РОССИЯ – ЕДИНСТВЕННЫЙ ШАНС УКРАИНЫ на СПАСЕНИЕ.

Ekonomika Украина не имеет ни малейших шансов выкарабкаться из кризиса без восстановления экономических отношений с Россией. Об этом пишет киевский еженедельник “2000”. Перестройка украинской экономики под европейские рынки потребует 10-15 лет и обойдется в сумму не менее 150 млрд евро. Таких денег у Украины нет и взять неоткуда.

О шансах Украины выбраться из нынешнего кризиса рассуждает политический обозреватель “2000” Сергей Лозунько: На своей итоговой пресс-конференции премьер-министр Арсений Яценюк констатировал огромный спад в украинско-российском товарообороте.

«У нас двукратное падение объемов торговли с РФ. Это происходит не первый год и в кратчайшие перспективе Россия выйдет из основных торговых партнеров Украины», — сообщил Яценюк.

Слушая Яценюка, могло сложиться впечатление, что падение украинско-российского товарооборота – это некая очень давняя тенденция, чуть ли не объективный процесс, никак не связанный ни с нынешней ситуацией на Украине, ни с курсом, проводимым майданным режимом. Однако это, мягко говоря, не так.

На самом деле «не первый год» — это всего лишь третий год, а если говорить об активном сокращении товарооборота – то второй. Больше того, не случись майдана и госпереворота в феврале, есть все основания заявлять, что в 2014 году имел бы место существенный рост товарооборота между Украиной и Россией. И уж, конечно, Украина не имела бы нынешнего экономического провала, а завершила 2014-й ростом ВВП. Вопрос только, каким именно – + 1,5—2% (как предрекали осенью 2013-го в МВФ, Всемирном банке и мировых рейтинговых агентствах) или даже больше (в свете выгоднейших для Украины договоренностей Путина-Януковича).

Так вот о товарообороте между Украиной и Россией. Он неизменно коррелировал с уровнем политических отношений между Киевом и Москвой.

Вспомним. 2010 год. К власти приходит команда Януковича. Первые месяцы новой власти характеризуются резким потеплением украинско-российских отношений – Харьковские соглашения, частые встречи президентов Януковича и Медведева, едва ли не совместное празднование 9 мая.

И… И рост товарооборота не заставил себя долго ждать. За январь-апрель 2010 года взаимный товарооборот вырос на 86%!!! Абсолютный рекорд за все годы, начиная с 1991-го.

5 июля 2010 тогдашний российский премьер Владимир Путин объяснял причины столь резкой активизации экономических связей: «с новым президентом и правительством Украины мы вышли на очень высокий уровень межгосударственный контактов». «Мы снимаем искусственные барьеры, которые мешали конструктивному сотрудничеству – отмечал он, — Мы готовы использовать возможности украинских машиностроительных заводов для выполнения контрактов по строительству и модернизации АЭС как в наших странах, так и на рынках третьих стран… в судостроении Россия заинтересована использовать украинские верфи не только для ремонта, но и для совместного производства судов… Россия и Украина договариваются о создании на базе российской Объединенной авиационной корпорации и украинской корпорации Антонов совместного предприятия для продвижения самолетов семейства Ан на внешних рынках». И т.д. и т.п.

В целом же по итогам 2010 года объем взаимной торговли товарами и услугами между Украиной и Россией увеличился в 1,6 раза — на $15,3 млрд – и достиг $41,5 млрд.

В 2011 году товарооборот между Россией и Украиной продолжил рост и увеличился на 40% — превысив $50 млрд. (рекорд за все время независимого существования наших государств). Тоже весьма существенная цифра.

Если бы не эта проклятая (у меня для нее нет другого слова) евроинтеграция – рост взаимного товарооборота продолжался бы и дальше. Однако уже в 2012-м стали сказываться противоречия между внешнеэкономическими курсами Украины и России. Киев настаивал на своей «безальтернативной евроинтеграции», Россия реагировала соответствующим образом, регулярно озвучивая свои предупреждения относительно сворачивания экономического сотрудничества и отмены преференций для Украины.

В 2012 году товарооборот между Украиной и Россией сократился на $5 млрд. Сокращение по большей части было вызвано снижением закупок российского газа Украиной и сокращением транзита голубого топлива из России в Европу посредством украинской ГТС. Но и сам факт, что роста товарооборота не произошла (хотя к этому были объективные предпосылки) должен был стать для Украины тревожным звонком. Увы, тогда не стал.

Можно сказать, что 2012 был годом некоего выжидания (прежде всего в Москве) – что решит Киев с соглашением об ассоциации с ЕС.

А Киев в 2013-м продолжал на всех парах мчать «в Европу». И результат такой политики не заставил себя долго ждать: за первые три квартала 2013-го произошла «экономическая катастрофа» — как тогда выразился Николай Азаров — падение товарооборота между Россией и Украиной составило 25%.

В конце концов тогдашняя власть одумалась – Виктор Янукович решил воздержаться от подписи под соглашением об ассоциации с ЕС. Были достигнуты договоренности с Россией – Москва открывала для Киева кредитную линии на $15 млрд (причем, не выставляя дроконовских антисоциальных условий, как это делает теперь МВФ), резко снижала цену на газ – до $268,5, гарантировала развитие кооперационных украинско-российских проектов (читай: загрузку украинских промышленных мощностей и возможность заработать на российском рынке).

Т.е., повторюсь, если даже до этих договоренностей все прогнозировали 1,5-2% роста ВВП Украины, то с учетом соглашений Януковича-Путина рост украинского ВВП в 2014 году однозначно был бы куда более весомым, чем 1,5-2%. Но произошло то, что произошло.

И Яценюк – как один из «героев майдана» — несет полную ответственность и за обвал ВВП, и за сокращение украино-российского торгового оборота.

Нынешний экономический спад на Украине, финансовые проблемы (включая валютные поступления), стремительное увеличение долговой ямы, пустая госказна, замораживание социальных программ, сокращение рабочих мест и многие другие негативные явления – это в т.ч. следствие указанного г-ном Яценюком двукратного сокращения объемов украинско-российской торговли.

Скажем больше. Падение торгового оборота между нашими странами, тенденции к сокращению или полному разрыву экономических и хозяйственных связей – это для Украины означает полный тупик по части выхода из кризиса.

Если ситуация в украино-российских отношениях, включая их торгово-экономическую составляющую, будет развиваться согласно тенденций 2014 года – Украина не имеет ни малейших шансов выбраться кризиса.

Ныне многие витают в облаках и пребывают в иллюзиях, ожидая, что ситуация в экономике вот-вот пойдет на поправку, кризис закончится, начнется восстановление… Не закончится и не начнется!

Заблуждаются и те, кто пытается экстраполировать на нынешнюю ситуацию кризисы начала-середины 90-х и 2008-2009 гг. Мол, тогда выбрались – и сейчас выберемся… Не выберемся! Природа кризисов совершенно разная. В 90-е – переход от плановой экономики к рыночной и разрыв советских народно-хозяйственных связей (но при наличии шансов на их восстановлении и при колоссальном запасе прочности, доставшемся от СССР). Кризис 2008-2009-го для Украины – это последствия общемирового кризиса.

Ничего подобного сейчас нет и в помине. Нынешний кризис – чисто украинский, вызванный майданом, «революцией швондеров-шариковых» (по недоразумению именующих себя «европейцами») и последствиями февральского госпереворота.

На сегодня нет никаких предпосылок к завершению кризиса. И не видно не то что луча света в конце кризисного тоннеля, но даже проблеска. И не будет видно до тех пор, пока не начнется восстановление украинско-российских экономических связей. Причем, делать это необходимо в самое ближайшее время – в течение 2015 года. Ибо далее будет поздно.

Затягивание паузы приведет к необратимым последствиям. Российские рыночные ниши, прежде занимавшиеся украинскими производителями, будут заняты другими – и «отвоевать» их обратно будет крайне сложно, если вообще возможно. В России на полную мощь заработают программы импортозамещения – а если будут вложены средства на запуск новых производств, являющихся аналогами украинских, то даже после восстановления отношений (надеемся, что через какое-то время это все-таки произойдет) для украинских товаров не будет места на рынке России. Наконец, ряд ныне простаивающих или сокративших производство до минимума предприятий Украины обанкротятся, растеряют высококвалифицированные кадры и будут попросту не в состоянии восстановить свою работу в прежнем виде.

Подбивая итоги 2014-го эксперты уже печально шутили, что Украине – если она уходит от России – можно прямо сейчас начинать резать на металлолом свою промышленность. Ибо без российского рынка она все равно не выживет.

Например, президент Украинского экономического центра Александр Охрименко на пресс-конференции 21 декабря, ссылаясь на данные Госстата, отмечал, что от кризиса более всего пострадало украинское машиностроение.

«Я так полагаю, что в максимальном выигрыше окажутся те, кто скупит по дешевку машиностроительные заводы, продаст их как металлолом и построит бизнес-центры, – мрачно шутил экономист. – Машиностроение полностью обваливается, и в сегодняшней ситуации остается только порезать предприятия на металлолом. Пока цена на металл хорошая. Потом в будущем они вообще никому не будут нужны».

В частности, он предложил порезать на металлолом знаменитое киевское авиапредприятие «Антонов». «Если мы ушли от России, а мы фактически заявили об этом и действуем, то понятно, что его на сегодняшний день надо закрыть — хотим мы этого или нет. «Боинг» — хорошо, но это конкурент советского ВПК. И все разговоры о какой-то кооперации с ним – это нереально. Зато на этом месте получится хороший микрорайон».

К КБ «Антонов» можно добавить КБ «Южное» и «Южмаш» — также оказавшиеся в огромных долгах и прекратившие свое производство.

Вся высокотехнологическая сфера Украины – если не будут переломлены нынешние тенденции в украино-российских отношениях – «загнется» в самое ближайшее время. На рынках Европы продукции украинского машиностроения делать нечего.

Что до перестройки украинской экономики с тем, чтобы переставить ее на европейские рельсы, то уместно напомнить, цифры, приводившиеся еще прежней властью (причем, в момент, когда Янукович с Азаровым планировали подписание соглашения об ассоциации с ЕС): 150 млрд евро.

И это цифра, которая рассчитывалась в 2012 году — в нормальной и стабильной экономической ситуации. С учетом того, что произошло за истекший период, и особенно в 2014-м – полагаю, указанных 150 млрд евро будет уже маловато.

Надо ли говорить, что таких денег нет и не будет. Украина не может наскрести по миру даже средства, необходимые для латания дыр в бюджете и реструктуризации старых долгов. А что уж говорить о дополнительных сотнях миллиардов. Я уж молчу о том, что для перестройки экономики под сугубо европейский вектор, под ситуацию «без России», необходимо время – 10-15 лет, и это еще самые оптимистичные сроки, и то только при наличии выше указанных средств.

Поэтому еще раз повторимся: все надежды на то, что Украина каким-то образом выйдет из экономического кризиса, не восстановив отношений с Россией, — это призрачные иллюзии, которым не суждено сбыться.

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: