Мнение «ОколоКремля» о референдуме, паспортах РФ, Суркове и будущем Украины

 9qATQOKry5MНа Донбассе сейчас затишье, на фоне этого странного перемирия копиться все больше слухов на тему закулистных игр, что же действительно планирует Кремль и какова будет его политика в ближайшее время ИА «Новороссия» поинтересовалась у главного редактора политиздания «ОколоКремля» Алексея Сидоренко.– Алексей, самая обсуждаемая тема на Донбассе на данный момент – будет ли выдача российских паспортов и референдум о присоединении к России?

– Трудно говорить об «обсуждаемых темах на Донбассе» в целом. Мне видится, что на сегодняшний день, для руководства народных республик, общественности, ополченцев в окопах и простых мирных граждан, самым актуальным является вопрос «Что же будет дальше?».

Однако строить какие-то долгосрочные прогнозы в сложившейся ситуации – дело, в медийном смысле, конечно, прибыльное, но совсем неблагодарное. И в руководстве республик, и в Кремле, решения принимаются и будут приниматься в режиме «ручного управления», исходя из актуальных вызовов, что мы, в общем-то, и так видим на примере последних 1,5 лет. Я не вижу причин, которые могли бы в ближайшее переломить ситуацию в пользу предсказуемого для внешнего наблюдателя сценария.

Перспектива референдума в народных республиках будет решаться в точно таком же ручном режиме. Для того, чтобы составить внятное представление о возможности / невозможности его проведения именно в ближайшее время и не гадать на кофейной гуще, достаточно внимательно прочитать несколько вчерашних заявлений:

Спикер Народного совета ДНР Андрей Пургин заявил: «Мы никогда не отрицали, что движемся в направлении интеграции с Россией и евразийскими интеграционными объединениями, однако пока говорить о каких-то сроках и параметрах проведения такого рода мероприятия (референдума) преждевременно. “Такие заявления сегодня носят больше спекулятивный характер. В идеале, конечно, от таких спекуляций необходимо воздерживаться, потому что тема очень серьезная».

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Я не могу точно ответить: я не знаю, о каких источниках идёт речь. Тут должна появиться достоверная информация».

Глава Донецкой народной республики Александр Захарченко: «Никакого референдума не будет. Это слухи. У нас будут выборы 18 октября. Если возникнет необходимость в проведении референдума, то я лично сообщу об этом».

Если сам вопрос Вашего издания о возможности проведения референдума продиктован новостными заголовками последних дней, то следует оттолкнуться от слов Дмитрия Пескова и нырнуть в пучину Яндекс-Новостей. Там отчетливо будут видны 2 волны вброса на тему референдума, одна из которых приходится на 19-20 числа августа, а вторая – на последние числа этого же месяца. Первая волна начинается на страницах украинских порталов «Остров» и «ДонПресс», и заканчивается опровержением Андрея Пургина, которое было дано в этих же числах. Вторая волна опирается на инфоповод первой и заканчивается процитированными выше заявлениями Захарченко и Пургина. В значительной мере ее инициировало украинское издание «Политнавигатор».

Однако во второй волне есть интересный эпизод с публикацией издания «Газета.Ру», появившейся позавчера. В ней в качестве источников фигурируют уже не украинские порталы, а «близкие к Кремлю собеседники, работающие на украинском направлении». Один из источников, который прямо заявляет, что «история с референдумом не фейк» не называется. Однако имя второго Газета.Ру публикует. Им оказывается политолог Сергей Михеев: «Точной даты референдума пока нет, но, скорее всего, это будет в конце октября или в ноябре, разнос между местными выборами и референдумом вряд ли будет больше месяца. Тема проведения референдума широко обсуждается в Донецке и Луганске, и вероятность такого сценария весьма высока. Надо при этом понимать, что решение, принятое на референдуме, юридически Россию ни к чему не обязывает, скорее, это заявление о намерениях», – говорит он.

Это уже, что называется, другой разговор, поскольку Сергей Михеев, насколько я понимаю, входит во влиятельную информационно-аналитическую группу Алексея Чеснакова (ассоциирующуюся, в частности, с «Центром политической конъюнктуры»). Группа Чеснакова, насколько мне позволяют судить открытые источники, имеет рабочие связи с Управлением Президента Российской Федерации по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ во главе с Олегом Говоруном и куратором этого направления Владиславом Сурковым.

Учитывая подобный бэкграунд, заявления Михеева, слабо верится в его «случайное появление». С другой стороны, фактов для строгого и уверенного анализа недостаточно.

Лично мне симпатична такая версия расклада: украинская сторона запустила тему о готовящемся в ДНР референдуме, в целях прикрытия своего отхода от Минских договоренностей. Российская сторона 31 августа, «обработав пас», неожиданно, через людей с имиджем «имеющих отношение к партии принятия решений», дала подтверждение украинскому фейку. А на следующий день 1 сентября инициировала официальные опровержения подготовки референдума от Захарченко и Пургина и намек Пескова о том, что «все-таки фейк». Теперь у Киева в голове сложится картинка: «на официальном уровне отрицают, а в рабочем порядке – готовят». Согласитесь, есть от чего заболеть киевской голове, кроме утренней абстиненции, когда твой собственный фейк оживает и претворяется в жизнь, но уже не под твоим контролем. Однако, повторюсь, что все эти рассуждения не могут быть вынесены за рамки «рабочей гипотезы».

Тем же, кто все-таки склонен оптимистично воспринимать комментарий Михеева, как «прямой сигнал», я посоветовал бы обратить внимание на слова «вероятность» и «тема обсуждается» в его цитате. Ну, конечно, на то, что решение, «принятое на референдуме, юридически Россию ни к чему не обязывает».

Что касается темы с «выдачей паспортов». Она возникла в медиаполе с подачи КПРФ, которая объявила о подготовке соответствующего законопроекта. По моему личному убеждению, вынос информации об этом законопроекте в публичное поле тесно связан с pr-кампанией коммунистов, которую уже довольно продолжительное время (история с брендом «Красная Москва» ит.д.), ведут неплохие специалисты из «старой» политтехнологической гвардии времен Владислава Суркова. Безусловно, вынос на обсуждение в Госдуме подобного законопроекта прибавит КПРФ имиджевых баллов.

Но исходя, во-первых, из предположения, что этот законопроект – элемент позитивного пиара КПРФ и, во-вторых, из очень низкой перспективы поддержки этого закона «Единой Россией» и другими фракциями, мы можем смело успокоиться и забыть о реальной перспективе «раздачи паспортов». Другой вопрос, связан ли этот «элемент позитивного пиара КПРФ» с потребностями информационной политики Управления Президента Российской Федерации по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ. Если такая связь существует, то пиар КПРФ может оказаться еще и функциональным элементом напряженной и тяжелой информационной войны между Россией и Украиной.

– Почему Кремль продолжает риторику по «Единой Украине»? Это попытка показать недоговороспособность Киева или реальное желание сохранить Украину целой, минус Крым?

– Насколько мне позволяет судить знакомство с информационными материалами по этой теме, риторика российской стороны по «Единой Украине» проскальзывает в 90% случаях, внутри «минского дискурса» и, конечно, эта риторика мало соприкасается с реально происходящими процессами. «Минск», в свою очередь, был необходим в качестве элемента отвлечения внимания международной общественности от Крыма. Нужно было «занять мозги» европейским элитам минским форматом. Поэтому я бы не переоценивал реальное значение подобных «пробросов» в медиа.

С другой стороны, «сохранить Украину целой» уже не получилось. В объективной реальности государства «Украина» уже не существует. Мы имеем дело с очень сложным, многовекторным геополитическим разломом, который находится в процессе реконфигурации.

К этому разлому относится, безусловно, не только территория бывшей Украины. В разной степени вовлеченности в эту реконфигурацию будут втянуты Приднестровье, Молдавия, Румыния, Венгрия и Польша. В качестве авантюристов и «искателей выгоды», во многом инициировавших эту реконфигурацию, безусловно, были и будут активны ЕС и США. В этом смысле российские специалисты, ответственные за наше участие в этой реконфигурации, только кажутся «всемогущими демиургами», способными мановением пальца «сохранить Украину» или «развалить ее». Я не думаю, что у них просто есть в распоряжении подобные мощности.

Комментировать же, что было сделано правильно, а что нет, «как надо было», заниматься раздачей рецептов, как человек, не имеющий доступа реальным рычагам принятия решений и не несущий за них ответственности, я не буду.

– О Суркове ходит много легенд. Насколько он влиятелен и под чьим находится контролем?

– Это вопрос к профессиональным конспирологам и имиджмейкерам Владислава Юрьевича. Российская активность на украинском направлении, за исключением военных аспектов, безусловно, полностью входит в его компетенцию, как помощника Президента РФ по вопросам социально-экономического сотрудничества с государствами СНГ, Абхазией и Южной Осетией. Вопрос с контролем разрешается путем внимательного прочтения названия его нынешней должности.

– Не меньше легенд о разногласиях «башен» Кремля. Насколько они реальны?

– Их разногласия, по большей части, проявляются в публикациях СМИ и в вопросах раздела собственности. За этим можно наблюдать ежедневно, как за нескончаемым сериалом. Но как только эти разногласия проецируются в реальное политическое поле, сразу принимается ряд жестких управленческих решений, примеры которых мы видели на рубеже 2011 – 2012гг.

Я думаю, что такое же жесткое решение было принято относительно возможности нового президентства Медведева, когда бы то ни было в будущем. С другой стороны, если бы этих разногласий не существовало, не нужен был бы арбитр, принимающий те самые «жесткие управленческие». Эта система сдержек и противовесов прошла испытание «креативным бунтом», остается надеяться, что ей не придется испытывать себя на прочность в стихии бунта реального, с социально-экономической подоплекой.

– Чем может закончиться война в республиках Новороссии?

– Исходя из логики «геополитического разлома», которую я привел выше, она не может закончиться в границах этих республик, равно как и сокращение территорий ДНР и ЛНР трудно себе представить. При этом ситуация в целом не решается исключительно на Донбассе. Очаги нестабильности будут возникать по всему «разлому». Наиболее предсказуемые и, в перспективе, активные это: Одесса – Приднестровье – Молдавия, Западная Украина – Польша. Не стоит оставлять без внимания также венгеро-русинский фактор и аппетиты Румынии. Эту черную дыру хаоса легко разверзнуть, но затягиваться она будет десятилетиями. Россия всегда была стабилизирующим и скрепляющим фактором на этих территориях, и в этом наш козырь.

Мы можем сказать: «ребята, вы попробовали без нас, видите, у вас не получается, может все-таки ЕвразЭС?». И чем дальше будет заходить ситуация, тем крепче будет становиться этот аргумент. Главное, чтобы одновременно, крепче, независимей и привлекательнее становилась наша экономика.

Редакция ИА «Новороссия»
http://www.novorosinform.org/news/id/36218

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: