«ГОЭЛРО-2»  А.Чубайса — крах единой энергосистемы страны (часть 2 из 2)

Советский Союз был великой энергетической державой. Объём производства электроэнергии в СССР в 1990 году достиг 1082 млрд. кВт.ч.

В стране действовала крупнейшая в мире Единая энергетическая система, эффективность которой была связана с оптимизацией режимов. Основными критериями работы электроэнергетики являлись качество и надёжность: в течение многих лет СССР не было крупных межсистемных аварий. Успешно развивалась Международная энергетическая система «Мир», охватившая страны социализма в Восточной Европе.

Темпы ввода мощностей в советской электроэнергетике в течение ряда десятилетий опережали темпы роста экономики. Ежегодный ввод в эксплуатацию составлял 10—11гВт мощностей и более 30000 км линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше. В стране был сформирован мощный комплекс проектных, строительно-монтажных и эксплуатационных организаций, обладавших высококвалифицированными кадрами. В начале 90-х годов в Минэнерго СССР работали 2 млн. человек. Но потом пришли «они» — «лихие 90-ые».

Уничтожение Советского Союза привело к катастрофическому спаду промышленного, строительного и сельскохозяйственного производства; разгрому уникальных научно-технологических предприятий, разрыву кооперационных связей.

В энергетике кризис неплатежей полностью дестабилизировал работу отрасли; дебиторская задолженность достигла 4 млрд. долларов. Резко упали объёмы инвестиций, ввод мощностей; идёт стремительное старение основных фондов.

Приход к руководству отраслью А.Чубайса привёл к уничтожению Единой энергетической системы России.

И впору говорить о внедрении нового комплексного плана развития страны на базе развития энергетического комплекса подобного тому, каким был для страны в 1920-ые годы план ГОЭЛРО, которому мы посвятили первую часть (http://inance.ru/2017/02/goelro-01/ ).

Крах СССР —  крах народно-хозяйственного комплекса

«Эффективный собственник» — А.Чубайс —   начал успешно ломать единую систему, ставшую катализатором развития 97 лет назад — единую энергосистему. Реорганизация РАО «ЕЭС России» и передача электростанций в руки частных инвесторов, издевательски неофициально названная ГОЭЛРО-2, привела к удорожанию электроэнергии, остановке генерирующих мощностей и предприятий электропромышленности, к блэкаутам, и, в конце концов — к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыву на подстанции «Ленинская» в Казани и подстанции «Чесменская» в Санкт-Петербурге. Перекраивать реальность можно в обе стороны, на выбор — прогресс или регресс. В данном случае, в отличие от советского периода, — регресс.

Был развален энергомашиностроительный комплекс; значительно снизилась надёжность работы генерирующих и сетевых компаний. Началась серия грозных аварий. Данное «реформирование» осуществлялось на базе созданного ОАО РАО «ЕЭС России».

http://tarif30.ru/a5d5264e3f.jpg

Заметки на полях

Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» (ОАО РАО «ЕЭС России») — российская энергетическая компания, существовавшая в 1992—2008 годах. Монополист на рынке генерации и энерготранспортировки России. Компания объединяла практически всю российскую энергетику.

Председатель правления — А.Б.Чубайс (30 апреля 1998 — 30 июня 2008), в годы правления которого единая энергосистема страны подверглась наиболее масштабному «реформированию», что привело к её краху.

В России компании группы РАО «ЕЭС России» владели 72,1 % установленной мощности (69,8 % электроэнергии и 32,7 % теплоэнергии) и транспортировали практически всю (96 %) электроэнергию (2004). Установленная мощность компаний группы превышала 156 ГВт, что делало её по этому показателю крупнейшей энергокомпанией мира. Ближайшие конкуренты — SPCC (Китай), у которой установлено 151 ГВт и EDF (Франция) — 121 ГВт. Поскольку компании группы РАО «ЕЭС России» совмещали деятельность по передаче электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по генерации электроэнергии и сбыту её конечным потребителям, в соответствии с федеральным законодательством (в частности ФЗ «Об электроэнергетике» и ФЗ «О естественных монополиях») цены на услуги компании устанавливались Федеральной службой по тарифам.

После реформирования электроэнергетики (20022008 годы) РАО «ЕЭС России» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированныегенерирующие и сбытовые компании.

Кто реально реформировал энергетику и несёт за это ответственность?

http://nod66.ru/wp-content/uploads/2014/01/1389265662_489227f03443.jpg

Когда речь заходит об экономике, то обыватель сразу вспоминает «мошенника» Чубайса и то, как он «разворовал Россию», захватив и разрушив РАО «ЕЭС России». Но он ли один это придумал? Чубайс, получивший определённое образование, всего лишь проводник определённых планов. Кто же автор этих планов?

В 1992 году Российская Федерация (РФ) вступила в Международный валютный фонд (МВФ). Правительство Ельцина-Гайдара подписало с фондом «Письмо о намерениях» для реализации им «курса реформ» в РФ. МВФ взял на себя обязательства обеспечить Правительство РФ всем необходимым для «перехода к рынку», а Правительство РФ обязалось исполнять программы «переходного периода», законы, кодексы, конституцию, разработанные экспертами МВФ. То есть даже де-юре в РФ было введено внешнее управление.

Из этого факта вытекает следующее:

В рамках международного договора ответственность за формирование в РФ институтов «рыночной экономики», за её результаты перешло к МВФ, представляющему экономические интересы США и «семёрки».

А из подписанного с МВФ международного договора получается, что Президент, Правительство, ФС РФ должны были исполнять только то, что им пропишут эксперты МВФ. То есть обязанности по Конституции и по международному договору —  взаимоисключающие.

Но если раскрыть Конституцию РФ и внимательно её прочитать, то оказывается, что в данном случае нет никаких противоречий или нарушений. Так как эксперты МВФ для этого в Конституции РФ предусмотрели следующее положение ( п. 4, ст. 15):

«Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом (т.е. Конституцией РФ.  — наше прим.), то применяются правила международного договора (а не Конституции РФ. — наше прим. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/54dd4e1f61e0b8fa47bff695f0c08b192a95f7a3/ ).

Сегодня, ситуация медленно меняется и верховенство международных договоров над Конституцией оспаривается и рассматривается в Верховном суде. Начинаем думать своей головой.

А в те годы в РФ было много западных советников, которые занимались подготовкой программ  и рекомендаций по изменению экономического курса страны, в том числе и в энергетике.

«Реструктуризация Электроэнергетического Сектора России» —  разработка корпорации Carana Corporation: 4350 North Fairfax Drive, Suite 900 Arlington, VA 22203 USA, по заданию правительства США (http://russ-history.blogspot.ru/2013/04/investing-in-russia-chubais-is-crook.html).

Рекомендации корпорации «Карана» были включены в Постановление Правительства № 526 «О Реформировании Электроэнергетики в Российской Федерации», принятое 11 июля 2001 года.

Всё началось с того, что когда в конце 1990-х Анатолий Чубайс перешёл из правительства на пост председателя правления РАО «Единая энергосистема России». Реформа РАО ЕЭС длилась около 10 лет, за это время многие из соратников Чубайса стали довольно богатыми людьми. Топ-менеджеры РАО ЕЭС часто обогащались благодаря тому, что в начале нулевых скупали акции региональных энергетических компаний — они тогда были дешёвые, а после энергореформы их можно было продать гораздо дороже.

Спрашивается, чего ради человек с ментальностью «купить-продать» вознамерился вдруг руководить стратегически значимой для страны отраслью, что требует не только специальных знаний, но ещё и системного, да и государственного мышления?

Думается, одной из причин тому явились намерения Анатолия Чубайса заново переделить собственность, причём на сей раз большей частью в свою пользу и в пользу своих приближённых, заполучив для этого макросистемный инструмент — электроснабжение страны.

Так что реформирование РАО «ЕЭС», напоминающее скрытое банкротство, позволило «решить» многие щекотливые финансовые и хозяйственные проблемы, возникшие за годы правления Анатолия Чубайса. Поэтому затеянный развал электроснабжения, а значит, экономики страны, можно, видимо, объяснить сугубо корыстными личными интересами инициаторов реформы, прикрываемыми для обмана общества псевдорыночной фразеологией и демагогией, как это происходило во времена ваучерной приватизации и залоговых аукционов.

Расчленение региональных энергосистем АО-энерго и материнского РАО «ЕЭС» на множество независимых компаний, которые непонятно кто и как сможет организационно выстроить в прежние, но уже неформальные системы для поддержания их технологического единства, необходимого для выполнения совокупности прежних функций, разрушило не только управляемость энерго- и теплоснабжения всех регионов, но  и сам этот процесс. Дробление активов энергосистем также существенно понизило общую инвестиционную привлекательность новых субъектов в сравнении с и без того ничтожной привлекательностью нынешнего энергохолдинга, привело к неподконтрольной монополизации региональных рынков тепло- и электроэнергии, дальнейшему существенному росту их дефицита и цен, а в итоге —  к окончательному разрушению основных фондов единой системы энергетики.

Результаты «реформы» по Чубайсу

За 2000—2010 годы тарифы на электроэнергию подскочили в 7 раз, отопление —в 9 раз, горячее водоснабжение — в12 раз. Износ тепловых сетей в настоящее время превысил 63%, котельных — 55%, число порывов иаварий на коммунальных объектах выросло в 5 раз. Изношенность линий электропередачи по стране достигла 65%, отмечен спад производства электроэнергии в динамике лет.

http://www.bourabai.kz/toe/img/rusenergy.png

Если в СССР энергетика была надёжной основой быстрого развития всего народнохозяйственного комплекса, то в либерально-капиталистической России нарастает угроза энергетического коллапса. Погоня за прибылью любой ценой угрожает увеличением техногенных аварий и катастроф.

В 2005 году авария на подстанции «Чагино» в Москве привела к параличу энергоснабжения в 5 регионах с населением 6 млн. человек.

http://otvet.imgsmail.ru/download/6b7f804547d16fc7434069039b6cd080_i-137.jpg

В августе 2009 года авария на крупнейшей Саяно-Шушенской ГЭС привела к гибели 75 рабочих и инженеров и обернулась ущербом в 36 миллиардов рублей.

В декабре 2010 года «ледяной дождь» в Подмосковье оставил без энергоснабжения 790 населённых пунктов с 200,0 тыс. жителей. Страну из года в год накрывают скачки энерготарифов.

Как теперь понятно большинству экспертов и даже простым жителям нашей страны, начатая в 2003 году реформа электроэнергетики России не привела к достижению заявленных целей, которыми являлись привлечение инвестиций в развитие отрасли и снижение цен на электроэнергию для конечных потребителей в результате создания конкуренции в сфере её производства и реализации.

Для оценки реального ВВП важны 2 фактора -— население и потребление энергии, что обеспечивает потребление товаров и услуг населением, по сути экономику.

На графике приведены данные по динамике потребления энергии по 2015 год по основным 4 странам —  Китай, США, Индия и Россия, у которых потребление более  500 млн. т.н.э.

http://ray-idaho.livejournal.com/417184.html

В настоящее время в отсутствии реальной конкуренции специалистами отмечается необоснованный рост цен на электроэнергию для потребителей, снижение надёжности электроснабжения, а также значительное увеличение затрат на развитие генерирующих мощностей и электрических сетей.

Так, в настоящее время в Российской Федерации цена на электрическую энергию для различных категорий потребителей, в том числе населения, приблизились, а в ряде регионов превышает указанный показатель большинства государств с развитой экономикой (США, страны ЕС), что препятствует экономическому развитию России и создаёт предпосылки к осложнению социально-политической обстановки. В ряде регионов страны цена на электрическую энергию уже сопоставима с затратами потребителей, использующих собственные малые генерирующие мощности (бытовые генераторы), что усиливает тенденцию отказа потребителей от Единой энергетической системы Российской Федерации (ЕЭС) и ведёт к её стагнации.

Разрушение ЕЭС, по мнению специалистов, в долгосрочной перспективе нанесёт ущерб эффективности электроснабжения потребителей, в первую очередь населения, не способного обеспечить себя собственными источниками генерации. Причиной роста цен является факт того, что все участники рынка электроэнергии (генерирующие компании, сетевые и сбытовые организации) заинтересованы в постоянном увеличении стоимости собственных услуг и не имеют стимула к снижению затрат, перекладывая всю финансовую нагрузку на конечного потребителя.

Эксперты полагают, что развитие электроэнергетики Российской Федерации в рамках существующей модели рынка электроэнергии невозможно. В целях минимизации негативного влияния проблем в электроэнергетической отрасли на экономику Российской Федерации необходимо восстановить государственное регулирование цен на электрическую энергию.

Как отмечают эксперты отрасли, в настоящее время в энергетике, где реформу якобы удалось довести до конца, генерация, передача, сбыт тепловой и электрической энергии разделены. Производители и сбытовики конкурируют с себе подобными, а не с необходимостью нести пользу для потребителей, снижая для них тарифы. Сотни нерегулируемых посредников паразитируют на отрасли. Дефицит инвестиций никуда не исчез, напротив, вырос за последние пять лет. Серьёзно снизилась надёжность работы энергосистемы. Совершенно очевидно —  реформе требуется серьёзная «перезагрузка».

Потеряно чрезвычайно важное для региональной энергетики и потребителей понятие —  энергоснабжающая организация в лице энергосистемы, как вертикально-интегрированного регионального энергокомплекса. Новое амбициозное понятие —  Гарантирующий Поставщик его совершенно не заменяет из-за очевидной недееспособности. В результате оказалась полностью размыта ответственность, как за текущее электроснабжение, так и за оптимальное развитие региональной энергетики в интересах потребителей. Отдельные энергокомпании, потеряв связь со своими потребителями, борются лишь за собственную сверхприбыльность в ущерб системной эффективности своего бизнеса. Разделённые на отдельные энергобизнесы субъекты рынка элекроэнергии формализовали свои договорные отношения лишь за предоставляемые друг другу услуги без какой-либо ответственности за энергоснабжение.

По итогам «реформы» Чубайса  качественные показатели работы электроэнергетики в сравнении с советским периодом соответствуют уровню 1946 — 1976 годов и характеризуются:

  • неоптимальным режимом работы электростанций;
  • высоким удельным расходом топлива —  на 7 % выше, чем в 1990 году;
  • ростом потерь электроэнергии в электрических сетях до 14 % (по нормативам —  8%);
  • увеличением численности эксплуатационного персонала;
  • резким сокращением специализированного ремонта (не ремонтируются 8 ГВт мощностей в год, нет готовности к аварийным ремонтам);
  • низким коэффициентом использования установленной мощности (КИУМ) ТЭС и АЭС;
  • КПД энергоблоков российских газовых ГРЭС в 1,5 раза ниже, чем современных парогазовых блоков, т.е. происходит варварское сжигание газа;
  • государственное финансирование НИОКР в электроэнергетике по сравнению с 1990 годом сократилось в 15 раз —  с 150 млн. до 10 млн. долларов;
  • доля отечественного оборудования в новых проектах уменьшилась в 3 раза (с 99 до 35%);
  • уровень оплаты труда топ-менеджеров превышает среднеотраслевой в 70 — 100 раз (в советское время —  в 3 — 5 раз).

«Наведя порядок» в РАО и добившись при помощи массовых и часто произ­вольных отключений приоритетности платежей за электроэнергию, построив вокруг этого значительные теневые бизнесы (взамен прежних самостоятельных), Чубайс увидел, что огромная и дурно управляемая империя РАО открывает колоссальные возможности для обогащения. Реформа была двигателем обогащения. Смысл её был стандартен и заимствован у либеральных реформаторов Запада: выделить и приватизировать центры прибыли, дополнительно заработав на стремительном взлёте их капитализа­ции. Центры же убытков, необходимые с технологической точки зрения (и ранее финансируемые в рамках единой системы за счёт центров прибыли), переводились на финансирование государства или на финансирование за счёт роста тарифов (в нашем случае —  на оба эти источника одновременно) и постепенно деградировали.

Надёжность системы Чубайса не интересовала, как и технические проблемы, так что лишь в 2005 году его команда на личном опыте осознала невозможность свободного рынка электроэнергии и стала корректировать реформу (авария в Чагино 2005 года). Он управлял не системой, а её изменением.

Глава администрации президента Волошин и премьер Касьянов прекрасно понимали катастрофичность реформ, но стремились всячески избежать прямой конфронтации с Чубайсом, за которым стоял Запад и системные интересы россий­ских олигархов. Как мы теперь знаем, покончив с электроэнергетикой в России, Чубайс и его команда, как ни в чем не бывало, плавно перетекли в новую отрасль —  нанотехнологии.

Как разваливали Россию и После чубайсовской реформы энергетика России впала в глубокий кризис

Чубайс обещал многомиллиардные инвестиции и рыночное ценообразование тарифов в условиях конкуренции. Вышло всё с точностью до «наоборот». Всё, что продекларировал Чубайс, оказалось профанацией. Инвестиции, которые он чуть ли не гарантировал, не пришли. Конкуренции не получилось. Нашу энергетику по-прежнему спасает только государство. И это при том, что государственные интересы в электроэнергетике не совпадают с частными интересами приватизаторов генерирующих мощностей.

В 1975 году, удельный вес СССР в производстве мировой промышленной продукции составлял 20% , а валовой внутренний продукт — 10% от мирового. Для сравнения, в 1999 г. валовый продукт США составлял 20,4% мирового, а стран — членов Европейского Союза — 19,8% (А. И. Уткин. Мировой порядок XXI века. М., 2001, с. 241). До 1985 года СССР занимал 2-е место в мире и 1-е в Европе по производству промышленной продукции.

Уже в шестидесятые годы СССР производил больше, чем любая другая страна, в том числе и США, железной, марганцевой и хромовой руд, угля и кокса, цемента, калийных солей, тракторов, тепловозов и электровозов, хлопка, льна и некоторых других видов продукции. Так, например, к 1970 году железной руды в СССР добывалось в 6 раз больше, чем в США. С 1975 года СССР стал мировым лидером по производству чугуна, стали, нефти, минеральных удобрений.

В середине семидесятых СССР производил промышленной продукции значительно больше ФРГ, Великобритании и Франции, вместе взятых. Цифры говорят сами за себя. А вот как выглядит неэффективность современной российской энергетики.

При капитализации российской энергетики в 300 долларов на один кВт произведённой энергии, на ремонт мощностей, вырабатывающих этот условный киловатт, фактически тратится порядка 1500 долларов. При этом тариф на российскую электроэнергию составляет порядка 3.53 рубля (12 центов) за кВт/час, тогда как в Германии порядка шести евроцентов за кВт/час или 2.40 рубля. И капитализация западной энергетики на порядок выше — до 3000 долларов на киловатт.

Это, по сути, — экономический абсурд, для которого есть только одно объяснение — неэффективный и коррумпированный менеджмент. Количество всевозможных посредников между генерирующими компаниями и потребителями может достигать сотни всевозможных фирм. В целом ситуация только ухудшается, и перспектив для улучшения нет.

Как формируются тарифы на электроэнергию? Это чисто маржинальная политика, причём рост тарифов опережает уровень инфляции. Фактически для увеличения тарифов нет никакого объяснения, кроме латания дыр в бюджетах неэффективных менеджеров. И, что характерно, — исключительно за счёт народа. Фактический ущерб для экономики страны трудно посчитать, так как генерирующие и сетевые компании через своих лоббистов продавливают инфляционные тарифы. Далее по цепочке дорожает жильё, аренда и падает конкурентоспособность нашей экономики.

Вечный вопрос: что же делать? Что надо делать, чтобы мы не остались без света?

Выход один. Монополию в прежнем виде (пока!) воссоздать уже невозможно, но три-четыре компании создать необходимо в кратчайшие сроки. У государства есть для этого все возможности. Для конкуренции в электроэнергетике нужно стимулировать развитие малой распределённой генерации. Хотят продавать электроэнергию — нет проблем. Пусть строят свои станции и поставляют свою энергию. Это общемировой процесс.

Даже у нас в России есть отрасли, где успешно функционирует монополия и частные компании. Например, «Газпром» и «Новотек». Благодаря сохранению газовой монополии, удалось сконцентрировать средства для реализации инвестпрограмм «Голубой поток», «Северный поток» и так далее.

Только представьте, что было бы, если «Газпром» реформировали «по Чубайсу».

Послесловие

«Hе доверяйте тому, что вы слышали; Не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; Не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; Не доверяйте, если это является всего лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; Не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; Не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему».

Гаутама Будда, 400 г. до нашей эpы

http://krasvremya.ru/kak-sssr-iz-mirovogo-lidera-proizvodstva-prevratilsya-v-syrjevoy-pridatok-zapada/

ГОЭЛРО — великий проект Русской цивилизации: мечта — план — явь (часть 1 из 2)

РАО ЕЭС России

http://www.gpedia.com/ru/gpedia/ЕЭС_России_(компания)

Как развалили энергетику СССР

https://kprf.ru/international/101890.html

Кризис энергетики после реформ Чубайса

http://krasvremya.ru/posle-chubajsovskoj-reformy-energetika-rossii-vpala-v-glubokij-krizis/

Реформа РАО ЕЭС

http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2007/3%2856%29-2007/56-3/

Итоги Чубайса в РАО ЕЭС

http://voprosik.net/itogi-chubajsa-v-rao-ees/

Реформа по Чубайсу

http://kprf-kchr.ru/?q=node/3414

Энергетику приказано развалить

http://www.zlev.ru/134/134_13.htm

Источник