Возрождение РУССКОЙ НАЦИИ в возрождении ДУХОВНОСТИ, ДЕРЖАВНОСТИ и ДОСТОИНСТВА.

Сейчас очень часто можно слышать что против России и против русских идет информационная война, которая началась не вчера и что это уже вторая инфориационная война, первую из которых мы проиграли с развалом Союза. Также очень часто можно слышать что Правительство само ничего не делает для защиты России и самих русских. Да и вообще, можно услышать то, что якобы само Правительство и участвует в этой войне против собственного народа.

Я не буду сейчас писать о том что надо менять Конституцию, что надо национализировать Центральный Банк. Об этом уже много написано и “за” и “против”.

Я хочу написать о нас с вами.

photostudio_1460034943685

РУССКИЙ НАРОД всегда был непобедимым и гордым народом, незавоевывающим другие народности, а принимающим в свою семью всех нуждающихся. Поэтому наши враги избрали другой способ одолеть нас – изнутри, пропагандируя и внедряя свою идеологию, свои нравы и обычаи. И большинство из нас даже не замечают этого, а наоборот всячески приветствуя и одобряя это, внося в свою жизнь.

В советское время все мы были Советским Народом, все мы были Русскими, даже не важно какой ты национальности. Была одна общая Семья Народов – СОВЕТСКИЙ НАРОД – РУССКИЙ НАРОД, была ДРУЖБА НАРОДОВ. Даже зарубежом все нас называли Русскими. Да и в летописях записано что росами, русами стали называть Союз нескольких племён и народностей.

А что сейчас?

Кругом одна ненависть между национальностями, даже между друг другом одной национальности и это началось ни сегодня и не вчера, а с этого и начался развал Союза. А сейчас нам хотят привить новое имя – “россияне”. Но это тоже самое что в советское время везде и всегда говорили  и писали бы не СОВЕТСКИЙ НАРОД, а “Совки”. Вам понравилось бы? Вот некоторые сейчас и про “совков” талдычат, но нам естественно это не нравится. Так почему большинство с такой легкостью соглашаются с тем что – да раньше мы были “Совки”, а сейчас – да мы “россияне”? Сейчас даже название “россияне ” всячески коверкают и нам это тоже не нравится.

Мне могут возразить, что Путин вроде сам согласился с названием “россияне”. На что я отвечу: Путин внес предложение сформировать что то похожее как раньше было – СОВЕТСКИЙ НАРОД, а ему сразу выпалили что есть якобы уже – “россияне”. Но это не тоже самое что как раньше было. Вот РУССКИЙ НАРОД, РУССКАЯ НАЦИЯ это другое дело и звучит ГОРДО!

Также мне могут возразить что уже была смена и вместо росов, русов стали именовать русские. Но “россеяне” это не название ГОРДОГО и НЕПОБЕДИМОГО НАРОДА, а как усмешка, как плевок.

И не надо говорить что в России 300 национальностей. Раньше их было не меньше. И была Дружба Народов и все мы были РУССКИМ НАРОДОМ – СОВЕТСКИМ НАРОДОМ.

И так по многим другим пунктам, что в школах ввели ЕГЭ, которое не учит, а губит, что школа виновата в неправильном воспитании и мы теряем поколение за поколением. Я не спорю, ЕГЭ не выявляет уровень знаний. Но сейчас речь не об этом, хоть это и очень важно.

Сейчас речь о нас с вами. О нашем отношении к молодому поколенизаменить, им ПРЯМЫМ ОБЯЗАННОСТЯМ – к воспитанию НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ, своих детей.

А это все и есть ИДЕОЛОГИЯ, которой нет у нас в стране, а даже в Конституции записано что у нас многообразие Идеодогий. То есть, кто как хочет так и живет, как хочет и воспитывает детей, только не переступая Уголовный кодекс. Предложение о ликвидации пункта в Конституции о многообразии идеологий уже якобы выносилось, но если что-то убираешь, надо чем-то заменить, что-то новое внести. А так это простое сотрясание воздуха, тем более так и оставшееся как простое предложение, которое далее не разбиралось и не обсуждалось.

У нас должна быть ИДЕОЛОГИЯ. Это Кодекс Бытия, как жить, к чему стремиться, что строить, кого и как воспитывать, что такое хорошо и что такое плохо.

“…кроха сын к отцу пришел и спросила кроха – Что такое хорошо и что такое плохо?…”

Вот, что каждый из нас сделал для воспитания своих детей, чему их научил?

Будущее страны в прямом смысле зависит именно от каждого из нас, от того какое поколение мы сами вырастим, каждый из нас конкретно и как наши дети будут продолжать наши дела, также как наши родители надеялись что мы продолжим их дела. ИДЕОЛОГИЯ должна быть у нас привита с молоком матери, также и мы должны передавать нашим детям с рождения. И не надо ждать что это должно Правительство внести и принять на государственном уровне. Да, ИДЕОЛОГИЯ должна быть отражена в Конституции, но сейчас от нас с вами зависит кто будет вносить или это будут те кто это отвергнет. От нас с вами зависит кого мы воспитанию и кто далее будет во главе нашей Родины.

Воспитание нового поколения зависит от обоих родителей и то чему мы их научим.

Но сейчас поколение женщин с искаженными ценностями… И это не мои слова, а слова Натальи Богдан из ее заметки:

Поколение женщин с искаженными ценностями… или учиться быть матерью, женой, хозяйкой, женщиной.

мама и младенец-2

Вы никогда не задумывались почему практически каждой из нас так тяжело быть постоянно с детьми?

Почему нас куда-то тянет из дома? Почему ради выхода в свет, мы готовы отдать своих детей другим людям на воспитание, людям, которых мы не знаем? Почему нас больше волнует мода и сплетни, чем педагогика и здоровое питание? Почему семья не занимает главное место в нашей жизни? Почему наше с вами будущее и самореализация, наши желания важнее будущего наших детей?

Сейчас все эти вопросы из разряда риторических.

Мы не умеем быть счастливыми матерями, женами, хозяйками, женщинами… Мы не видим смысла в том, чтобы посвящать как можно больше времени детям, чтобы печь печенье каждый день, чтобы носить юбки и платья, чтобы гладить мужу рубашки, думая о его жизненной цели…

Мы не видим в этом ценности, важности. Семья, материнство, преданность, жертвенность, женственность… Все обесценилось. Все потеряло смысл.

Почему все так произошло?

Почему мы рвемся на работу, бросая ребенка в полтора-два года на какую-то странную женщину в детском саду? Ведь она не будет любить его. Она будет обращаться с ним как цокольщица с цоколем на электроламповом заводе. Для нее это конвейер. Она не будет даже пытаться увидеть личность в этом ребенке. Она будет давить на него, требуя быть как все, потому что у нее таких 25 и по-другому с ними нельзя.

Когда-то давно, лет 30 назад наша мама так же отдала нас в детский сад. Такой же тете. Немножко странной. Но делать нечего. Надо идти на работу. Только практически каждой из нас тогда было около года.

И мы росли и развивались не дома почти все это время… А если точнее, то 21 год — 5 лет детского сада, 11 лет школы и 5 лет ВУЗа. Все это время мы дома были практически только вечерами и иногда на выходных. Мы постоянно куда-то спешили. У нас были дела — утренники, занятия, уроки, контрольные, репетиторы, экзамены, пары, курсовые, диплом, работа, курсы…

Нам говорили — учись, иначе будешь домохозяйкой! И это звучало так угрожающе, что хотелось, действительно, грызть зубами гранит науки. Ведь главное — это красный диплом, хорошая работа и умопомрачительная карьера. Ну или хотя бы просто устроиться куда-то на работу, ведь надо самой себя обеспечить.

Как часто мы собирались за обеденным столом всей семьей? Только по праздникам.

Как часто мама встречала нас со школы? Обычно мы сами приходили домой и грели себе обед или же оставались в продленке. А вечером мама уставшая и озлобленная от бесконечных неприятностей на работе приходила домой. Она не хотела ни говорить, ни есть. Она спрашивала про отметки (если не забудет), проверяла уроки вскользь и отправляла всех спать.

Наши родители не знали нас. Они не знали ничего о нашем внутреннем мире, о наших мечтах и стремлениях. Они реагировали только на плохое, потому что реагировать на хорошее у них не было времени.

Мы тоже не знали их. Мы и не могли их узнать, потому что у нас не было времени на долгие задушевные разговоры, на летний отдых с палатками у реки, на совместные игры или чтение, на семейный поход в театр или парк на выходных…

И так мы росли.. Так мы взращивали в себе какие-то идеи и представления о будущем, о жизни, о жизненных целях и идеях.

И в наших умах место для семьи было отведено очень незначительное. Как раз именно такое же, какое мы видели в наших семьях.

Ведь чтобы долго возиться с ребенком, играть с ним, нужно любить это делать.
Чтобы постоянно каждый день печь печенье и готовить много разнообразной еды, нужно любить это делать.

Чтобы уделять время дому — украшать его, убирать, улучшать, создавать уютную атмосферу, нужно любить это делать.

Чтобы хотеть жить целями и идеями мужа, переживать за него и его будущее, нужно… любить мужа, а не только себя рядом с ним.

Все это прививает дочери мама. Она ее первый и самый главный учитель. Она указывает на жизненные ориентиры. Она учит любить…свою женскую миссию. Она объясняет о важности быть женой и матерью. Она учит… любить.

И если дочь практически не видела свою мать, а если и видела, то совсем не вдохновляющую на семейное счастье, то как ей самой обрести его?!

Мы обречены были растерять свою чистоту и любовь, потому что нас учили только как сделать карьеру.

Нас учили, что слово «успех» имеет значение только вне дома, только где-то в казенных стенах.
А потом мы тихо плачем над разрушенным браком (которым по счету уже), над отчужденностью детей и каким-то странным ощущением, что кто-то когда-то нас обманул.

Но выход есть всегда. Выход — это учиться. Учиться быть матерью, женой, хозяйкой, женщиной. По-тихоньку, по-немногу… Учиться видеть все другими глазами. Женскими, добрыми, любящими…

Учиться любить. Учиться думать не о работе большую часть дня, а о своей семье.
Учиться ценить семью, мужа, детей. Служить им, помогать им стать лучше, распуститься как цветочным бутонам, согретыми нашей любовью.

Нам нужно учиться улыбаться детям и мужу, обнимать их чаще.

Нам нужно смотреть глубже и понять, что мы не просто растим человека, мы формируем его внутренний мир, его мировоззрение, его жизненные установки. Многое из того, что он получит в детстве, будет следовать за ним всю его жизнь. И нам нужно сделать блестящую карьеру матери и жены. И если мы даже не будем пробовать пройти по этой карьерной лестнице, разочарование будет неотъемлемой частью нашей старости. Потому что упущенные возможности и отвергнутая ответственность дают очень горькие плоды в будущем.

И важно помнить, что все даст свои плоды в свое время. Какие они будут? Многое зависит от нас. От нашего жизненного вектора, от ценностей, которые мы несем в этот мир…в мир своей семьи.

Все тоже самое можно и написать и об искаженных мужских ценностях. Все это относится к каждому из нас. Это и есть отсутствие Идеологии, отсутствие ПРАВИЛЬНОЙ, ДУШЕВНОЙ ИДЕОЛОГИИ, а наличие либеральной разрушающей идеологии, разрушающей каждого из нас.

И словами Натальи я напишу, что пора уже учиться, пора уже вспоминать нашу историю, наши нравы и обычаи, то как растили и воспитывали наши предки своих детей.

Давайте вспомним как раньше заботились о молодом поколении и растили из них воинов и матерей.

В ДРЕВНОСТИ ДЕТЕЙ НЕ ВОСПИТЫВАЛИ, А ПЕСТОВАЛИ!

Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

386013_original

Пока в столицах разрабатывают “новоавторские” или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам.

О том, как правильно “пестовать” малышей, чтобы росли здоровыми и сильными я решил рассказать.

То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте.

Пестование.

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем пампер — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,
Умой мое личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

А делая массаж или зарядку, приговариваете:

Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки — ходунюшки,
Рученьки — хватунюшки.
В роток — говорок,
А в головку — разумок…

387863_original

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, “запрятанный” в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. “Потому-то, — говорят они, — у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается”. Не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.

– Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони
– Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке
– Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши
– Пили простоквашку! — еще раз
– Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности

388348_original

Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки

Три колодца.

Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она — самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками)
Игра строится на “легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

– Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:

– Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб

– Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких

Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”)

– Здесь вода горячая
– А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение

Начинайте прямо сейчас. В мерзко-простудную осеннюю погоду такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

Сорока-ворона.

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”.
Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

“Народные игры”:

386061_original

Бирюльки для развития детской моторики.

Бирюльки сбо игрушечных редметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русска настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушки либо отверстия — чашек, чайников и так далее. Иногда бирюльки изготавливают в виде кусочков абстрактной формы, тогда в них сверлят несколько небольших отверстий. В качестве бирюлек можно также использовать подручные предметы — соломинки или спички. В переносном смысле: «играть в бирюльки» — заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное.

Куклы из верёвок. Мастер-класс Ларисы Рядновой.

Как своими руками сделать кукол в подарок?
Быстро, просто, дёшево, весело. Можно и нужно делать с детьми.

Мастер-класс Ларисы Рядновой.

Мудрые игрушки наших предков.

386430_original

Наши предки были прозорливы и умны.

Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
Игрушки мастерили из всего, что давала человеку природ глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Люльку младенца украшали подвесками из лоскутков, которые колыхались и приучали ребенка сосредотачивать взгляд, радовали и удивляли его. Погремушки из бересты наполняли горохом и другими семенами. Они приглушено гремели, шуршали, не раздражая слух малыша. Все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

386724_original

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или “потешка”, как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или “шаркуны”. Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. К звуку в игрушке относились с большим вниманием. Ритмичные движения игрушки находились в полной гармонии с ее звуковыми повторам Самым ярким примером такой игрушки является деревянная неваляшка, чье звучание напоминает детям ласковую колыбельную песню, а покачивание – убаюкивание младенца.

387052_original

Как только малыш делал первые шаги, ему делали каталку на палке, которая помогала ему учиться ходить, осваивать пространство. Научившись ходить, малыш получ каталку на веревочк Как правило, это был нь. «Он следовал по пятам покорно воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так каталка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно». Кони у наших предков считались главными животными, поэтому в каждой семье дети играли с деревянными лошадками на колесиках, на качалке, в виде глиняных свистулек.

387212_original

Еще одно животное, которому поклонялись наши предки, это медведь. дведь считался подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения природы, был одним из главных сказочных герое Игрушечный медведь — символ мужской силы и доброты.

Кроме развлечения игрушки служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

387361_original

Девочки играли в тряпичных кукол, кукол из соломы. кую куклу бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалос это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. ши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Когда ребенок проживает свое детство, играя, он растет, развивается и взрослеет успешно. Эмоционально благополучная, «дружественная» игровая среда – хорошее подспорье в воспитании малыша. Само рождение народной игрушки подобно таинству, потому что никто не знает, как именно она появилась впервые.

387784_originalСреди старинных игрушек нет никчемных безделиц. Каждая, даже вовсе примитивная потешка, имела определенное назначение, существовала не просто сама по себе, а была одним из звеньев цепи, где игрушки чередовались, сменяли друг друга в нужную пору детства. Их создатели глубоко понимали интересы и желания ребенка, учитывали особенности его физического и духовного развития». Не столько знали, сколько именно понимали! Может быть, все дело в интуиции, проявлению которой ничего не мешало, — ни яркие рекламы и витрины, ни городская суета и череда забот. Может быть, люди, которые жили в постоянном соприкосновении с живой природой, лучше понимали и мир детской души?

Ясно одно игрушки, которые рождались в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев и сестер дарили детям радость общения, добрые эмоции, открывали простор для развития фантазии и воображения, хранили и передавали следующим поколениям семейные ценности, народные традиции. В старину считали так: мальчик — будущий охотник, добытчик, воин, поэтому его незаменимой игрушкой должен быть лук со стрелами. Девочка же станет хозяйкой в доме, матерью — ей играть в куклы.

Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости.

Воспитание на Руси

ЛЮБОВЬ К ОТЧИЗНЕ

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось «русское христианское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своем доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить — себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит», отказаться от мщения за обиды. Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить, обидчику его «неразумное поведение».

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

Учили в народе хранить “честь с молоду”.
Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга — в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды. Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нем. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле».
Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек — чистоту, для женщин — отсутствие измен.
Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить свое поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребенка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

ТРУДОЛЮБИЕ

Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду.

Процесс трудовой подготовки ребенка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учетом количества лет прожитых ребенком. В противном случае можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжелой повинности.

В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. С раннего детства ребенка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей.
Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять бабки».

Как воспитывали воинов на Руси.

«Я не видел людей с более совершенными телами, чем славяне.
Они подобны пальмам, белокуры, красивы лицом и телом».

Ибн-Фадлан, арабский путешественник.

original-2

Все мы наслышаны о суровых тяготах воинского воспитания в древней Спарте. Но многие ли знают как воспитывали богатырей и защитников государства наши предки, жители Руси? Оказывается — почти так же сурово, как и спартанцы.

Справедливости ради, стоит отметить, что на Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Конечно же, были и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владеть военными навыками должны были все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы или охотники.

ea0fc4177196a2909c0f8d51c57_prev

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее чем сейчас. Мужчина в 14–16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет далеко не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически более здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении — действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ — алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т.д.

original-3

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) — в 2–3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. В четыре года за воспитание ребенка брались «дядьки». «Дядьки» — определенная воинская структура попечительства, традиционная у русов. Им выпадала непростая доля ответственности за обучение, которое проходило через цепочку инициаций и посвящений, вырабатывающих психологическую устойчивость молодого воина.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена сейчас. В современном мире мужчин в большинстве своём воспитывают женщины — дома, в садиках, школе, в вузах.

В Восточной Руси не было специальных военных школ (по крайней мере нет достоверных фактов, указывающих на их существование). Их заменяли практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Преодолевая страх и скрывая эмоции, юноша доказывал свою зрелость. Затем, опираясь на нелегкую школу воинского учения и рукоять ножа, он уходил в дремучий лес за шкурой медведя. Попробуйте на минуту представить себе во всех красках образ огромного лесного великана, ревущего перед вами. Когтистые тяжелые лапы, способные одним движением переломать ребра и разодрать тело, против одного ножа и человеческого умения.

original-4

По дошедшим поверьям, одолев разъяренного медведя, юноша превращался в воина-оборотня, как бы вбирая в себя дух убитого зверя. На шею ему вешался амулет из медвежьих когтей. Такая традиция укрепляла выдержку воина, придавая ему сильную психологическую поддержку в любой ситуации. В специфических игрищах, развивающих координацию движений, ловкость и быстроту проходило детство, закладывая несколько большее, чем просто умение, но и то, чему порой невозможно научиться — бесстрашие.

Обучение велось и на уровне учитель — ученик, сравните: на Руси до XVIII столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X–XIII века был существенно выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

original-5

Игры в «царя горы» со временем перерастали в бои «стенка на стенку», а далее уже в построение боевых порядков. Постепенно, от простого к сложному, от игры в снежки до увиливания от града смертоносных стрел, а от палочных драк до рубки на мечах. Попечительство «дядек» заканчивалось после посвящения учеников в профессиональные воины. Из них и состояло отборное воинство — княжеская дружина. Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, не редкостью были и междоусобицы. Недостатка в реальных боевых условиях тогда не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

Исторически сложилось так, что русы всегда были вынуждены сражаться в меньшинстве. Поэтому дружине приходилось использовать любое, даже незначительное преимущество. Воины, сызмальства выросшие в этих местах, привыкали вести бой в условиях недостаточной видимости и стесненного пространства — например, в густом лесу. Отсюда и тактика боя, позволяющая вести сражение в одиночку даже в полном окружении.

original-6

Игры в «царя горы» со временем перерастали в бои «стенка на стенку», а далее уже в построение боевых порядков. Постепенно, от простого к сложному, от игры в снежки до увиливания от града смертоносных стрел, а от палочных драк до рубки на мечах. Попечительство «дядек» заканчивалось после посвящения учеников в профессиональные воины. Из них и состояло отборное воинство — княжеская дружина. Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, не редкостью были и междоусобицы. Недостатка в реальных боевых условиях тогда не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

Исторически сложилось так, что русы всегда были вынуждены сражаться в меньшинстве. Поэтому дружине приходилось использовать любое, даже незначительное преимущество. Воины, сызмальства выросшие в этих местах, привыкали вести бой в условиях недостаточной видимости и стесненного пространства — например, в густом лесу. Отсюда и тактика боя, позволяющая вести сражение в одиночку даже в полном окружении.

original-7

Что умела девочка 10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад?

photostudio_1459925441548

Девочка умела:

– нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать – с утра до вечера);
– принести дрова, очистить печь, топить её;
– принести воды из колодца;
– варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
– сбивать масло;
– накрывать на стол, мыть посуду;
– подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
– вытрясать и чистить половики;
– прясть, ткать, вышивать, вязать;
– стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
– прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
– менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
– кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
– собирать куриные яйца;
– доить корову;
– сажать, полоть и поливать огород;
– собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
– убирать урожай на огороде и в поле;
– пасти корову, козу, гусей, уток;
– возить на коне копны на сенокосе;
– удить рыбу….

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.

Например, девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки – специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала – специально готовила нитки, из которых потом ткали.

….больше полсотни дел!

не зря в народе говорят: “Дочке десять лет – матери дела нет”.

Это как в сказе Павла Бажова “Серебряное копытце” – Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она “в избе прибирала, похлёбку да кашу варила”. А ведь её было “по шестому году” – то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она “узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку”. И не побоялась несколько дней жить одна в избушке…

Специально для "РУССКОЙ СИЛЫ" подготовил Макс Елев