«Уже можно выключать свет?!!!»или о пользе диафильмов..

О пользе диафильмов для взрослых говорить просто: погружаясь в атмосферу своего беззаботного детства, взрослый человек перезагружает психику, лечит сознание, обретает душевное равновесие.У детей всё немножко сложнее, у них нет почти никакого груза прошлого, никакого опыта. Проблема детей — трудности развития. Телевизор может отвлечь и занять, но думать и мечтать он не заставит. Читать книгу — кому-то рано, кому-то неинтересно. А вот в диафильме есть и крупный лаконичный текст, и большая хорошая картинка. То есть, можно одновременно читать (или учиться читать) и любоваться качественным рисунком.Кино и мультик вообще не включают воображение, это просто жвачка. Книга — включает его на все сто, но требует полного сосредоточения. А вот в диафильме яркая картинка и короткое текстовое описание дают тот самый необходимый мягкий стимул к развитию воображения, которое у многих современных детей уже напрочь отсутствует. Разглядывая картинку в развитии действия, ребёнок автоматически, часто подсознательно, додумывает возможные варианты продолжения. Следующая картинка подтверждает его догадки или задаёт новую интригу, пищу для ума и воображения. Это и есть наилучший пример соединения приятного с полезным, плодотворного контакта родителя и ребёнка.                                                                                  Борис Карлов, детский писатель

 

Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то. Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот. Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве.

Теплый уютный вечер, мама и папа, окружающие тебя любовью и лаской и сказка… Что может быть лучше? Разве что возможность не только слушать тихий голос, но и видеть удивительных персонажей, зрительно следить за развитием сюжета, фантазируя и додумывая что-то новое, невероятное, волшебное…

К сожалению, сейчас большинство родителей слишком заняты, чтобы читать своим любимым малышам книги на ночь – проще и быстрее включить мультфильм и оставить ребенка один на один с происходящим на экране, а в это время заняться своими делами. А про существование диафильмов и вообще многие забыли, считая их пережитком прошлого. Между тем, как полезно и интересно такое времяпрепровождение! На каждом кадре можно задерживаться так долго, как того хочется ребенку, только осторожно пленка может плавиться, можно в любой момент вернуться назад, можно вместе обсудить увиденное-услышанное и придумать что-то свое… Диафильм дарит ребенку удивительную возможность – почувствовать себя соавтором сказки или рассказа – ведь можно самому читать и домысливать. А есть и специальные учебные сказки, где только нарисован сюжет, а текста нет, таким образом ребенок сам рассказывает сказку, рассматривая картинки. Диафильмы помогают малышу развивать воображение, образное и логическое мышление, креативность и эмоциональную сферу. Диафильмы, а большинство из них – это сказки, учат понимать, что такое хорошо, и что такое плохо, что есть добро и что зло. Они учат принципам морали и нравственности, служат образцом общечеловеческих ценностей. Ребенок приобретает очень важное коммуникативное умение – умение слушать. Следя глазками за тем, что читает мама или папа, малыш учится читать, повышается скорость чтения, развивается грамотность, внимание, память. Диафильмы учат ребенка выразительности и артистичности – ведь сказку можно читать с мамой по ролям!

Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…

Само понимание того, что огромное количество интересных историй, сказок появляются благодаря тому, что кто-то рядом или сам малыш вертит ручку фильмоскопа, а родной голос мамы или папы читает текст на экране, придает «вечеру сказки» совершенно неповторимую атмосферу. Ребенок, может, еще и не понимает, но точно чувствует, что те, кто в тот момент с ним рядом, его любят. Здесь вам и общение, и развитие мышления и воображения, и возможность для ребенка сделать что-то интересное самому.

Но самое главное то, что сказка, которую вы читаете ребенку, учит его жить. Каждое поколение накапливает определенный опыт и передает его детям. И самой доступной формой для этого являются сказки. Народные сказки появились практически с появлением самого человечества. Основной целью сказок была передача ценностей данной цивилизации следующему поколению.

С помощью сказок дети учатся отличать хорошее от плохого, доброе от злого, черпают для себя модели поведения. К тому же сказки говорят с детьми на доступном для них языке. А родители, рассказывая сказки ребенку, создают в семье особую атмосферу доверительности, тепла и уюта. Это объединяет разные поколения и прокладывает ниточку, связывающую сердца близких людей, которая зачастую не рвется всю жизнь.

Просмотр диафильмов – очень достойная конкуренция мультикам:

– это спокойное занятие – можно и нужно показывать перед сном;

– еще детям нравится сопутствующий антураж (затемнение, установка);

– детям очень нравится самим проворачивать пленку;

– есть возможность неторопливо все объяснять, разучивать слова, объяснять детям картинки, задавать вопросы.

Нашу теперешнюю жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне или экране.

Диафильмы написаны простым и понятным ребенку языком, поэтому дети с большим желанием слушают эти сказки. Каждый кадр диафильма нарисован профессиональным художником – и персонажи на них такие яркие, запоминающиеся и душевные. Ребенок имеет возможность приобщиться к миру “прекрасного” (ведь каждый кадр – это своего рода маленькая картина), просто слушая сказку. При этом персонажи реалистичны и выглядят так, как и должны – животные похожи на животных, а люди на людей. Такие семейные просмотры вызывают у ребенка положительные эмоции, чувство радости и защищенности. А подобные яркие эмоции не забываются – они остаются с человеком всю жизнь в его сердце и подсознании, делают семейные узы более прочными. Любой даже очень взрослый и очень серьезный человек дорожит яркими и радостными воспоминаниями детства и теплом семейного общения

Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них.

В БСЭ дается следующее определение фильмоскопу (диапроектору) и диафильмам:

ФИЛЬМОСКОП (от английского film – пленка и. . . скоп), оптический прибор для рассматривания на просвет кадров диафильма. Иногда фильмоскопом называют простейшие диапроекторы.

ДИАПРОЕКТОР (от греч. dia через + лат. projector выбрасывающий вперед). Оптико-механический прибор для демонстрации диапозитивов и диафильмов с увеличением.

ДИАФИЛЬМ (от греч. dia — приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм), короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединённых общей тематикой или (реже) тематически не связанных друг с другом. Диафильмы обычно получают на обращаемых чёрно-белых или цветных киноплёнках, а также на киноплёнках с использованием отдельно негативного и позитивного процессов обработки. Разновидностью диафильма является микрофильм. Диафильм смотрят через фильмоскоп (при индивидуальном пользовании) либо через диапроектор, проецируя изображение на экран.

Диапроектор ФД-2
 

Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.

Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.

Диафильм – это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух, и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте. Диафильмы – неотъемлемая часть советского быта и культуры.

Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы — иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.

В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства. А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования, типа «волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений).

Волшебный фонарь
 

Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.

К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.

Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: “Багаж” и “Пожар” (по С. Маршаку), “Девочка-ревушка” (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам (“Новый Гуливер” 1940 г., “Броненосец “Потемкин”, “Летят журавли” и проч.).

В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

Начиная с конца 50-ых гг. производство художественных диафильмов стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной киноплёнки на основе нитроцеллюлозы – к безопасной “ацетатной” основе.

С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылки ниже).

Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма – это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства..

Полезные ссылки если интересно:

– Всё о диафильмах, есть обширная удобная библиотека:

http://diafilmy.su/diafilmy/

– На чём можно смотреть и много другой информации:

http://moikompas.ru/compas/diafilm

– Для желающих самим сделать диафильм:

http://webhamster.ru/site/page/index/articles/hmake/6

Источник:

http://alldayplus.ru/lifestyle/music_cinema/1343-istoriya-sovetskih-diafilmov-pozitivnye-kadry-nashego-detstva.html

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: