Русская авиация – воплощение фантастики

ПАК ФА стал “летающим роботом”

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) опять стал центром внимания СМИ. Советник генерального директора концерна “Радиоэлектронные технологии” Владимир Михеев заявил РИА Новости, что новый российский истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50 является по своей сути “летающим роботом”. Пилот в этой машине уже не играет столь значимой роли, как в истребителях четвертого поколения и является лишь одной из составных частей самолета.

IMG_20160219_160146

Также официальный представитель КРЭТ отметил, что Т-50 по праву можно назвать “умным” самолетом и дело здесь в уникальной обшивке машины.

– Если мы посмотрим на законцовки крыла, то, с одной стороны, это крыло, а с другой – это станция активной обороны “Гималаи”. Она находится в крыле и обеспечивает не только летные характеристики, но и защиту – ставит помехи, ведет радиолокацию, – пояснил Владимир Михеев.

Помимо передовой конструкции ПАК ФА обладает и другими преимуществами перед зарубежными машинами. Например, истребитель способен оставаться управляемым и устойчивым при закритических углах атаки. За это отвечает такой показатель, как “сверхманевренность”. Кроме того, в сравнении с другими истребителями пятого поколения – американскими F-22 и F-35 – российский Т-50 имеет более совершенную систему наведения бортового оружия, которое можно навести и вне направления движения. Этот боевой прием называется “заход в заднюю полусферу противника”, является одним из азов воздушного боя и берется за основу российскими проектировщиками.

Но самое замечательное, что Т-50 имеет в арсенале революционную технологию оптико-локационного обнаружения и новый радар на ее базе “ОЛС-50М”. Он лучше радара, устанавливаемого даже на новые американские F-35, не говоря уже про Raptor. Дополнительно НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова разработало многофункциональную интегрированную радиоэлектронную систему с активными фазированными решетками. Этот фактор называется ведущими аналитиками определяющим в потенциальном столкновении между этими истребителями. Ведь чем раньше замечена цель, тем больше времени на ее захват и выбора средств противодействия.

Напомним, что серийное производство ПАК ФА должно стартовать в 2016 году.

Шлем пилота ПАК ФА стал воплощением фантастики.

Шлемы для пилотов ВВС, которые в конце 90-х показывали в фантастических боевиках, сегодня уже стали реальностью, рассказал заместитель генерального директора концерна “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ) Игорь Насенков.

В интервью телеканалу Вести.ru, которое приводит пресс-служба госкорпорации Ростех, Игорь Насенков вспомнил российский боевик 90-х годов прошлого века “Черная акула”. Там демонстрировался шлем пилота вертолета с фантастическими по тем временам возможностями – выводом на лобовое стекло шлема всех параметров, необходимых пилоту для выполнения боевой задачи.

“Сейчас такие шлемы стали реальностью, говорит Игорь Насенков. – Они разработаны нашим концерном для пилотов новейших истребителей пятого поколения ПАК-ФА и были представлены на выставке “Армия-2015″. Такой шлем заменяет сразу несколько приборов и оснащен большим количеством датчиков. Они улавливают движения головы пилота и в зависимости от того, куда он поворачивает голову, проецируют на очки ту информацию, которая нужна ему в данный момент. Сюда идет и функция выбора и захвата цели и многое другое. Пилоту остается только нажимать на нужные кнопки на рукоятке”.

Замдиректора концерна рассказал, что стала реальностью и другая фантастическая функция – когда на очки шлема пилота проецируется виртуальная картинка с полем боя, где свои войска одним цветом промаркированы, враги – другим и объекты противника ранжируются по классам и сразу же закрепляются за определенной ракетой под крылом.

“Что касается функции маркировки разным цветом, то это довольно легко осуществимо. Наш концерн занимает 90 процентов рынка производства средств единой системы государственного радиолокационного опознавания которую, для простоты называют “свой-чужой”. И на всей нашей военной технике – сухопутной, морской и воздушной стоят радиолокационные запросчики и ответчики. Поэтому когда, например боевой самолет летит над полем боя, у него работает бортовая система “Пароль” или “Страж” и пилот видит кто на поле боя “свой”, а кто “чужой” и автоматически помечает их нужным цветом”, приводит пресс-служба Ростех слова Игоря Насенкова.

Добавим, что сейчас и в других структурах российского ВПК ведутся аналогичные работы. Так, разработкой технологии дополненной реальности сейчас занимаются в Российском фонде перспективных исследований.

Как говорят специалисты фонда, эта технология наиболее применима как раз в ВВС России. Она позволит выводить на лобовое стекло шлема пилота боевого самолета или вертолета информацию, которую летчик визуально получить не может. А это, в свою очередь, позволит, например, наводить оружие на цель без помощи рук – простым поворотом головы.

Вертолетчики испытают ночные очки

Вертолетчики соединения армейской авиации ЗВО на летно-тактических учениях совершенствуют ночное пилотирование с применением специальных очков ночного видения. Об этом сообщает пресс-служба министерства обороны.

В сообщении говорится, что в учениях принимают участие экипажи ударных вертолетов Ми-24ПН, Ми-28Н “Ночной охотник” и транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТВ-5 соединения армейской авиации Западного военного округа, дислоцированного в Ленинградской области.

В летно-тактических учениях задействовано свыше 100 человек пилотов, инженеров и техников, 10 вертолетов Ми-24ПН, Ми-8МТВ-5 и Ми-28Н.

Пресс-служба оборонного ведомства сообщает, что военные летчики будут тренироваться в поиске и распознавании подвижных и неподвижных наземных целей в ночное время.

Во время полетов на предельно малых высотах на вертолетах полностью отключат приборы освещения и внешние опознавательные сигналы. Считывая информацию о рельефе местности, “Ночной охотник” способен обходить линии электропередач и кроны деревьев.

По информации министерства обороны, главной целью летно-тактического учения армейской авиации станет проверка готовности личного состава соединения к выполнению боевых и специальных задач, а также практическая отработка новых тактических приемов с полным использованием боевых возможностей авиационной техники и оборудования.

Очки ночного видения для пилотов боевых вертолетов уже применяются в ВВС России. В частности, они входят в штатную комплектацию вертолета Ми-8АМТШ-ВА “Терминатор”, адаптированного к условиям Арктики. Эта машина была построена на Улан-Удэнском авиационном заводе. Как сообщили в министерстве обороны, потребности армии в “Терминаторах” может составить до 100 машин.

Специально для "РУССКОЙ СИЛЫ" по материалам издания RG РУССКОЕ ОРУЖИЕ подготовил Макс Елев