Ракеты С-300 полетят в Грецию

Между РФ и Грецией идут переговоры о техническом обслуживании ряда ракетных комплексов и закупке новых ракет для систем С-300. Об этом 15 апреля заявил министр обороны Греции Панос Камменос.

– Между РФ и Грецией идут переговоры о техническом обслуживании систем С-300, «Тор М-1», «Корнет» и других, а также о закупке новых ракет для систем С-300, — уточнил министр.

– Мы ограничимся заменой ракет на новые, – подчеркнул Камменос.

Также он отметил, что Греция дорого заплатила за санкции ЕС против России, которые ударили по самому Евросоюзу. Камменос заверил, что его страна постарается «всеми возможными силами» сделать так, чтобы санкции против РФ были сняты.

Греция – единственная страна НАТО (вступила в Североатлантический альянс в 1952 году), в войсках которой используются российские зенитные ракетные средства ПВО. В настоящее время на вооружении греческих ВС стоят американские ЗРК Patriot PAC-2, российские ЗРС С-300ПМУ1, а также комплексы ближнего действия советского производства – «Оса-АКМ» и «Тор-М1». Все средства интегрированы в национальную систему ПВО, и являются составной частью ПВО НАТО. Кроме того, греки используют противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Фагот» и «Корнет».
Russia Syria

Отметим, что два дивизиона С-300 были закуплены Кипром в 1996 году, однако принятие С-300 на вооружение было заблокировано США, Великобританией и Турцией, которые посчитали, что это может нарушить военный баланс в этом регионе. В 2006-2007 годах права на систему перешли от Кипра к Греции. 13 декабря 2013 года Афины впервые провели стрельбы из российских «трехсоток». Пуск ракеты прошел на острове Крит в рамках учений «Белый орел 2013», цель была поражена на расстоянии 30 километров и высоте менее 2000 метров, причем при выполнении маневров уклонения. Тогда все специалисты отметили высокую надежность ракет. За стрельбами следили все военные атташе, аккредитованные в Греции, тогда они поздравили российских военных, следивших за стрельбами, с отличным результатом. Как заметил в интервью бывший начальник зенитно-ракетных войск ВВС России, генерал-лейтенант запаса Александр Горьков, наблюдавший ход греческих учений, «когда Греция вдруг «реанимировала» российские ЗРС С-300ПМУ1 и провела стрельбы на полигоне Акротири, из кулуарных разговоров с военным руководством страны я понял, что это был шаг, направленный против Турции».

– Открыто об этом не говорилось, однако на стрельбы было приглашено столько представителей СМИ, что было ясно – в этом решении больше политики, чем военной необходимости, – сказал Горьков.

Интересно, что по сообщениям греческой прессы, С-300 должны были участвовать 25 марта 2014 года в военном параде в Афинах, но перед публикой они так и не появились «по политическому решению» руководства страны — «в связи с обострением ситуации на Украине». Как писали СМИ, решение было принято настолько быстро, что ЗРС остались в розданных гостям на трибунах программках со сценарием парада.

В конце декабря 2014 года, несмотря на введенные против РФ санкции, Греция подписала контракт на поставки запасных частей к «Тор-М1» и «Оса-АКМ». Как заявил тогда военный источник в Афинах СМИ, «важно не только денежное выражение, а то, что Греция сочла интересы своей обороноспособности важнее, чем введенные против России санкции. Для Греции этот контракт очень важен, поскольку позволяет поддерживать на должном уровне противовоздушную оборону».

Член Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, полковник запаса Виктор Мураховский считает переговоры о техническом обслуживании ЗРК и ПТРК «Корнет», а также о закупке новых ракет для систем С-300 знаменательным событием.

– Греция – это единственная страна НАТО, с которой у нас осуществляется масштабное военно-техническое сотрудничество. Этот шаг говорит о том, что Афины и дальше намерены продолжать тесное сотрудничество с Москвой в военной области.

Что касается новых противоракет для С-300, то тут есть два момента. Во-первых, у тех ракет, которые в 90-х закупались в составе комплексов, истекает гарантированный срок службы. Во-вторых, за это время появились новые ракеты с дальностью полета до 400 км. Кстати, они совместимы с С-300ПМУ-1, поэтому совершенно логично, что Греция хочет получить такое средство.

— Техническое обслуживание ПТРК – это сложный процесс?

– Эти противотанковые комплексы тоже достаточно давно закуплены, поэтому необходим так называемый «авторский надзор», то есть требуется проведение контрольных испытаний для продления сроков службы ракет. Пусковые установки особого сервисного обслуживания не требуют, максимум – мелкого ремонта. Надо сказать, что техобслуживание ПТРК выполняется буквально теми средствами, которые есть в составе комплекса. Так, в него входит контрольно-проверочная машина, которая позволяет проверить и пусковые установки, и ракеты. В случае чего, с завода могут быть поставлены и ремонтные комплекты.

Теперь что касается зенитных ракетных комплексов ближнего действия. Например, ЗРК «Оса-АКМ» хоть и снят с вооружения, но военные Греции высоко оценивают его возможности и продолжают эксплуатировать. Кстати, наши предприятия сейчас предлагают модернизацию как комплексов «Оса-АКМ», так и «Тор-М1». Такой «апгрейд» может быть произведен на территории Греции – Россия поставляет необходимые модернизационные комплекты.

— С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2 уже не производятся в России, но с их сервисным обслуживанием проблем нет?

– В советское время были произведены сотни таких комплексов, причем массово изготавливались и ремонтные комплекты, были накоплены значительные модернизационные запасы. С учетом этого, можно все отрегулировать и восстановить до рабочего состояния.

— В Греции ЗРК Patriot PAC-2, российские ЗРС С-300ПМУ1, а также комплексы ближнего действия «Оса-АКМ» и «Тор-М1» интегрированы в национальную систему ПВО, а также являются составной часть ПВО НАТО. Каким образом происходит интеграция советских и американских средств ПВО?

– Приведу наглядный пример. Перед событиями 2008 года в систему ПВО Грузии входили самоходные ЗРК «Бук-М1», которые им поставила Украина, израильские ЗРК ближнего действия Spyder-SR, советские радиолокационные станции П-15 «Тропа» и 36Д6-М. С помощью украинских специалистов грузины сумели все это интегрировать в единую систему ПВО, причем сумели подключить ее к системе ASDE (Air Situation Data Exchange) НАТО через Турцию, что позволяло Грузии получать данные о воздушной обстановке непосредственно от объединенной системы ПВО НАТО. Так что на техническом уровне интегрировать средства ПВО разных стран-производителей – не проблема. На первом этапе все это функционирует в «ручном режиме», когда радиолокационная информация выдается на оператора, а он уже заносит ее в свою систему. На втором этапе интерфейсы стыкуются, в итоге в автоматическом режиме происходит обмен радиолокационной информацией и целеуказание.

Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко считает, что демонстративные заявления греческих политиков о возможной аренде РФ военно-воздушной базы «Андреас Папандреу» и военно-морской базы в городе Лимасол на Кипре, а также о переговорах по линии ВТС мешают развитию российско-турецких отношений.

– Если мы с 2008 года взяли курс на развитие военно-политического партнерства с Турцией, то подобные громкие заявления со стороны Кипра и Греции могут сильно подпортить сотрудничество Москвы с Анкарой. Можно было бы обойтись без игры на публику, проводя такое сотрудничество по линии ВТС. Скажем, когда в 90-х годах мы поставили С-300ПМУ-1, то это обнаружилось только тогда, когда Кипр уже получил средства ПВО… А подобные демарши в нынешних геополитических условиях наталкивают на мысль, что речь может идти о некой информационной акции. Скажем, сейчас одна из важных задач Соединенных Штатов на геополитической арене – любой ценой прекратить наши отношения с Турцией. А ближайший союзник США – Великобритания – исторически имеет сильные позиции в Средиземноморье, в том числе и в плане дипломатии.

Однако руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев говорит, что в заявлениях греческих политиков не надо искать необоснованной конспирологии.

– Вариант, что греческие и кипрские власти делают громкие заявления с подачи Запада, возможен только в одном случае – если министр обороны Греции и другие высокопоставленные чиновники являются агентами влияния Великобритании. В чем лично я сильно сомневаюсь. Понятно, что подобные заявления по определению будут напрягать Анкару с учетом проблем Северного Кипра. Но министр обороны Греции Панос Камменос сказал о техосблужвинаии ЗРК и закупке новых противоракет на московской конференции по международной безопасности, что вряд ли можно увязать с версией про происки британской дипломатии… Но, конечно, забавно, что Греция ведет переговоры о неком перевооружении, имея столько долговых проблем и находясь в преддефолтном состоянии.

РИА-Новости и Рейтерс сообщают о ведущихся переговорах между Россией и Грецией о поставках (вернее, обновлениии) зенитно-ракетных комплексов С-300, а также заключении нового договора по тех. уходу за уже имеющимися системами. Как известно, Греция закупила комплексы С-300 еще в конце 90-х годов.

Учитывая тот факт, что у Греции на сегодняшний день нет лишних финансовых средств даже на социалку, инвестиции в дорогостоящее военное оборудование вызывают много вопросов. Тем не менее, от кого Греция собирается защищаться этими ЗРК, являясь членом НАТО, грекам, видимо, хорошо известно.

Как говорится, нужно уметь правильно расставлять приоритеты

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: