Русские солдаты в Голливуде

50S0mI2SMBw

Чтобы пересмотреть отечественные фильмы о русских воинах и войнах, наверное, потребуется целая жизнь. Зарубежная фильмография на эту тему значительно меньше. Мы постарались разобраться, какими видели и видят русских солдат за океаном в разное время.

«Рокки-4» (Rocky IV)

1985, США, реж. Сильвестр Сталлоне

Четвертый фильм из саги о легендарном боксере Рокки с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Американец приезжает в СССР, чтобы сразиться с русским человеком-скалой Иваном Драго, капитаном Советской армии и Героем Советского Союза, которого играет Дольф Лундгрен.

Фильм снят в разгар холодной войны, поэтому образы СССР и Драго являют собой ярчайший образец классической «клюквы». Мрачная заснеженная страна, население которой круглый год носит ушанки, хлещет водку и распевает гимн Советского Союза. Иван — белокурый гигант с железной волей к победе и ударом в 700-800 кг (средняя тяжесть удара боксера-тяжеловеса — 350 килограмм), хладнокровный, беспощадный, словом, настоящая живая машина убийства. За весь фильм герой Лундгрена произносит всего несколько фраз, впоследствии ставших крылатыми: «Пусть умирает», «Ты проиграешь» и «Я непобедим». Образ, с одной стороны, глубоко обидный: картина была запрещена к показу в СССР. С другой стороны, фильм отлично отражает тогдашние эмоции американцев по отношению к России: огромная, загадочная, внушающая ужас своей военной мощью держава. Справедливости ради отметим, что «клюкву» не оценили даже сами американцы. Сталлоне получил премию «Золотая малина» в номинации «Худший режиссер».

Любопытный факт: стремясь добиться правдоподобия поединка, Сталлоне заставил Лундгрена, мастера боевых искусств, драться по-настоящему. Эксперимент закончился плачевно: Слая увезли в больницу с двумя сломанными ребрами.

Цитата из фильма:

— Сегодня здесь, на ринге, два парня колотили друг друга, но это лучше, чем 20 миллионов людей.

Забавно, что в некоторых версиях фразу переводят как «Сегодня здесь, на ринге, два парня колотили друг друга, но это лучше, чем 20 миллионов долларов».

«Красный скорпион» (Red Scorpion)

1988, США, реж. Джозеф Зито

Видимо, во времена холодной войны голливудские режиссеры считали Лундгрена обладателем самой славянской внешности. Через 3 года после выхода «Рокки-4» неутомимый швед вновь появляется на экране в образе советского солдата. На этот раз Лундгрен играет спецназовца и лейтенанта КГБ Николая Раченко, посланного в африканскую страну с миссией убить лидера освободительного восстания.

Советский солдат в этом фильме по-прежнему молодецки пьет водку, распевает гимн и превосходно умеет убивать. Однако Раченко — не бездушный терминатор, слепо выполняющий приказы, а живой человек, самостоятельно принимающий решения и испытывающий сложные чувства. В ходе выполнения операции Николай осознает жестокость и несправедливость политики советского правительства и переходит на сторону партизан. Благодаря ему повстанцы одерживают победу в важном сражении.

Ленту можно назвать классическим антисоветским боевиком. СССР показан «Империей зла», а Радченко фактически становится изменником Родины. Тем не менее, в этом фильме советский солдат — положительный герой, защитник слабых и борец за справедливость.

Любопытный факт: блуждая по пустыне, Раченко встречается с племенем бушменов, которые обучают его охоте на бородавочников. Вождь в знак дружбы делает Николаю татуировку в виде красного скорпиона.

Цитата из фильма:

— У тебя что, мозгов нет?

— Есть. А вот патронов уже нет!

«Охота за “Красным октябрем”» (The Hunt for Red October)

1990, США, реж. Джон МакТирнэн

Фильм снят по одноименному роману Тома Клэнси, чьи политические триллеры соперничают со шпионской сагой о Джеймсе Бонде Йена Флемминга.

В СССР создана суперсовременная подводная лодка «Красный октябрь» с бесшумным двигателем, способная нарушить хрупкое равновесие между ядерными державами. Советский капитан Марко Рамиус решает сдать лодку американцам. Советское командование, узнав о планах Марко, отдает приказ уничтожить «Красный октябрь». Штаты, полагая, что лодка движется к берегам США с намерением напасть, объявляют мобилизацию Североатлантического флота. За «Красным октябрем» охотятся с двух сторон.

Однобоко решенная в предыдущих лентах тема холодной войны здесь получает глубокую психологическую и политическую трактовку. Рамиус в исполнении Шона Коннери показан сильным цельным человеком, который, став дезертиром, тем самым фактически предотвращает Третью мировую войну. Не обошлось и без штампов, впрочем, простительных: злодей-замполит с неожиданной фамилией Путин, советский гимн, исполняемый на ломаном русском, чай в металлических подстаканниках… Создатели, видимо, пытались таким образом придать образам моряков русскости.

Любопытный факт: на поддержание формы шикарнейшей шевелюры Коннери было потрачено, согласно смете фильма, 20 тысяч долларов.

Цитата из фильма:

— И это напоминает мне о гордых днях спутника и Юрия Гагарина, когда весь мир сотрясался от грохота наших ракет. Ну, вскоре они опять будут трястись — при звуке нашей тишины. Слушай мою команду: включить бесшумный двигатель!

К-19 (K-19: The Widowmaker)

2002, Германия – Великобритания – Канада, реж. Кэтрин Бигелоу

Фильм основан на реальных событиях, произошедших с советской подлодкой АПЛ К-219. Во время дрейфа вблизи Североатлантического океана на борту случилась авария, которая грозила атомным взрывом и возможным военным конфликтом между США и СССР. Только беспримерное мужество советских моряков предотвратило катастрофу. 4 человека погибли на борту, еще четверо умерло по возвращении от облучения.

Стараясь максимально точно воссоздать события, Бигелоу консультировалась с экипажем К-219. Первый вариант сценария моряки раскритиковали как искажающий факты. Достоверность окончательного варианта они оценивают в 90%. Николай Карпюк, член экипажа: «…лица в фильме у всех прямо русские. И текст чисто русский. Как это им удалось? Молодцы. А Харрисон Форд здорово внешне на нашего Hиколая Затеева похож. <…> Фильм получился действительно потрясающий! Говорят, когда его показали американским конгрессменам, те обрыдались и посетовали: «Hу вы и прославили русских, про нас бы хоть что-нибудь подобное сняли». Теперь, думаю, Голливуду должно быть совестно продолжать русскую тему в своей обычной манере: шапки-ушанки с огромными красными звездами, самовары, стакан водки».

Любопытный факт: на родине подвиг подводников не оценили. Морякам отказали в награждении, а отечественного фильма о тех страшных событиях до сих пор нет.

Цитата из фильма:

— Вы — пример. Экипаж должен черпать от вас смелость, а не страх. Страх — это болезнь, и он заразен.

«Враг у ворот» (Enemy at the Gates)

2001, США – Германия – Великобритания – Ирландия, реж. Жан-Жак Анно

Фильм воссоздает реальную «дуэль» между советским снайпером Василием Зайцевым, за исключительную меткость прозванным немцами Ангелом смерти, и немецким стрелком майором Кеннингом. Основой для картины послужила книга Уильяма Крейга «Враг у ворот: Битва за Сталинград». Противостояние двух снайперов подробно описано в воспоминаниях помощника Зайцева Николая Куликова.

В России фильм вызвал бурную неоднозначную реакцию. Советские офицеры показаны безжалостными мясниками, а простые солдаты — жертвами пропаганды и покорным пушечным мясом. Во время переправы командиры расстреливают дезертиров, а тем солдатам, которым не досталось оружия, дают в руки патроны. Если впереди идущего вооруженного бойца убьют, солдат должен забрать винтовку и продолжить бой. Советская армия идет в атаку с криком «Вперед, за ценности социализма!». Ветераны Сталинградской битвы сочли эти и другие исторические неточности оскорбительными и потребовали запретить фильм в России.

С другой стороны, попытка Голливуда показать подвиг советских воинов, бесспорно, заслуживает уважения. Многие зрители посчитали, что Зайцев в исполнении Джуда Лоу получился убедительным. Умный, выдержанный, волевой, целеустремленный – именно таким, по их мнению, и является настоящий русский солдат.

Любопытный факт: это самый дорогой европейский фильм. На его создание потрачено 84 миллиона долларов.

Цитата из фильма:

— Тот, у кого есть винтовка, — стреляет. Тот, у кого нет, — следует за ним. Когда солдата с винтовкой убьют, тот, что следует за ним, подбирает винтовку и стреляет.

Источник