Настоящие причины живучести западных мифов о России

За всю историю отношений России и ряда стран Западного мира накопилось немало противоречий и конфликтов. Иногда приходилось воевать сразу с несколькими ведущими государствами Европы, а иногда необходимо было объединиться с одними, чтобы победить других.

Не в последнюю очередь отношения между гражданами двух государств строились на основе исторического опыта и стереотипов друг о друге.

Настоящие причины живучести западных мифов о России
На Западе, за последние 300 лет вышло немало научных и художественных работ, прямо или косвенно затрагивающих «русскую» тематику – книги, компьютерные игры, фильмы, научные исследования, политические теории. Несмотря на особый статус и привилегированное положение, лица принимающие политические решения  – тоже люди и также могут быть подвержены стереотипам. Более того, при демократическом строе правления,  политик иногда вынужден прислушиваться к мнению граждан, чтобы знать, одобряют ли они его политические решения.

Поэтому образ России в глазах самих граждан Запада особенно важен для самой России. Да, мнение могут «скорректировать», да оно может, вдруг, поменяться в одночасье – однако каким образом не крути, если граждане хоть чуть чуть будут не согласны с ним, пропаганда о «злых русских» не возымеет должного эффекта, как собственно и обстоят дела в сегодняшней реальности. Наоборот, она может напороться на препятствие и пассивное сопротивление.

Поэтому, когда выходит какой-нибудь фильм с политической подоплекой, он может не только формировать мнение, но и одновременно быть мнением высказанным, мнением, которое ждет общественность. Возьмем, например, современную Украину и ее знаменитых «древних укров». Многие люди занимаются популяризацией этой теории не по указке сверху (оттуда идет в основном только поддержка), а исходя из одного модного общественного тренда (а вот его насаждают, раскручивают и поддерживают многие политические силы). Тренд заключается в том, что многие (к счастью не все, даже не большинство) украинцы не хотят иметь с русскими общую историю. Отсюда и растут уши популярности теории о древнейших украх и «неславянском» происхождении русских. Иными словами, определенная популярность таких теорий обусловлена не только их насаждением, но и самим мировоззрением некоторых украинских граждан.

В этой статье мы будем рассматривать образ России через призму западных художественных и научных произведений.

Так какой образ России и русских представал нам все время и какой в последнее время?

Россия была достаточно давно известна западному миру. Например, были небольшие торговые связи и даже династические браки, как и в Древней Руси, так во времена Российской Империи.

Однако, по-настоящему Запад заинтересовался Россией только после Северной войны 1700-1721, прозванной также Великой Северной войной. Почему? Да потому что, если до нее Россию (известную также под такими именами как Московия (кстати это латинизированное название не использовалось в самой России никогда) видели только в качестве далекого государства (жители которого имели песьи головы), то по итогам Северной войны перед глазами Европы в полный рост стало новое имперское государственное образование, армия которого победила сильнейшую на тот момент армию – армию шведского короля Карла XII.

Образ России, как диктаторского и агрессивного государства родился именно с разгромом Швеции в 1721 году. В этом же году Русское государство (или Российское государство, согласно византийскому стилю) и сменила название, став называться Российской империей.

Европейцы, в массе своей, к тому момент привыкли к  огромным враждебным государствам, возникающим на восточноевропейском фронтире, что наложило свой, негативный отпечаток на отношения с Россией западноевропейских стран.

Если, во времена Российской империи, образ России был негативным скорее от недостатка информации, то в XX в. со знанием о жизни в СССР был полный порядок, благодаря развитию новых технологий и средств связи. До начала 1930-ых годов СССР всячески игнорировали, и от того что там творится в России простым людям было неинтересно – своих проблем хватало. Все что знали о России тех времен так это то, что там жили коммунисты, а коммунисты – это угроза существующему порядку, каким бы он не был. Враждебное отношение к коммунизму, в итоге и породило фашизм – чем это закончилось, все и так знают, поэтому подробно здесь останавливаться не будем.

Более менее позитивный образ России, продвигался только в первую половину Второй мировой войны. И продвигали его не французы (которым было немного не до этого) и не британцы (Уинстон Черчилль всегда был ярким противником СССР), а американцы.

В 1943 году вышел пятый фильм пропагандистской серии фильмов Фрэнка Капры под названием «Битва за Россию». В ней создается образ нашей страны, как полем смерти множества завоевателей, страны крепкого духа, страной богатой не только человеческими и природными ресурсами, но и страной обладающей богатой культурой, в которой умудряется проживать в мире огромное количество  казалось бы чуждых друг другу народов. И что характерно, авторы не впадают в махровую клюкву – они восхваляют реальную Россию, а не утрированно-лубочную. В фильме, особый акцент делается на том, что немецким захватчиками противостоит не одна армия, а весь народ.

Через год вышел другой фильм – «Песнь о России». Здесь был создан акцент на личном счастье граждан Советского Союза. Сюжет повествует о том как дирижёр по имени Джон Мередит и его менеджер Хэнк Хиггинс отправились в Россию сразу после начала Второй мировой войны. Мередитполюбил красивую советскую пианистку Надю Степанову во время их гастролей по сорока городам Советского Союза. В ходе своего путешествия Мередит видит что все граждане СССР искренне счастливы при коммунизме, но в конце вторгнувшиеся немецкие захватчики ломают идиллию. Вот, собственно, и весь сюжет. В принципе невинный сюжет стал поводом для расследования Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (да, раньше и такое в демократических США было), обвинившие создателей (о ужас) в просоветской пропаганде. Саму комиссию в середине 70-ых закрыли, ибо она действовала топором там, где нужно было работать скальпелем.

К сожалению, еще до конца Второй мировой войны, образ России стал меняться. Например, Черчилль на полном серьезе обсуждал план войны с Россией, и этот план был отнюдь не оборонительный. Также, к сожалению, до конца этой кровавой войны не дожил один из лучших президентов США Франклин Делано Рузвельт. Конечно, он не был другом СССР, но он был реалистом, и понимал что конфронтация, в перспективе, ни к чему хорошему не приведет.

После Фултоновской речи Черчилля началась холодная война, и тут антирусскаяантисоветская пропаганда заработала на полную мощь. По сути, негативный образ РоссииСССР, достиг своего пика (в том числи, и пика неадекватности) именно во времена Холодной войны. В этот период государственная пропаганда блекла, неинтересна и стандартна, а сильное развитие получили книги и фильмы.

У СССР было много недостатков, однако где он был впереди всех, так это армия и оружие. Советским оружием воевало полмира, а советские военные инструктора привели к победам с превосходящим противником такие страны как Ангола и Вьетнам. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что вышло множество произведений «опускающим» советскую армию, показывая их солдат тупыми, а командование некомпетентным.

Апогеем клюквы среди фильмов стал знаменитый «Красный рассвет» 1984 года. СССР как страна там не показан, но можно вдоволь насмотреться на советских солдат. Солдаты показаны крайне глупыми людьми, этакими «орками», которые пришли даже не захватывать территорию и обращать в рабство население, а просто уничтожать ради уничтожения. Здесь и расстрелы советско-кубинскими-мексиканскими войсками местного населения просто так, по приколу. Русские в этом фильме показаны настолько тупыми, что их может остановить небольшой партизанский отряд школьников, которые даже в армии не служили.

Еще хуже дела обстоят в фильмах Рэмбо 2 и Рэмбо 3. Если в «Красном рассвете армия СССР плоха, но выглядит как армия, то в «Рэмбо» советские солдаты предстают перед зрителем как огромных размеров банда – насилуют, грабят, убивают, жутко неорганизованны. Из военной экипировки на солдатах ничего нет – ни разгрузочной системы, ни РПС, ни вещмешков и ранцев.

Через четыре года (после «Красного рассвета») вышел менее известный фильм «Красный скорпион»  с Дольфом Лундгреном в главной роли. Здесь о нем будет сказано мало, но не потому что сказать нечего, а потому что повторяться придется как попугай – фильм обладает теми же недостатками, что и «Красный рассвет» и «Рэмбо» 2 и 3. Даже лубочная кровожадность, тоже варварство, тот же примитивизм. Даром что действие происходит в Африке. Но стоит отметить, этот фильм проявил какую-никакую креативность для клюквенного творения, поставив в центр повествования советского спецназовца-ренегата «ставшего свидетелем зверств советских и кубинских солдат по отношению к мирному населению».

В книгах Холодной войны примитивной клюквы хватало с избытком. Однако, внимания из всей толпы писателей достоит только Том Клэнси. По сути, все его рассказы затрагивающих СССР и Россию представляют собой тот же набор негативной клюквы, что и всегда, но его тексты сделаны более сдержанно, аккуратно, и даже могут создать впечатление реальных событий, хоть книги таковым и не являются. По сюжетной канве книги Тома Клэнси не отличаются от фильмов вроде «Красного рассвета» – есть злые русские делающие разрушение ради разрушение, есть альянс свободных народов которые борются с СССР, а любые действия руководства являются преступными даже на фоне прочих диктаторских режимов.

Некое «потепление» образа русских, произошло к концу 80-ых. С приходом Горбачева произошла некое потепление отношений, что и отразилось на самом образе. Например, в известнейшем фильме «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером образ русского человека был двояким. С одной стороны. ему были чужды смех, улыбка, радость. С другой стороны, он обладал чувством долга, был сильным телом и духом, и отличался высокими моральными принципами.  На примере главных героев, показывается что люди разных политических систем вовсе не враги друг другу, а могут сотрудничать и даже стать друзьями. Что характерно, Иван Данко здесь – позитивная копия Ивана Драго из четвертого Рокки.

После крушения Советского Союза, образ русских стал меняться, а до середины 90-ых и вовсе не был никому интересен – СССР пал, Запад вышел победителем в Холодной войне. Конечно, многие творцы вскоре вернулись к теме злых русских, создавая произведения по инерции прошлых годов, однако всерьез такое никто уже не воспринимал. Также, большое развитие получили компьютерные игры и ремейки популярных фильмов.

Несмотря на некоторую негативную инерцию, «злые русские» с начала 2000-х окончательно стали восприниматься комично и никто на это серьезно не мог смотреть. Образ «злой России» стал непопулярным и отошел на второй план. В последние годы место русских стали занимать китайцы, корейцы и т.д.

Например, ремейке «Красного рассвета» 2012 года место русских коммунистов заняли северокорейские коммунисты. О фильме самом сказать нечего – это тот же образец глупой клюквы, что и оригинал, и замена русских на корейцев ничего не изменила.

Из негативного образа можно вспомнить компьютерную игру CallofDuty: ModernWarfare 1,2,3. Пожалуй, это последнее крупное произведение использовавших этот штамп. Сюжет строится на том, что в России происходит гражданская война, стороны в которой можно условно назвать «хорошие русские» (те кто в союзе с американцами) и плохие русские (расстрелы мирных жителей – обязательны). Злые русские ультранационалисты устраивают в неназванной стране, со столицей на территории реального Ирана, военный переворот, приводя к власти там диктатора, который отвлечет внимании США на себя. Собственно, это весь сюжет. Во второй части ультранационалисты побеждают, устраивают массовый расстрел в аэропорту, обвиняют в этом США и нападают на них. В третьей части, российская армия ожидаемо проигрывает, и она ожидаемо бессильная. Весь игровой сериал прошелся у публика на ура – все же не так много шутеров и современной войне выходит. Однако, большая часть западных игроков не была довольна сюжетом – примитивные ход и штампы были в моде лет 30-40 назад.

В последние несколько лет образ плохих русских встречает некое сопротивление. Например, провалившийся в прокате «Крепкий орешек 5» прибыль хоть и получил, но в США было заработано ощутимо меньше денег чем во всем мире. Пятая часть считается самой глупой и позорящей легендарную серию фильмов.

Да, в большинстве произведений культуры «злой» образ русских превалирует и будет превалировать долго. Однако, если раньше этот образ был один единственной, то сейчас появилась хоть какая-то альтернатива – образ не злых, но состоятельных и смелых парней, любящих и разбирающихся в оружии.

То что западная антироссийская пропаганда терпит неудачи, говорит о том, что сами люди не хотят в нее верить.

Man Story