажется, талант приносит плоды только в совокупности с опытом, культурой, постоянным расширением знаний…»

«В искусстве – как в спорте: когда спринтер бежит с сильным противником, даже если он идет вторым, то показывает лучший свой результат, или в шахматах – сильный противник ставит сложные задачи, мобилизующие мозг».

О ремесле

«Мне кажется, чтобы стать хорошим драматическим актером, надо голодать, холодать, побывать под пулями – в общем, хлебнуть горя. А потом вложить частичку всего пережитого в человека, которого играешь».

«Я думаю о «записной книжке» художника… Она должна быть у каждого актера. «Записная книжка», в которую мы должны записывать жизнь. И неважно, в памяти ли мы храним все факты, события, встречи или же заполняем записями чистые листки блокнота. Нельзя быть актером, нельзя быть художником без любопытства к жизни».

О сыгранных ролях

«Мне не слишком интересно воплощать на сцене и экране персонажей, для изображения которых требуется какая-то одна краска. Я всегда старался этого избегать».

«Артист не должен быть прочитанной книгой для зрителя – ни его творческая лаборатория, ни его личная жизнь не должны маячить на семи ветрах».

О личности

«Можно быть интеллектуально развитым, можно быть кем угодно, но если человек бессовестный, то уже для меня… будь он семи пядей во лбу… для меня этот человек не существует, я его не уважаю».

«Интеллигентность – металл очень дорогостоящий. Она воспитывается с детства. Труд это колоссальный, но и благодарный».

О семье

«Когда близкие верят в тебя, вслед за ними ты сам становишься способен сделать многое».

«Журналисты, да и некоторые зрители, часто спрашивают: «А что в вашей жизни было самое-самое?» Я отвечаю: «Мама». Но так как вопрос этот обычно задается в череде других вопросов, — к примеру, между: «Каковы ваши дальнейшие творческие планы?» и «Ждать ли продолжения серии „Ну, погоди“?» – то и мое ответное слово скромно теряется в ворохе других… К сожалению. Потому что хоть и простое это слово, всем известное, но у всякого человека так много за ним стоит…»

Из кинофильма «12 стульев»:

* «Я полагаю, что торг здесь не уместен!»
* «Господа! Неужели, вы будете нас бить? – Еще как!»
* «Держите его! Он украл нашу колбасу!»
* «Поедемте в нумера»
* «Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи биттэ этвас копеек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депату Государственной думы»

Из фильма «Берегись автомобиля»:

* «Тебя посодют, а ты не воруй!»
* «Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками! А у тебя ничего нет! Ты — голодранец! Ты вообще живёшь на свете по доверенности!»
* «Твой дом — тюрма!»
* «Свободу Юрию Деточкину!»

Из фильма «Бриллиантовая рука»:

* За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники!
* «Лёлик, но это же не эстэтично… — Зато дёшево, надёжно и практично!»
* «Будет тебе там и ванна, будет и кофа, будет и какава с чаем. Поехали!»
* «Шоб ты сдох! Шоб я видел тебя у гробу у белых тапках! Шоб ты жил на одну зарплату!»
* «Как говорит наш дорогой шеф, если человек идиот, то это надолго!»
* «Усё будет у порядке!»
* «Достатошно одной таблэтки»
* «Кто заказывал такси на Дуброуку?»
* «Опись, про́токол, сдал, приня́л! Отпечатки пальцеу!»
* «Лэйтенант, старшой я! Ага!»
* «У нас есть точка на трассе, там и сымем гипс… Быстренько сымем гипс, выпотрошим его, и полный порядок!»
* «Как говорит наш дорогой шеф, Михал Иваныч, куй железо, не отходя от кассы!»
* «Как говорит наш дорогой шеф, нет такого мужа, который хоть на час бы не мечтал стать холостяком!»
* «Спокойно, Козладоев! Сядем усе!»
* «Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты!»
* «Дитям — морожено, его бабе — цветы! Смотри не перепутай! Хутузов!»
* «Строго на север, порядка 50 метров, расположен туалэт типа «сортир», обозначенный на схеме буквами «мэ» и «жо»»

Из фильма «Служили два товарища»:

* Сказал будешь сьемщиком, значит будешь сьемщиком…»
* «Вот и крути свою шарманку…»
* «Ты мне скажи, Некрасов, ты сымал?.. или не сымал?..»

Из фильма «Холодное лето 53-го»:

* «Как хочется пожить…. и поработать!»

Документальный фильм «Так хочется пожить…»

к 95-летию со дня рождения Анатолия Папанова покажет Первый канал 5 ноября 2017 года.

Главное действующее лицо фильма – единственная дочь актера Елена Папанова. Она не только откровенно рассказала об отце и стала проводником в его мир, но и озвучила фильм. В фильме Папанов показан ее глазами. Елена Анатольевна провела съемочную группу по Москве, по местам детства и юности Папанова. Авторы фильма побывали в районе, куда Папановы переехали из Смоленской области, сходили в Театр сатиры, ДК «Каучук», где он в школе занимался в театральном кружке.

Режиссер Александр Прошкин расскажет о съемках последнего фильма с участием актера «Холодное лето 53-го». Съемочная группа побывала в гостях у вдовы актера, где все осталось таким же, как при жизни Папанова, и даже его халат все так же висит в ванной. В фильме также принимают участие Юрий Титов (зять Анатолия Папанова), Аркадий Инин, Виктор Мережко, Светлана Рябова, Александр Ширвиндт.

Авторы фильма вспоминают, что успех пришел к Папанову после 40 лет. Долгое время его снимали только в эпизодах. Из-за творческого простоя актер даже выпивал. Но слава нашла своего героя. Со временем Папанов стал настоящей, ни на кого не похожей звездой!

Папанову было 43 года, когда Эльдар Рязанов позвал его в свою картину «Берегись автомобиля». После этой роли об актере заговорили. Он сыграл талантливо, ярко, смешно. Многое в своего героя он добавил от себя. Почти все знаменитые фразы — «твой дом — тюрьма», «положь птичку» Папанов придумал сам. А еще он придумал своему герою повязать носовой платок на голову и заправить галифе в носки. Хотя в жизни одевался иначе.

Специально для фильма с Еленой Папановой авторы фильма побывают в Театре сатиры, где актер проработал много лет. Сюда он пришел уже будучи женатым на Надежде Каратаевой. С ней он прожил всю жизнь. Он был верным человеком во всем, так и говорил: «Одна жена, один театр». Он никогда не смотрел на других женщин. В фильме актриса Светлана Светличная вспомнит, как на съемках фильма «Бриллиантовая рука» за ней ухаживали все актеры, кроме Папанова.

После выхода картины «Бриллиантовая рука» на Папанова обрушилась всенародная любовь. Ему к тому времени было уже 46 лет. Фильм имел колоссальный успех. Героя Папанова обожали все, «Лелика» тут же разобрали на цитаты. А сам он не любил эту роль. Считал, что сыграл плохо. Был уверен, что у него достаточно и опыта, и таланта, чтобы сделать эту роль лучше. Его жене тоже не понравилось, она даже раскритиковала мужа: «Тебе по силам любые полутона, что же ты так пережимаешь?!». «Я бы и сам сыграл иначе, но Гайдай попросил играть именно так», — отвечал ей актер.

Анатолию Папанову режиссеры то и дело предлагали сыграть очередного «дурачка-грубияна». А ведь в жизни он был совсем другим. Любил Пушкина, наизусть цитировал сонеты Шекспира. Терпеть не мог панибратства и пошлости. И был очень скромным человеком! Когда он купил Волгу, специально ставил ее далеко от театра, чтобы не вызывать зависть коллег. И дачу купил себе скромную, небольшую. Считал, что неприлично выделяться хоромами по сравнению с соседями. В фильме мы побываем на этой даче, Елена Анатольевна рассказала, как они строили дом, занимались участком.

Папанов умел преображаться на сцене. А вот со своей специфической речью ничего поделать не мог. Как ни старался, не получилось исправить — прикус был неправильным. Впрочем, именно такой голос с «вульгарными шипящими», за который актера так ругали преподаватели, станет его козырем. В 1969 году его голосом заговорил Волк из знаменитого советского мультика «Ну, погоди!». Специально для фильма сняли и внучку актера — Марию, она вспомнила, каким дедушкой был Анатолий Дмитриевич, и рассказала, какая серия «Ну, погоди!» ее любимая.

Волка из «Ну, погоди!» Папанов не любил еще больше своих смешных киноперсонажей. Точнее, ту славу, которую он ему принес. Говорил, что этот мультяшный герой «перегрыз его биографию». Он мечтал, чтобы зрители воспринимали его шире — например, посмотрели бы его в театре. Ведь он сыграл там много серьезных ролей. Актрисы Наталья Селезнева и Вера Васильева расскажут, как актеры сбегались за кулисы, чтобы посмотреть, как играет Папанов.

В конце 80-х был самый расцвет карьеры актера. Тогда он был по-настоящему счастлив. В родном Театре сатиры он уже сам ставил спектакли как режиссер, преподавал актерское мастерство в ГИТИСе. Правда, в кино снимался значительно меньше. От смешных персонажей категорически отказывался. И тут начались съемки фильма «Холодное лето 53-го…», где ему предложили роль, о которой он мечтал всю жизнь. Таких персонажей у него еще не было: образованный, интеллигентный, но сильно побитый жизнью человек. В этой роли Папанов узнавал себя. К сожалению, этот фильм оказался последним в его фильмографии… Режиссер картины Александр Прошкин расскажет об этих съемках.

Натурные съемки проходили в Карелии, в глухой деревне. В плотном графике Папанова образовалось три дня отдыха, и он рванул в Москву — выбивать общежитие для своих новых студентов. Папанова ждали в Риге, где проходили гастроли Театра сатиры. Когда он не появился в назначенный день, все заволновались. Стали звонить домой — никто не брал трубку. Его зять срочно приехал в Москву с дачи: дверь в квартиру оказалась закрыта изнутри, и Юрию пришлось обращаться к соседям, чтобы перелезть через балкон. Он нашел Анатолия Дмитриевича в ванной. Тот принимал душ, когда у него случился сердечный приступ… Вместе с Еленой мы зайдем в гости к вдове актера. Сегодня в их доме все осталось таким же, как при жизни Папанова. Даже его халат все так же висит в ванной.

Анатолий Папанов был артистом с большой буквы, независимо от того, смешил ли он на экране или заставлял плакать.

Эфир 5 ноября 2017 года в 13:15.

————————————————-

Специально для «РУССКОЙ СИЛЫ» по материалам книги Ю. К. Крылова: «Анатолий Папанов. Снимайте шляпу, вытирайте ноги», издательства «Питер», Санкт-Петербург, 2012 год подготовил Макс Елев