ТЕХНОПАРК БЕСПИЛОТНОГО КАМАЗа

Наверно все помнят советскую кинокомедию режиссёра Владимира Рогового, вышедшую на киностудии им. М. Горького (Ялтинский филиал) в 1982 году “Женатый холостяк” и главного героя Сергея Петрова с его изобретением первого видеорегистратора с автопилотом, круиз контролем и парктроником (сделано в СССР)?

И вот художественная выдумка скоро станет явью!

“КамАЗ” создаст беспилотный грузовик

Стало известно, что концерн “КамАЗ” собирается построить свой беспилотный грузовик к 2020 году. Разработка будет вестись совместно с компанией “Cognitive Technologies”, которая победила в 2014 году в конкурсе Минобрнауки на создание автономного транспортного средства нового поколения.

2ece7818ef9b2a79752dbad947fd8015Беспилотный грузовик будет создан в рамках федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы”. Сообщается, что на реализацию проекта государство выделит около 390 млн рублей, еще около 90 млн рублей в проект вложит ОАО “КамАЗ”.

Руководитель пресс-службы “КамАЗа” Олег Афанасьев пояснил:

“В настоящее время речь идет о реализации научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, а в перспективе возможно создание совместного предприятия по выпуску автоматических грузовиков. Решение о возможности промышленного производства будет приниматься после завершения пилотного проекта”

Отметим, что всё же первый в мире беспилотный грузовик разработала компания Mercedes-Benz и  успешно провела испытания беспилотного магистрального тягача, который получил название “Future Truck 2025”. Новинку представили в сентябре прошлого года на выставке коммерческого транспорта IAA Commercial Vehicles в немецком Ганновере.

Кузов автомобиля имеет обтекаемую форму. В салоне устанавливается комфортное водительское кресло, которое может поворачиваться на 45 градусов, чтобы принять более удобное рабочее положение при использовании съемного планшета.

Большегруз оснащается радарными датчиками, множеством специальных камер, а также спутниковой навигацией. За автономный режим езды отвечает система под названием Highway Pilot. Похожие технологии используются в авиации.

При этом отмечается, что функцией автопилота водитель грузовика сможет воспользоваться только при езде по шоссе. В населенные пункты большегруз заехать не сможет. В населенных пунктах система будет самостоятельно отключаться. Электроника не позволит грузовикам отклоняться от правил дорожного движения и, соответственно, уменьшит количество аварий с участием грузового транспорта.

Cognitive Technologies создаст систему искусственного интеллекта, а КАМАЗ доработает для нее автомобиль, объясняет представитель компании Cognitive Technologies Николай Никольский. КАМАЗ изучал возможность производства беспилотной техники несколько лет, присматривался к различным IT-компаниям и в итоге решил, что у Cognitive Technologies есть “нужный потенциал”, отмечает гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин.

Руководитель департамента по связям с общественностью компании Олег Афанасьев сообщил, что электронные системы, которые разрабатывает Cognitive Technologies могут быть использованы на различных типах шасси, выпускаемых компанией. Пока же испытания проводятся на одном из них. На каком именно, Афанасьев не пояснил.

Партнеры планируют выпустить автомобиль к 2025 году, пишет газета “Ведомости”. Беспилотный “КАМАЗ” будет работать в разных погодных условиях (за исключением плохой видимости в терминах правил дорожного движения), распознавать пешеходов и другие автомобили, препятствия на дороге, дорожные знаки и сигналы светофора. Западные аналоги рассчитаны на идеальные дороги, Cognitive Technologies научит беспилотный “КАМАЗ” ориентироваться на дороге в отсутствие разметки, сообщает Н.Никольский. Сейчас прорабатывается научная база проекта, пояснил представитель КАМАЗа.

Затраты на научно-исследовательскую работу, по экспертной оценке, могут составить 5-6 млрд. рублей, а на организацию серийного производства к 2025 году потребуется еще 12 млрд. рублей, говорит С.Когогин.

КАМАЗ предлагает государству выступить соинвестором, вложив 12 млрд. рублей (цифра может быть скорректирована), рассказывает С.Когогин. Заменить кредитом эту часть проекта не получится, “скорее мы будем искать партнеров среди других автопроизводителей”, замечает он.

Сейчас на проработку научной части в области машинного зрения Cognitive Technologies получила чуть более 300 млн. рублей от Минобрнауки и около 90 млн. рублей добавит КАМАЗ, говорит сооснователь и президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. Она дает более скромную оценку проекта – для серийного производства понадобится около 12 млрд. рублей в течение пяти лет, из которых 5 млрд. рубдей вложат партнеры, а еще 7 млрд. рублей из бюджета может добавить Минпромторг.

Совместный проект Cognitive Technologies и КАМАЗа прошел конкурсный отбор проектов, направленных на повышение конкурентоспособности продукции ведущих российских промышленных компаний, рассказывает представитель Минобрнауки. По его словам, этот проект был поддержан Минпромторгом. Утвержден план реализации проекта, рассчитанный до декабря 2016 года. Минобрнауки видит в беспилотном “КАМАЗе” средство предотвращения ДТП, говорит представитель министерства.

Соглашения с клиентами пока еще не заключены, но КАМАЗ уже видит интерес у представителей отрасли грузоперевозок, сельского хозяйства, промышленности, говорит директор по развитию КАМАЗа Ирек Гумеров.

Проект ориентирован прежде всего на рынок, но его оценку затрудняет то, что в России пока не разработана необходимая нормативно-правовая база, позволяющая эксплуатировать беспилотники, замечает С.Когогин.

Работу над беспилотным автомобилем ведут многие крупные мировые автопроизводители и компания Google, говорит руководитель службы компьютерного зрения “Яндекса” Александр Крайнов. По его словам, никто из них еще не успел завершить работы и информации о стоимости подобных разработок тоже пока нет.

В сентябре 2014 года Минпромторг объявлял конкурс на разработку серийных легковых беспилотников. Предлагалось разработать системы распознавания объектов движения и инфраструктуры, автоматизированные приводы управления основными функциями, программное обеспечение, в том числе для движения по заданному маршруту. Однако в начале ноября, когда завершался конкурс, ни одной заявки так и не поступило. Возможные участники конкурса не успели провести все внутренние согласования, объяснял “Ведомостям” в ноябре источник, близкий к Минпромторгу. В январе-феврале 2015 года он обещал новый конкурс.

Первый прототип грузовика, которому не нужен будет водитель, на «Камазе» должен появиться уже весной 2015 года, а в 2017-м автомобиль начнут испытывать на дорогах общего пользования. Пока в Татарстане. Массовое производство беспилотных «Камазов» может начаться ближе к 2020 году, если идея найдет себе практическое применение.

IT-компания Cognitive Technologies, на плечи которой ляжет разработка электронной начинки беспилотника, работает на рынке информационных технологий с 1993 года. Для беспилотного «Камаза» компания разработает системы автоматического управления. Система позволяет распознавать дорожную обстановку, в том числе границы дороги, ширину полос, разметку. Эту информацию KazanFirst подтвердили в Cognitive Technologies.

Она принимает участие в проекте после победы в конкурсе, учрежденного министерством образования и науки РФ — «Исследования и разработки по приоритетным направлениям  развития научно-технологического комплекса России  на 2014—2020 годы».

b13536ead8a5ead15cce266d00ee50a8Сама идея создания машин, управляемых дистанционно, не так уж и нова. Первый опыт использования наземных беспилотников был опробован еще в Советском Союзе на самых опасных радиоактивных участках при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Большее применение она нашла в космической отрасли, где Россия по-прежнему находится на лидирующих позициях при создании космических ракет, конкурируя лишь с американской NASA. До недавнего времени системы дистанционного управления активно использовались на летательных аппаратах.

С проектом беспилотного грузовика, который во многих СМИ уже воспринимается как прорывной, «Камаз» и  Cognitive Technologies опоздали как минимум на 7 лет. А когда идея будет доведена до логического завершения – лет на 15. Американские военные еще в 2007 году показали свои первые прототипы, разработанные специально для нужд армии. К настоящему времени армия США успешно провела ряд испытаний новых беспилотных грузовиков. Этот проект, осуществляемый Пентагоном совместно с компанией Oshkosh, развит настолько, что в 2015 году треть военного транспорта уже получит беспилотные системы. Правда американцы не собираются эксплуатировать свои грузовики на дорогах общего пользования, а лишь на территориях, где будут вестись боевые действия.

77500096bcd189703b2a7b5f0f208997«Камазу» же очевидно приглянулся опыт Daimler, который пока является техническим партнером компании и уже разработавшей свой единственный прототип – дальнобойный тягач Future Truck 2025 с системами дистанционного управления.

Ведущий автомобильный эксперт, заместитель главного редактора журнала «Рейс» Николай Мордовцев сообщил KazanFirst, что всерьёз говорить о массовом производстве беспилотных грузовиков в России пока рано. «Скорее всего, реализация данного проекта на “Камазе” направлена на демонстрацию возможностей компании при создании беспилотного грузовика, не более», – заметил эксперт. Он отметил, что в ближайшие 10 лет автомобили не смогут передвигаться без помощи водителей, а сама идея беспилотного грузовика не получит своего реального воплощения ранее 2025 года. «Даже у немецкого концерна Daimler AG, который уже испытывает свой тягач Future Truck 2025 в концепции создания беспилотного грузовика заявлен именно этот год. Пока же то, что показывает “Мерседес”, больше напоминает применение в автомобиле системы автопилотирования с участием человека», – резюмировал Мордовцев.

Тогда причем здесь беспилотный автомобиль? Даже если предположить, что в ближайшие два года, отведенные на создание грузовика, машину можно научить ездить без помощи водителя по дорогам общего пользования, то непонятным остается вопрос технического обслуживания автомобиля в пути. Кто будет заниматься ремонтом и заправлять его?! А самое главное – как будут вести себя электронные системы автомобиля в случае разрыва связи с оператором, находящегося за сотни или тысячи километров от грузовика?! Эти вопросы пока остаются без ответов. А сама идея, на которую предполагается потратить 12 млрд рублей – остаться лишь утопией без практического применения. В условиях спада экономики, которая по прогнозам экспертов будет в России находиться в стагнации из-за санкций и девальвации национальной валюты в течении ближайших двух лет, развитие таких проектов кажется бессмысленной тратой денег. Без дальнейших перспектив…

КАМАЗ предлагает создать искусственный город с полигоном для испытания беспилотных машин

Проект оценивается в 5 млрд рублей. Необходимость в подобном полигоне связана с тем, что КАМАЗ с июля приступит к испытаниям первого беспилотного грузовика

КАМАЗ предлагает создать искусственный город с полигоном для испытания беспилотной автотехники, стоимость проекта оценивается в 5 млрд рублей. Об этом в понедельник сообщил корр. ТАСС главный конструктор по инновационным продуктам Научно-технического центра КАМАЗа Сергей Назаренко.

“Мы письменно обратились в Минпромторг России, предложение принципиально поддержано”, – сказал Назаренко.

По его словам, КАМАЗ до 1 мая подготовит детализацию своей программы по созданию беспилотной техники на 18,5 млрд рублей.

“Пять миллиардов из этой суммы предназначено на создание полигона с искусственным городом”, – пояснил Назаренко.

Здесь грузовики без водителей будут испытывать при поездках в потоке машин, пересечении сложных перекрестков и пешеходных переходов, на полигоне разместят макеты автомобилей, мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов.

“Полигон с искусственным городом есть у Volvo в Швейцарии, строительство такой площадки ведет Daimler в Германии… В России подобного полигона нет, а необходимость в нем есть”, – уверен главный конструктор.

КАМАЗ с июля приступит к испытаниям первого беспилотного грузовика, который создается на базе серийной модели КАМАЗ – 5350 с полноприводным шасси 6х6, в планах автозавода – разработка до 2025 года еще около 20 прототипов беспилотных автомобилей разного назначения.

Как отметил Назаренков, разработки КАМАЗА в области беспилотной автотехники могут быть использованы и другими отечественными автозаводами, а также предприятиями по выпуску сельхозтехники. “Беспилотной техникой управляет искусственный интеллект при помощи технического зрения, создаваемый нами комплекс может работать не только на колесной, но и на гусеничной технике”, – пояснил главный конструктор.

У разных беспилотников свои задачи, отметил Назаров, некоторые создаются для экономии средств, например, карьерные самосвалы, некоторые – для безопасности людей, к примеру во время тушения пожаров на военных складах.

КАМАЗ – крупнейший производитель грузовых автомобилей в России, выпускает более 40 моделей грузовой техники, а также прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент.