Я давно не писал про Украину, ограничиваясь размещением чужих текстов, показавшихся мне интересными. Это, кстати, не значит, что я с ними во всем согласен: просто в этих текстах содержится информация, которая, возможно, дает ответы на вопросы, на которые я раньше ответов не находил.
Впрочем, это отступление. А главная причина, по которой я решил написать про Украину, связана с тем, что подал в отставку премьер Яценюк. Обсуждать внутриполитические проблемы страны я, конечно, не буду, а попытаюсь обсудить экономику. И начну со справки, которую подготовил украинский Минфин.
СПРАВКА. Минфин о ситуации с наполнением бюджета и состоянии экономики
За январь-июнь 2014 года поступления в государственный бюджет (без официальных трансфертов) составляют 174,8 миллиарда гривен.
Налога на прибыль предприятий поступило 24,8 миллиарда гривен. Это меньше на 5,6 миллиарда гривен по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
НДС с произведенных на Украине товаров (работ, услуг) поступило 40,9 миллиарда гривен (меньше на 2 миллиарда гривен), НДС с ввезенных на территорию Украины товаров – 43,4 миллиарда гривен (меньше на 2,6 миллиарда гривен).
На уменьшение доходной части бюджета влияет ряд факторов:
– Напряженная ситуация в восточных регионах. Военные действия на территории Донецкой и Луганской областей привели к уменьшению, а в большинстве случаев – к замораживанию деловой активности предприятий.
– Уменьшились объемы промышленного производства области, сосредоточенные на востоке страны. В Донецкой области индекс промышленного производства составляет 87,7% к январю-июню прошлого года, в Луганской области – 95%. Добыча каменного и бурого угля сократилась на 5%, металлургическое производство – на 8,7%, машиностроение – на 18%, производство химической продукции – на 14,1%, поставка электроэнергии и газа – на 0,4%.
– Замедление роста экономических показателей. По данным Госстата, усилилось падение реального валового внутреннего продукта. Если реальный ВВП в январе-мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составлял 97,7%, то в январе-июне 2014 года – 97%. Существенное падение произошло в июне – 94,1% (май– 95,1%).
Падают индексы промышленной продукции по основным промышленным группам. В I полугодии 2014 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года индекс промышленной продукции в промышленности составил 95,3% (металлургическое производство – 91,3%, машиностроение – 82%, поставки электроэнергии и газа –99,6%).
Товарооборот по данным таможенной статистики в январе-мае 2014 года по сравнению с прошлым годом уменьшился на 16,1%, в т. ч.:
– импорт товаров – на 24,5% (уголь каменный, антрацит – на 30,8%, кокс – на 58,5%, автомобили легковые – на 52%);
– экспорт товаров – на 6,3% (полуфабрикаты из углеродистой стали – на 3,6%, трубы –на 29,8%, части железнодорожных локомотивов – на 27,2%, вагоны для перевозки грузов – на 82,8%, удобрения минеральные или химические, азотные – на 45,4%).
Можно еще добавить информацию от министра финансов: «По подсчетам министра финансов Александра Шлапака, проведение АТО обходится бюджету в 1,5 миллиарда гривен ежемесячно».
«Мы считаем минимально необходимой суммой 9,1 миллиарда до конца этого года», –сказал министр, одной фразой дав понять две вещи: что придется еще больше затянуть пояса и что военная операция на Донбассе точно не будет молниеносной.
Бюджетные поступления не дают возможности изыскать дополнительный финансовый ресурс: фактически даже о получении запланированных доходов речь не идет.
На 1 июля падение ВВП составило 5%, прогноз до конца года – минус 6,5% при изначальных ожиданиях в минус 3%. Это проседание уже формирует невыполнение доходной части на 14,5 миллиарда гривен к концу года.
За первое полугодие налоговые поступления составили 122,5 миллиарда гривен, или 96,8% от плана; поступления от внутреннего НДС – 40,5 миллиарда, или 92% от плана. Основная причина недобора – замедление темпов экономического развития.
Причиной отклонения от плановых показателей по импортному НДС (43,4 миллиарда за полугодие, или 93,2% от плана) является сокращение объема импортных операций. Например, объемы импорта за январь-апрель 2014 года составили всего 78% от показателя за аналогичный период 2013 года. Налога на прибыль предприятий поступило 24,8 миллиарда гривен, что меньше на 5,6 миллиарда гривен в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Все это вкупе с курсом гривны, который ожидался на уровне 10 гривен за доллар, а реально доллар стоит 12 гривен, сформировало дополнительные расходы бюджета – 31 миллиард гривен.
Для покрытия дефицита предлагалось «продать что-нибудь ненужное». На прошлой неделе правительство обнародовало программу приватизации, в рамках которой объявило о планах выручить 15 миллиардов гривен за 164 объекта госсобственности.
Теоретически эти показатели вроде бы не совсем смертельны. Однако тут нужно отметить несколько важных обстоятельств.
Во-первых, статистика запаздывает, и сегодня ситуация в экономике хуже, чем была даже две недели назад (да и официальные данные, скорее всего, несколько приукрашены). Во-вторых, власти Украины целенаправленно ее ухудшают. Речь идет о попытках остановить хозяйственное взаимодействие с Россией, которая является главным экономическим партнером Украины. В-третьих, колоссальные средства, которые тратятся на карательную операцию, должны откуда-то браться, и поддержка Запада тут носит достаточно ограниченный характер. В-четвертых, постоянные бомбежки и обстрелы собственных территорий не поддерживают в них экономическое развитие – скорее, наоборот.
При этом нужно понимать, что Украина, как и всякая малая экономика (а больших в мире всего две – это Китай и Индия, населения которых, теоретически, достаточно для того, чтобы создать современную экономику на основании внутреннего спроса), должна для повышения жизненного уровня своего населения что-то экспортировать в рамках мирового разделения труда. Вопрос только, куда. Пока Украина экспортирует руду в Китай и технологические товары в Россию. Евросоюз хочет принимать товары с Украины в крайне ограниченном количестве, и по мере развития кризиса это желание будет только падать. То есть база для расширения экспорта отсутствует; напротив, он будет падать!
Фактически Украина сегодня подошла к моменту, когда начинает рассыпаться тонкая ткань нормального хозяйственного оборота. Люди не могут взять свои деньги в банках, предприятия не платят зарплаты. Значит, невозможно заплатить за самые насущные товары. До голода еще далеко (дай Бог, его и не будет!), но ситуация напоминает Россию в худшие времена 90-х. А в такой ситуации поддерживать систему государственного управления становится все сложнее и сложнее. Фактически страна начинает стремительно регионализироваться по факту, поскольку поддерживать сложную систему на основе бартера при отсутствии платежеспособного спроса просто невозможно.
И все это сильно обострено внутренней войной, куда более серьезной, масштабной и дорогой, чем Чечня для России. И возникает два вопроса: что делать дальше и кто будет нести ответственность за все эти безобразия. Что делать, может быть, и можно было бы придумать, в конце концов, как договориться с ополченцами. Ведь вряд ли им нравится, как их дома постоянно обстреливают. Разумеется, условия договоренности будут сильно более жесткими, чем могли бы быть в начале года, – ну так должен же Киев платить за развязанную гражданскую войну.
Но есть проблема. Состоит она в том, что США – политическая «крыша» нынешнего киевского режима (обсуждать его легитимность я не буду: в конце концов, де-факто он признан всеми) – категорически требуют соблюдения некоторых условий, главные из которых – прекращение отношений с Россией и превращение Украины в жестко русофобское государство. Отметим, что в середине 2000-х, первые месяцы президентства Ющенко, план был другой – сделать Украину центром «сборки» русских земель, однако он явно провалился, и США перешли к «плану Б». Поскольку представить себе, что ополченцы Юго-Востока с ним согласятся, достаточно наивно, нужно продолжать войну…
Теоретически, можно предположить, что Киев выиграет. И что он тогда получит? Полностью разгромленную экономику, значительную часть агрессивно-нелояльного населения, большое количество нелегальных вооруженных формирований, занимающихся грабежом и рэкетом. И все это на фоне падающей экономики. Теоретически, можно продать землю и порты – но вот вопрос: кто купит? Цена-то, может, будет и не слишком большая, а вот риски будут запредельные. И поднимать экономику не на что: у своих денег нет (а значит, нет и платежеспособного спроса), ЕС и Турция ничего покупать не будут (и даже Китай, по мере развития кризиса), а с Россией дела иметь запрещено.
И второй вопрос – об ответственности. Причем дело тут даже не в «Боинге» (если его сбили украинские военные или каратели) или простых гражданах Украины. Речь идет об ответственности в рамках финансовых отношений внутри старых и новых кланов, рвущих сейчас остатки Украины. У каждого из них есть свои «аргументы» давления на политиков, и удовлетворить все интересы абсолютно невозможно, поскольку ощущение конца не ослабевает, все грабят «как в последний день», а «пирог» только сокращается.
Вышеприведенные рассуждения Минфина касаются нормального государства, в котором функционирует экономика, платятся налоги, где кого-то можно стимулировать, а кого-то – обложить чуть сильнее. Ничего подобного на Украине уже нет: как можно брать налоги с граждан, которые не получают зарплату? А как они будут платить за тепло и свет? И у правительства возникает сильное желание уйти от ответственности: в конце концов, после констатации проблем все начинают задавать вопрос о том, что делать. И как на него отвечать?
В общем, я не исключаю, что крысы начали бежать с тонущего корабля. В конце концов, это ж не ополченцы Юго-Востока, которые защищают свои дома, детей и матерей. Речь идет о людях, которые давно держат в западных банках миллионы, и им совершенно не улыбается нести ответственность за действия в стране, в которой они жить не собираются.
Впрочем, я могу и ошибаться, и отставка Яценюка – это тактический ход. В конце концов, политики осуществляют свои действия во многом на основании интуиции, а не аккуратных расчетов. Да и сложные интриги в США никто не отменял.
В любом случае, даже официальные данные Минфина Украины показывают, что в экономике страны идут остро негативные процессы, которые просто невозможно остановить. Даже то, что можно было бы сделать, сегодня запрещают политические кураторы нынешнего киевского режима. И, как говорят врачи, прогноз неблагоприятный…