Антон Макаренко — прообраз эффективного управленца ХХI века

13 марта 1888 года родился всемирно известный советский педагог и писатель Антон Макаренко (13.03.1888 — 01.04.1939), который стал знаменитым деятелем русской и мировой культуры и педагогики благодаря незаурядному успеху в воспитании детей и адаптации их в последующей жизни в обществе.

Макаренко является одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Почему его система популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России? Почему его произведения, в отличие от произведений А.Солженицына, не изучаются в школе?

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаемся. Скорее всего, в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века — это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд — «Педагогическую поэму» (1935) — сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/Makarenko.jpg/267px-Makarenko.jpg

А в России в 2003 году к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу.

Несовременно? Неактуально? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Сто лет назад, в 1917 году (!), оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась? Почему в России закон «Об образовании» пишет ВШЭ, а не специалисты в области педагогики? Наверно, всё потому, что в 90-е годы была поставлена цель — России нужны потребители, а не новаторы и созидатели (в отличие от СССР). Потому и неактуально для современных либералов-«младореформаторов» учение А.С.Макаренко.

Краткая биография

Антон Семенович Макаренко

http://pandoraopen.ru/2016-01-11/anton-semenovich-makarenko/

А.С. Макаренко родился 13 марта 1888 года в поселке Белополье, Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.

В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905). В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская. 1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью.

В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.

В 1917—1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 году переехал в Полтаву. По поручению Полтавского Губнаробра создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

Антон Семенович Макаренко

http://pandoraopen.ru/2016-01-11/anton-semenovich-makarenko/

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе.

http://www.libex.ru/dimg/51b12.jpg

Главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938),кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Литературная деятельность Макаренко — редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-учёного.

Умер 1 апреля 1939 года в Голицыно Московской области.

Макаренко — против буржуазной педагогики

Антон Семенович Макаренко

http://pandoraopen.ru/2016-01-11/anton-semenovich-makarenko/

Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, что буржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».

В те годы, когда Макаренко начинал свою работу в колонии имени Горького, многие педагоги не освободились ещё от идеалистического, слащавого отношения к детям в духе «свободного воспитания», Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми.

«Дети — цветы жизни»,— любили повторять педагоги и многие родители, однако многие из них не дали себе труда задуматься над этими прекрасными словами, из которых вовсе не следует, что «нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать».

Надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Следование мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

В буржуазной педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное понимание дисциплины — только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивалась отрицательными требованиями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т. д. Подобному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет своё требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления».

«В советском обществе, — говорил он, — дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдёт в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности».

Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко — это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Особенности педагогического наследия Макаренко

Антон Семенович Макаренко

http://pandoraopen.ru/2016-01-11/anton-semenovich-makarenko/

Педагогический опыт Антона Макаренко пригодился в Японии, в Германии и других странах. То есть, по крайней мере, в некоторых странах мира педагогические наработки Макаренко пригодились спустя почти 80 лет после того, как они «нарабатывались». Педагогический опыт советского педагога изучают, а главное, применяют в Германии и Японии. А в чём собственно состоит педагогическое наследие Макаренко?

Начнём с ещё более базисного вопроса: что такое педагогика?

Определений много. Самое простое — наука об обучении человека.

Цель — выработка приёмов, с помощью которых можно обучить человека правильно вести себя в неизвестных ему пока обстоятельствах.

Ясно, что главный объект педагогики — дети. Но не только они. Обучать приходится и студентов, и военных, и тех, кто желает овладеть новой профессией. Даже религиозный проповедник, обращаясь к пастве, использует основы педагогики. Соответственно, кроме детской педагогики (которая подразделяется на дошкольную и школьную), есть педагогика высшего, профессионального, военного образования, религиозная педагогика.

Список неполный, можно продолжить.

Педагогика — дисциплина гуманитарная. Базируется она в первую очередь на психологии, социологии, лингвистике, медицине. Пользуясь различными приёмами, педагог стремится объяснить учащемуся новые знания и навыки, закрепить их и добиться уверенного применения освоенного (часто на уровне инстинктов).

Антон Семенович Макаренко

http://pandoraopen.ru/2016-01-11/anton-semenovich-makarenko/

А.С.Макаренко был первый, кто рассматривал коллектив, в который погружён человек, как средство воспитания. Основные достижения, которых добился Макаренко, разрабатывая этот взгляд, можно сформулировать в нижеследующих пунктах.

  1. Макаренко разработал теорию коллектива-воспитателя. Коллектив А.С.Макаренко рассматривал, как устойчивое сообщество, объединенное общей целью и более или менее общим проживанием. Хотя теория Макаренко началась в трудовой колонии для беспризорных, но применима она и в школьных и в рабочих коллективах, где, хочешь-не хочешь, а проводишь почти треть жизни. Воспитание в коллективе формирует у каждого из членов присущие этому сообществу нормы, отношение к окружающим и отношение к жизни. До Макаренко педагоги рассматривали коллектив, как собрание индивидуальностей. Макаренко обратил внимание на возникающий в коллективе эффект, который в современном научном лексиконе носит название «синергия». Объединённое воздействие не равно сумме воздействий каждого. Эффект синергии может быть, как положительный, так и отрицательный.
  2. Макаренко изучил, как влияют на формирование каждого из членов строение и организация коллектива. Сюда же входят вопросы взаимоотношений между коллективом и личностью, а также взаимодействия между коллективами. Он установил, что разрыв социальных связей наносит вред воспитуемому. Правильное же их построение способствует правильному развитию индивидуума. При этом каждый член коллектива не должен относиться пассивно к своему положению в сообществе. Каждого нужно научить элементам взаимодействия с коллективом (а более широко говоря, с обществом), которые бы способствовали полному раскрытию индивидуальных талантов.
  3. В качестве практического применения этих знаний А.С.Макаренко разработал методику организации воспитания в коллективе. Воспитание по Макаренко — это установление и укрепление правильных отношений в коллективе, как на уровне структуры коллектива, так и на уровне индивидуальных взаимоотношений его членов. Сюда входит формирование сознательной дисциплины. Выражаясь словами полководца А.В.Суворова, каждый член коллектива должен знать свой манёвр при выполнении общей задачи (так учитывается историческая особенность Руси—СССР — алгоритмика общинности).
  4. По мнению А.С.Макаренко педагог, воздействуя на коллектив, правильно его формируя, использует его не только, как инструмент индивидуального воспитания. Воспитывающий коллектив воспроизводит общественные отношения на своём специфическом уровне. Верно также и обратное. Если педагог умеет правильно сформировать коллектив, он изменяет к лучшему отношения во всем обществе в целом.

Конечно, вопросы взаимоотношения личности и коллектива были особенно модны в начале 1920-х годов, когда А.С. Макаренко активно вёл свою педагогическую деятельность. Но это совсем не значит, что педагогический опыт Макаренко не применим в наше время. Наоборот, перед педагогами, осваивающими этот опыт — широкое и интересное поле деятельности.

Многих привлекает убеждение А.С. Макаренко, что:

«Нормальный человек не может адаптироваться к «социальной помойке», в условиях помойки «воспитывается только хорошо адаптированная сволочь».

Однажды у Антона Семеновича Макаренко произошёл такой разговор с профессорами, которые предложили ему поработать над учебником педагогики:

Вы какую педагогику хотите писать: сегодняшнего или завтрашнего дня? —  спросил Антон Семенович.

Конечно — сегодняшнего. Мы не знаем, что будет завтра.

Тогда я вам не помощник. Пока вы напишите, придёт завтрашний день. И у вас получится педагогика вчерашнего дня…

Наша страна, в которой традиционно всё лучшее отдавалось детям, переживает непростой период, когда надо защищать детей. Защищать от растления, от пропаганды насилия, от идей индивидуализма, на которых воспитываются нравственные уроды, эгоисты. К защите детства стремятся всевозможные фонды, общественные организации. Об этой своей задаче говорит и государство, пытаясь найти секреты воспитания личности гражданина, достойного отечества своего (увы, не всегда научно обоснованные, как показывает практика — критерий истины).

В сегодняшней нашей жизни многие из нас пытаются определить секрет успеха. Кто-то ищет его в книжках по сетевому маркетингу, другие пытаются не пропустить ни кадра, ни слова фильма «Секрет»… Воистину: нет пророка в своём Отечестве! При том, что отечественная культура — как историческая память — даёт каждому из нас такую возможность, в том числе творческое и научное наследие А.С.Макаренко, к сожалению, незаслуженно забытое с лёгкой руки либералов-западников.

А.С.Макаренко — эффективный управленец ХХ и ХХI веков

http://img1.labirint.ru/books/321958/scrn_big_1.jpg

Автор «Педагогической поэмы» создавал хозяйства, способные настроиться и перестроиться для выполнения любой задачи.

Что сегодня известно среднестатическому жителю нашей страны об Антоне Семёновиче Макаренко? «Педагогическая поэма», трудовые колонии-реформатории, перевоспитание малолетних преступников… Тема, далёкая для синих и белых воротничков. Макаренко достойно оценили только как детского учителя и наставника — в 1988 году UNESCO назвала его одним из четырёх наиболее значимых педагогов XX века. Но он же был и одним из самых оригинальных хозяйственников прошлого столетия. Как нам кажется, теория и практика управления Макаренко — это не прошлое. Это интеллектуальное сокровище, за которым — будущее.

Когда Антон Семёнович оказался лицом к лицу с несовершеннолетними правонарушителями, ему пришлось далеко не сладко:

«В поисках педагогических работников я дошёл было до полного отчаяния… Все боялись «босяков», и никто не верил, что наша затея окончится добром. Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, — они были ещё и месяцами поисков истины… Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует!.. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство… (выделено нами)».

Антон Семенович Макаренко

http://pandoraopen.ru/2016-01-11/anton-semenovich-makarenko/

В итоге полтавский наставник пришёл к важному выводу: дисциплина — это не метод, а результат воспитания.

А вот методы на пути к заветным «благородным характерам» Антон Семенович практиковал самые разные: «наряды» и «аресты» (в японской эманации — «время и место для хансей», то есть самоанализа), поощрения и зарплаты. И самый главный — вовлечение всего коллектива в управление хозяйством. Алгоритмы очевидно немарксистские, почему и был заклеймён Крупской. Тем не менее в 1927 году «магистр беспризорников» получил от НКВД Украины приглашение возглавить Детскую трудовую коммуну им. Дзержинского под Харьковом.

https://opportunizmuboy.files.wordpress.com/2015/11/1364810065_big.jpg?w=600&h=398

И эта коммуна (300 несовершеннолетних голов, причём не только мальчиков, но и девочек) смогла построить и запустить сначала производство электродрелей, а позднее — завод фотоаппаратов, выпускавший знаменитые ФЭД.

http://myppt.net/u/storage/ppt_12710/279a-1401979400-11.jpg

В то время в СССР сосуществовали многочисленные формы собственности: и артели дореволюционного типа, и кооперативы, и вновь народившиеся акционерные общества, и ТОЗы, и социалистические совхозы, и коллективистские коммуны. В этом разнообразии почин Макаренко не бросался в глаза. Когда в 1935 году полностью была опубликована «Педагогическая поэма», её идеи для целей социалистического строительства оказались не нужны. А может, неправильно были поняты или раскрыты чиновниками? Или нашлись во власти троцкисты, пытавшиеся на корню зарубить здравую идею? При жизни А.С. Макаренко подвергался многочисленной критике. В 20-е годы это были статьи в украинской печати, во второй половине 30-х годов появились разгромные рецензии на его «Книгу для родителей», «Флаги на башнях» и другие работы. Только в 1940 году, уже после смерти, он был «канонизирован» как выдающийся советский педагог. Всё в полном соответствии с принципом:

«Не можешь победить, возглавь».

Таким образом, явление, по духу равное русскому авангарду, первичное в мировом масштабе, а не перепевка западных или восточных мотивов, с приличным экспортным потенциалом, осталось практически не востребованным. Хотя находки Антона Семёновича как в области педагогики и андрагогики (т.е. улучшение характера «вполне совершеннолетних» на работе и в быту), так и в плоскости менеджмента (в классическом смысле термина) были вполне революционными и позднее проявились в других странах. Расскажем о некоторых из них, относящихся к бизнесу.

1) Поосевое управление — то, что только через 40 лет в послевоенной Японии получит название «развёртывания политик», а компания Bridgestone Tire в 1964 году наречёт «сияющими иглами» («Хосин Канри»). Три основные оси — качество, затраты, дисциплина поставок — и две дополнительные — всеобщий уход за оборудованием и всеобщее обучение — вполне проявились в работе колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского и красочно изображены в нескольких произведениях Макаренко.

2) Цепочки экспертов — в виде хозяйственной комиссии, столовой комиссии, комиссии по праздникам и т.д. Лишь через полвека такие цепочки появятся в Харцбургской модели управления профессора Рейнхарда Хона (Германия) и, в частности, в розничных гигантах Aldi Nord и Aldi Zud.

3) Корпоративный университет. Включал в себя (коммуна им. Дзержинского) школу, рабфак Харьковского машиностроительного института, преобразованный в техникум с двумя отделениями — электромеханическим и оптико-механическим, а также театр, клуб, оркестр. На Западе первый корпоративный университет появится в 1961 году в McDonald’s.

4) Сверхгибкие «скрипты». В повседневной бизнес-деятельности не обойтись без инструкций, стандартных операционных процедур и прочих рецептов и бюджетов. Как правило, преобладают скрипты жёсткие, редко встречаются полужёсткие. Создать стандарт и его вариации — это меньше половины дела. Осуществлять его непрерывное изменение и адекватное применение (или неприменение) — вот где вызов. К примеру, в отношении наказаний Антон Семенович говорил:

«Нельзя дать общих рецептов… Каждый поступок является всегда индивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьёзный проступок, в других случаях — за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание».

Японцы сформулируют свою теорию «кайзен» (непрерывное совершенствование производственных и вообще любых процессов) ближе к 1980-м. Немного позже американские управленцы начнут говорить об управлении по гибким целям и системе scrum с её межфункциональными командами, нефиксированными бюджетами и т. п.

5) Мультипроектное управление — полтавский мастер называл его «самым важным изобретением нашего коллектива за всю его историю». Так называемые «сводные отряды» создавались не более чем на неделю и получали короткое определённое задание.

«Разнообразие типа работы и её длительности определило и большое разнообразие таких отрядов. В колонии появилась сетка сводных, немного напоминавшая расписание поездов…».

До сих пор мультипроектное управление является, наверное, самым сложным для любого предприятия. Даже тотальное управление качеством с парой десятков проектов на одного сотрудника в год мало кому удается привить. Однако система Макаренко обеспечивала подготовку проектных управленцев высочайшего уровня, благодаря чему колония им. Горького

«отличалась к 1926 году бьющей в глаза способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находились с избытком кадры способных и инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться».

Это та самая матричная схема, которая в учебниках по теории управления называется сравнительно модерновой и рождённой якобына Западе (так А. С. Макаренко её успешно применял в 1923 году!).

Надо сказать, что звание «колонист» присваивалось только тем, кто действительно дорожил колонией и боролся за её улучшение. Но кому-то это давали через три месяца, а кому-то и через год не давали и он/она продолжали ходить в воспитанниках.

Организаторская цель системы Макаренко — трудиться не с роботизированными сотрудниками, а с людьми, сохраняющими живость восприятия и реакций.

Виртуозность создания стандартов заключается в том, что многие из них создаются человеком только один раз, для одной конкретной ситуации. Кстати, о самом педагоге говорили:

«Антон Семёнович был непредсказуем, и это вызывало жадное любопытство детей».

Результатом макаренковской «огранки» стало появление тысяч выдающихся характеров. Гости колонии и коммуны единодушно замечали, что «горьковцы» и «дзержинцы» выделяются и внешним видом, и реакциями в различных ситуациях. Важнейшим проявлением стереотипа поведения этой консорции была способность к сверхнапряжению, умение выдавать колоссальное количество работы — то, что Лев Гумилёв нарёк пассионарностью. К сожалению, выдающийся управленец был вынужден оставить практическую работу и заняться в основном теорией, к которой потом если и апеллировали, то исключительно в педагогическом плане. Известно только одно упоминание об Антоне Семёновиче как серийном предпринимателе — в украинском Forbes в апреле 2013 года.

Ускорение генерации валового продукта в XXI веке неизбежно потребует новых, ранее невиданных аутопоэзных (самовоспроизводящих) форм собственности и контекстного права, которые будут также похожи на прошлые АО и ТОО, атомный реактор на двигатель внутреннего сгорания. Немного перефразируя Ландау:

«мы не в состоянии представить, как это будет работать, но можем понять…».

Макаренко ещё восемьдесят с лишним лет тому назад продемонстрировал грядущий скачок эффективности систем управления и развития (что так не хватает нашему либеральному Правительству и ЦБ).

По всему миру ещё появятся тысячи диссертаций по работам полтавского мастера в сфере бизнеса, права, этнологии, социологии, андрагогике (отрасль педагогической науки, раскрывающая проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: non scholae, sedvitae discimus — учимся не для школы, а для жизни) и т. д.

По некоторым прикидкам, «Педагогическая поэма» станет остро актуальной уже в 2020-х.

Послесловие

http://slidesharo.com/u/storage/ppt_4076/ec13-1386569164-12.jpg

Если немцы, изучавшие и внедрявшие систему Макаренко, делали ставку на труд, то японцам очень понравилось сочетание ответственности и творчества, а также круговой коллективной поруки. В 1950-е годы работы Макаренко стали там издавать массовыми тиражами — для руководителей предприятий. И теперь практически все японские фирмы строятся по лекалам трудовой колонии нашего педагога.

И вдвойне обидно, что эти самые принципы Макаренко теперь возвращаются к нам. В виде «корпоративных мероприятий», «тим-билдинга» и «умения работать в команде», в виде «воспитания сотрудника путём повышения его мотивации».

Это всё придумал и воплотил Макаренко. Но — нет пророка в своём отечестве. Его труды у нас не переиздавали довольно долго. Кстати, последнее переиздание его собрания сочинений было осуществлено — вот где позорище-то! — одной западной косметической компанией. С характерным предисловием:

«Он сделал для процветания нашей фирмы больше, чем кто бы то ни было».

«Три кита» знаменитой на весь мир системы педагога Антона Макаренко — воспитание трудом, игра и воспитание коллективом — у нас в постсоветское время были причудливо искажены.

А.С. Макаренко сделал для образования не меньше, чем было сделано в других странах. Именно он открыл новую «Планету» в педагогике, которая ждёт своего признания и внедрения в жизнь каждого школьника и студента. Но это произойдёт лишь тогда, когда грязная политика перестанет вмешиваться в дела Науки, той Науки, которой ещё предстоит родиться, которую Ф. Бэкон назвал Новым Органоном, а наш лучший педагог ХХ столетия А.С. Макаренко это назвал «Диалектической педагогикой»:

«Нет более диалектической науки, чем педагогика».

К огромному сожалению, для нашей науки горе-политики слишком рано стали делить шкуру неубитого медведя. Эту науку о справедливом обществе ещё надо создавать всем миром. И здесь непочатый край работ для любого народа и наций.

https://storage.surfingbird.ru/l/16/3/23/23/r2_cs7004.vk.me_LbJWxaz5_wo_ba75ac05.jpg

Почему наша педагогика осталась усечённой, как это говорил А.С. Макаренко, почему обрезанными стали подсистемы — труд, спорт в нашей системе образования, почему наши дети замертво падают на уроках физкультуры — всё это результат нашей несовершенной системы образования.

Сегодня многие наши представления об общественных процессах, о различных исторических личностях изменяются радикальным образом. Это обусловливает необходимость углубления, уточнения, а иногда и пересмотра многих концепций, в том числе и в педагогике. Важнейшей задачей является новое прочтение А.С.Макаренко и на этой основе — дальнейшее развитие его идей.

Ставшие сегодня известными широкой общественности новые факты биографии А.С.Макаренко, его высказывания, архивные материалы, служебные документы — всё это позволяет утверждать: личность А.С.Макаренко и значение его социально-педагогических идей не были до сих пор нами оценены в должной мере. Значение его идей выходит за рамки чисто педагогического приложения, эти идеи могут являться ориентирами в решении современных социальных, экономических, правовых, педагогических проблем нашего общества.

А нашим читателям советуем почитать его книги. Поверьте, почерпнёте для себя много нового…

МАТЕРИАЛЫ:

А.С.Макаренко. Краткая биография

http://kratkoe.com/anton-makarenko-kratkaya-biografiya/

А.Макаренко. Популярен в мире, и не актуален в России

http://krasvremya.ru/anton-makarenko-populyaren-v-mire-i-ne-aktualen-v-rossii/

А применимо ли сегодня педагогическое наследие Макаренко?

http://www.topauthor.ru/a_primenimo_li_segodnya_pedagogicheskoe_nasledie_antona_makarenko_efc5.html

Актуальность опыта А.С.Макаренко в наши дни

http://ucmopuockon.livejournal.com/9256043.html

Цитаты Макаренко

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st063.shtml

Доклад А.Макаренко «О воспитании» (20.10.1938 года)

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st063.shtml

А.Макаренко как управленец

http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/301041-vechno-molodoi-anton-makarenko-kak-upravlenets-xxi-veka

Парадокс системы А.Макаренко

http://www.aif.ru/society/history/paradoks_sistemy_antona_makarenko_ee_vnedryali_vo_vsem_mire_no_ne_u_nas

Выдающийся советский педагог

http://www.detskiysad.ru/ped/ped137.html