Ту-16 (Рязань)

Оригинал взят у myauu в Ту-16 (Рязань)

Советский реактивный бомбардировщик Ту-16 находится у въезда в военный городок аэродрома Дягилево в городе Рязань.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника – среднее.
Дата съёмки – 03 сентября 2015 года.

В полукилометре от памятника (на авиабазе) находится Рязанский музей Дальней авиации (сайт), работающий по фантастически неудобному графику (только рабочие дни с 8 до 17 часов), только по предварительной записи и только с группами от пяти человек.
Я не смог попасть, потому что не подходил по всем трём пунктам 🙁
На открытой площадке музея стоят Ту-16, М-4, Ту-22П, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К.

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. На плите: 50 летие ЦБП (Центр боевого применения основан в 1940 году => 1990 год).
За самолётом ещё один камень – Героям неба.

03. Ту-16 (изделие “Н”, по кодификации НАТО: Badger — “Барсук”) – советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт.
Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др.
Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.

04. Во второй половине 1940-х годов было ясно, что будущее дальней бомбардировочной авиации за самолётами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями.
Это подтвердили и итоги Корейской войны, показавшие сложность прорыва мощной эшелонированной ПВО тихоходными, хоть и хорошо вооружёнными B-29.
Кроме того, советскому военно-морскому флоту требовался самолёт, который мог бы служить эффективным средством сдерживания против превосходящих надводных сил западных флотов.

05. В 1949 году СССР провёл испытания ядерной бомбы РДС-1 и начал подготовку к серийному производству бомбы РДС-3.
Вновь создаваемые дальние бомбардировщики должны были быть в состоянии доставить к цели это изделие с учетом того, что его вес превышал пять тонн.
Кроме того, ядерный боеприпас требует для своего размещения подогреваемого бомбового отсека, а в конструкции самолёта должны быть приняты меры по защите от воздействия поражающих факторов ядерного оружия.

06. Разработанный под эти требования Ту-16 был принят на вооружение в мае 1953 года.
Первый серийный самолёт сошёл со стапелей в Казани 29 октября 1953 года.
В общей сложности серийное производство Ту-16 происходило на трёх заводах с 1953 года до конца 1963 года.
на Казанском авиазаводе было выпущено 800 машин, на Куйбышевском авиазаводе N1 – 543 (в 1954—1960 годах) и на Воронежском — 166.

Всего было построено 40 серий Ту-16 11-ти основных модификаций.
В дальнейшем строевые самолёты неоднократно дорабатывались и переоборудовались.
Насчитывалось более 50 модификаций самолёта.

07. Силовые элементы крыла проходят сквозь воздушный тракт двигателя.

08. Кабина штурмана.
Стёкла закрашены изнутри.
В левой части снимка обтекатель курсовой пушечной установки ПУ-88 (само орудие АМ-23 снято).

09. Хвостовая часть фюзеляжа, оперение и гермокабина стрелка (Командира огневых установок).
КОУ мог управлять всем оборонительным вооружением самолёта при помощи своей прицельной станции.

10. Остатки кормовой пушечной установки ДК-7.
Несмотря на близость стрелок не наводит пушки руками – только через приводы и прицельную станцию.

11. Нижняя пушечная установка (ДТ-Н7, пушки демонтированы), створки бомболюка.

12. Над фонарём кабины лётчиков виден выступ-рог.
Это антенная станция “Роговица”.
Её наличие помогает идентифицировать самолёт, как Ту-16КСР-2-5.
Это ракетоносец из противоавианосного комплекса К-26.

Система дальнего действия К-26 была разработана во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11 августа 1962 г.
Она предназначалась для ударов самолетами-снарядами по радиолокационно-контрастным морским и наземным целям (самолеты-снаряды типа КСР-2, КСР-5) и работающим корабельным и наземным РЛС.
В состав системы входили:

  • самолеты-носители Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5;
  • два самолета-снаряда КСР-5 с обычными и специальными боевыми частями, а также КСР-2 или КСР-11;
  • система управления “Взлет”.

13. Но не всё так просто в идентификации этого экземпляра Ту-16.
Любопытной особенностью самолёта оказались “ласты” на консолях крыльев.
Обычно у Ту-16 крыло заканчивается после элерона, а здесь оно продолжается ещё на пол-метра явно дополнительным элементом.

14. Этот элемент на правой консоли крыла.

15. Выглядит явно инородно.
Поиск по мануалам и описаниям подсказывает, что это фрагменты оборудования для выполнения воздушной дозаправки.

16. Заканчиавется вот таким отверстием.
Консоль – правая – следовательно это самолёт-танкер – Ту-16З (Заправщик).
Из отверстия выходил назад топливный шланг, к которому особым образом “пристраивался” своим левым крылом заправляемый самолёт.
Такой вариант дозаправки называется “с крыла на крыло”.
Дозаправка значительно расширяла радиус действия Дальней Авиации поэтому активно применялась и продолжает применяться в Российских ВКС.

Подробное видео процесса можно посмотреть в этом ролике.
Дозаправка Ту-16 начинается в 2:25.

В танкеры переоборудовались некоторые строевые самолёты Ту-16 и часть снимаемых с вооружения.
По всей видимости этот Ту-16КСР-2-5 был переоборудован в Ту-16З.

17. Носовая управляемая стойка шасси.
Размерность колёс 900х275.

18. Основные стойки шасси.

19. Чтобы не колёса не сдувались под стойками установлены упоры.

20. При уборке шасси складывались назад с переворотом тележки для более компактного размещения в обтекателе.
Размерность колёс 1100х330.

Координаты:
54°39’34.46″С
39°35’35.26″В

Предыдущий пост об этом памятнике: http://techmonuments.livejournal.com/17436.html

Источник