Расстрелянный Луганск

Сегодня Луганск вспоминает жертв трагедии, которая произошла ровно год назад.

11390309_913214282072796_3967369055597318618_n

2 июня 2014 года около 15.00 по Луганской областной государственной администрации штурмовик Су-25 украинских ВВС нанес удар, предположительно, 80-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами С-8 и обстрелял здание из авиационных пушек калибра 30 мм. В самом центре города под обстрел попали само здание Луганской ОГА, автостоянка перед ним и сквер им. Героев Великой Отечественной войны.

Ранним утром началась стрельба в квартале с символическим названием Мирный, где ополченцы брали погранчасть. Местные срочники готовы были сложить оружие, но их просто не выпускали офицеры и, по некоторым данным, иностранные наемники.

— Мы живем в Южном, который от Мирного отделен лесополосой, там тоже все простреливается. Не знаю, из чего именно стреляли, но явно есть тяжелые орудия. Бабахало прилично. Представляю, каково людям в домах, что недалеко от пограничников, — рассказывала тогда очевидица событий Елена М.

Уже тогда сообщалось, что в небе над частью кружит военный самолет, но луганчане, еще не зная, как опасен для города он будет в дальнейшем, тогда приняли летчиков просто за наблюдателей. Всего за полдня военное противостояние переметнулось в центр города. Люди сообщали о беспорядочной стрельбе в других районах, кроме Мирного.

И около 15:00 был произведен авиаудар. То, что это был именно он, уже не вызывает никаких сомнений.

wLYt__0OQm8

 

— Я видела, как просто над нашей улицей на очень низкой высоте пролетел военный самолет. Огромный, страшный, — рассказывает Анна К., которая работает в лицее в непосредственной близости от ОГА. — Видела, как он выпустил ракеты. Потом произошел сильный взрыв, так что даже наше здание задрожало. Мы подумали, что это в нас попали, все выбежали на улицу. Вокруг паника. Не работала мобильная связь… Если бы я всего этого не видела, я бы, может, и поверила, что это с земли попали ракетой в кондиционер, как сказали в украинских СМИ, я же в военном деле не разбираюсь. Но мы эти каналы и раньше почти не смотрели, теперь уж тем более. Конечно, мы все тут понимаем, почему бомбили администрацию, хотя это и мирный объект. Там сейчас работают все наши новые власти, там был тогда и Болотов (лидер Луганской народной республики – Ред.), но он не пострадал. Погибла женщина, министр здравоохранения ЛНР.

Глеб Бобров, нынешний глава Союза писателей Луганской народной республики, тоже был свидетелем событий того дня.

— В 14:58 я находился напротив главного входа в ЛНУ. В это время над городом прошло два самолета. Один — на большой высоте, второй — метрах в трехстах-пятистах, насколько я могу оценить визуально. Тот, что шел ниже, сделал круг и зашел на боевой кус по направлению к ЛОГА. Примерно над остановкой «Донбасс» он вначале отстрелил ложные тепловые цели и сразу дал залп НУРСов, ракет 7—8 навскидку, после чего еще, как мне показалось, дал залп из пулеметно-пушечного вооружения — 2—3 короткие очереди. Судя по повреждениям ЛОГА, большинство НУРСов попало по парку. Точность у этого оружия, как я сужу по Афганистану, всегда была ниже всякой критики — точно, что бить по площадям. Резюме: приказ о нанесении бомбоштурмового удара в центре города — безусловное преступление. То, что бомбоштурмовой удар проведен без оповещения населения, — преступление против человечности, — писал тогда он.

Погибли восемь человек – трое мужчин и пять женщин. Осколочные ранения получили около 30 человек, некоторые из них были доставлены в больницы в тяжелом состоянии.

Среди погибших – занимавшая тогда пост министра здравоохранения ЛНР Наталья Архипова и Александр Гизай, являвшийся руководителем военно-патриотического объединения “Каскад”, ветеран-афганец, один из опытнейших поисковиков Украины, историк и общественный деятель.

В сквере перед ОГА позже были найдены две неразорвавшиеся неуправляемые авиационные ракеты.

В отчете ОБСЕ за 2 июня о трагических событиях говорилось довольно сдержано: “Вскоре после 15.00 ракеты поразили захваченное здание региональной администрации. На основании наблюдений представителей СММ, которые располагали неполными данными, удар был нанесен с использованием неуправляемых ракет, выпущенных с самолета. Количество жертв не установлено”.

В официальном сообщении минобороны Украины, опубликованном вечером того же дня, говорится, что 2 июня по окраинам Луганска “работала армейская авиация и авиация Воздушных Сил ВС Украины”. Позднее спикер “АТО” Владислав Селезнев утверждал, что ВС Украины не наносили удара по зданию Луганской ОГА. При этом этом подконтрольные Киеву СМИ стали распространять не выдерживающую никакой критики версию о том, что ополченцы ЛНР стреляли по самолету ВСУ из переносного зенитно-ракетного комплекса, однако ракета навелась на тепло кондиционера, находившегося на стене здания ОГА. В тот же вечер эта версия была разбита в пух и прах российскими военными экспертами.

Что означало это событие для Луганска, который, кстати, не в числе первый подключился к освободительной борьбе, и до этого самого дня оставался в стороне от громких расстрелов и сожжений активистов? Так для всех, даже сомневающихся до последнего, началась горячая фаза войны. Так пришло понимание, что луганчан действительно будут убивать. Бомбить с самолетов, списывая на кондиционеры, шмалять из “Градов”, рассказывая по телевизору, что это делает Россия. Но будут ли  отныне верить лугачане тем “журналистам”, что обвиняют в гибели восьми их сограждан… кондиционер?

На следующий день после этой трагедии в Ростовской области был введен режим ЧС, связанный с наплывом беженцев. Побежал 600-тысячный Луганск и другие города республики. К началу лета они практически опустели. Оставшиеся жители многое успели повидать за последующие 12 месяцев: разрушения, обстрелы с массовыми жертвами прямо в центре города, жизнь в 40-градусную жару без воды и света. По сей день продолжается экономическая блокада освобожденных территорий Луганщины.

Но, несмотря ни на что, Республика состоялась. С какими бы теперь сложностями не сталкивались луганчане, свою главную победу они уже завоевали. Но угрозы хунты они не испугались, а лишь больше разозлились и назло оккупантам создали и продолжают ставить на ноги свое государство, свою частицу Русского мира.

 

 

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: